Около пяти вечера, 23 июня. Сделав снимок на телефон, улыбчивый детский омбудсмен Павел Астахов заходит в палату Детской городской больницы на Тушинской. Он держит телефон в руке, в кадре его смартфона две девочки, выжившие в трагедии на Сямозере. Из их группы в несколько десятков детей во время шторма утонуло 14 человек. Он садится напротив и, не переставая улыбаться, спрашивает: «Ну чего, как поплавали?» Девочки самостоятельно держались на плаву в холодной воде 9 часов подряд, пережили эвакуацию и телекамеры, и только и смогли вымолвить: «Ну…»

Примерно в то же время за полторы тысячи километров от Москвы, в поселке Лоухи, Карелия, в СИЗО доставили Дениса Орлова, гендиректора детского лагеря «Золото Белого моря». После трагедии 18 июня на Сямозере в Карелии начались проверки детских лагерей. Палаточный лагерь «Золото Белого моря» находится на острове в Белом море — лагерь с историческим, реконструкторским уклоном, с палатками, сделанными в духе жилищ варягов. Лагерь за несколько дней успели посетить Роспотребнадзор, Госинспекция по маломерным судам, проверяющая комиссия, а самого Орлова успели задержать, отпустить и снова задержать. Статью, санкционирующую арест Орлова, правоохранители выбирали целые сутки: начав с «неповиновения сотруднику полиции» перешли к «незаконной вырубке леса» и остановились на «оказании услуг, не отвечающих требованиям безопасности». Первый раз Орлова задержали вечером 22 июня, когда он отказался выполнить требование проверяющей комиссии эвакуировать детей с острова. Орлов ссылался на то, что комиссия не предоставила постановления об эвакуации, а сам вывоз детей через море ночью представляет угрозу их жизни. Следственный комитет возбудил уголовное дело, а в федеральных СМИ после второго задержания появились комментарии родителей воспитанников лагеря. Они защищают руководство и вожатых, отрицая обвинения.

Из заявления СК республики Карелия: «С июня 2016 года на острове Сидоров Кандалакшского залива Белого моря на территории Лоухского района Республики Карелия функционирует туристическая программа “Сокровища Белого моря”. […] По данным следствия, при организации работы туристической программы и палаточных лагерей выявлены многочисленные грубейшие нарушения требований санитарно-эпидемиологических норм, что свидетельствует об оказании услуг, не отвечающих требованиям безопасности жизни и здоровья потребителей».

17 июня, в день заезда первой смены в «Сямозеро» и за два дня до трагедии, на остров Сидоров, где расположен детский лагерь «Золото Белого моря», прибыла штатная проверка. На острове находилось 69 человек: 51 ребенок от 11 до 13 лет, вожатые и сотрудники лагеря.

Как рассказывает инструктор-стажер лагеря Ольга Каркавцева, члены комиссии — представители прокуратуры, Роспотребнадзора и Лесхоза — выдвигали противоречивые требования. Роспотребнадзору понравились модифицированные палатки: за год до этого проверка предъявляла к ним претензии, поэтому руководство лагеря палатки изменило, чтобы они соответствовали требованиям. При этом представители Лесхоза посчитали их капитальными постройками, хотя они, по словам Каркавцевой, «имеют сертификат сборно-разборных строений». Другие незначительные замечания были быстро устранены, говорит инструктор-стажер.

По словам заместителя Орлова, Максима Митрофанова, проверка была рядовой: «Много придрались по мелочам, но в итоге сошлись на том, что все устраним к следующему приезду комиссии».

Сразу после трагедии на Сямозере комиссия правительства Карелии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности вынесла решение, согласно которому «до 22 июня должны быть проведены проверки безопасности во всех детских лагерях, действующих на территории республики».

Через несколько дней, 21 июня, Дениса Орлова вызвали в прокуратуру, сообщили, что лагерь незаконный, и потребовали вывезти детей в Москву. Вечером 22 июня на остров Сидоров снова прибыла проверка — на этот раз приехала комиссия, состоящая из главы и замглавы Лоухского района, представителей МЧС, прокурора района и представителей органов опеки. По словам Ольги Каркавцевой, комиссия появилась вместе с сотрудниками полиции и в сопровождении двух судов МЧС.

Инспекция потребовала перевезти детей на большую землю; официальные лица заверили вожатых, что для воспитанников освобождена часть зданий и больниц на материке, а к пристани подогнаны автобусы.

«Было похоже, что нас ехали просто закрывать, а детей увозить», — говорит замдиректора лагеря Митрофанов. Чиновники объясняли необходимость забрать детей тем, что договоры между родителями и «Золотом Белого моря» недействительны ввиду отсутствия доверенностей от родителей, рассказывает Каркавцева.

«Часть договоров была у нас на руках, часть в офисе. Мы были готовы предоставить все документы. Сейчас договоры и доверенности с нами», — говорит Митрофанов.

Перепалка продолжалась до глубокой ночи. Митрофанов утверждает, что представители власти не предъявили никаких распоряжений на эвакуацию, а все заявления делались в устной форме. По его словам, никто из представителей власти не хотел брать на себя ответственность за жизни и здоровье детей во время эвакуации. Все закончилось тем, что комиссия увезла с собой директора лагеря. Детей же в результате решили оставить на острове до конца смены.

Вожатые считают, что лагерь «Золото Белого моря» просто попал под горячую руку. Лагерь существует 14 лет и каждый год проходил все необходимые проверки. Есть и соответствующая запись в реестре Ростуризма. Однако премьер-министр республики Олег Тельнов все равно уверен, что фирма существует незаконно. «Подобные лагеря есть и в районе Нильмогубы. Бизнесмены продают путевки в Москве и завозят сюда детей в нарушение всех законов», — сказал он на заседании штаба по трагедии на Сямозере. В пресс-службе главы республики Александра Худилайнена «Снобу» подтвердили, что проверка проводится по поручению губернатора. Главной претензией прокуратуры является то, что лагерь «Золото Белого моря» нигде не зарегистрирован. На возражения о том, что фирма есть в реестре Ростуризма, представитель губернатора сообщил, что «в прокуратуре не нашли сведений о том, что лагерь был зарегистрирован как детский».

Сын Дениса Орлова, Алексей, в разговоре со «Снобом» связал возникшие проблемы со старым конфликтом руководства лагеря с местной частной туристической компанией. У компании на острове Сидоров есть дом, «притом что капитальное строительство на острове запрещено», а руководят ею, по словам Алексея Орлова, выходцы из силовых структур, постоянно ругающиеся с руководством лагеря. В прошлом году на острове подожгли несколько построек: сооруженную вожатыми баню и пристройку. По утверждениям Алексея, представители компании были в составе комиссии, приехавшей закрывать лагерь.

Смена в лагере «Золото Белого моря» продлится до 28 июня. Пока чиновники ищут, кто виноват, а бизнесмены защищаются, на острове Сидоров находятся дети. Им, конечно, ничего не говорят.