Зудхаймер мог передать деньги Белых после того, как следователи привлекли его к уголовному делу, возбужденному против его партнера Альберта Ларицкого. По версии следствия, Ларицкий также передавал деньги кировскому губернатору.

Альберта Ларицкого арестовали в июне 2015 года. Его обвинили в мошенничестве с кредитами, которые он взял на модернизацию «Нововятского лыжного комбината» (НЛК), а также в хищении денег Сбербанка. По версии следствия, Ларицкий действовал через швейцарскую компанию Champion Chemicals AG, которую, по данным Transparency International, контролировал Юрий Зудхаймер.

«У нас есть основания полагать, что к Юрию Зудхаймеру также могли появиться претензии со стороны правоохранительных органов, и, как следствие, у него могла быть мотивация сотрудничать с ними и участвовать в провокации губернатора на получение взятки», — заявили в Transparency.

В Transparency допустили, что Зудхаймера могли привлечь к уголовной ответственности за преднамеренное банкротство принадлежащих ему компаний. После того, как Альберта Ларицкого посадили в СИЗО «Лефортово», кипрский офшор Remigal Konsaltans Limited Зудхаймера через арбитражный суд взыскал 403 миллиона рублей с «Нововятского лыжного комбината» и еще двух компаний.

Версию Transparency подтвердил анонимный источник РБК, знакомый с расследованием, который считает, что речь идет о попытке вывода средств. Именно эти действия привлекли внимание следователей к Зудхаймеру, отметил он.

«Предположительно, когда Ларицкий оказался в тюрьме, Зудхаймеру сделали предложение, от которого он не мог отказаться, поскольку сам имел отношение к уголовному делу Ларицкого. По всей видимости, он его принял и стал торпедой для Никиты Белых», — заявили в Transparency.

«Торпеда» — это термин, который используют сотрудники правоохранительных органов. «"Торпедой" называют человека, которого в рамках оперативного эксперимента отправляют для дачи взятки должностному лицу», — объяснили в Transparency. Часто эту схему используют, когда на взятке ловят чиновника средней руки: взамен на свободу ему предлагают дать взятку чиновнику более высокого ранга. В Transparency считают, что в деле Никиты Белых «торпедами» могли выступить и Альберт Ларицкий, и Юрий Зудхаймер.

Никиту Белых задержали 24 июня в московском ресторане после того, как Зудхаймер передал ему 150 тысяч евро. Следователи возбудили в отношении губернатора дело по 290-й статье УК РФ (получение взятки в особо крупном размере). В СКР считают, что всего Белых лично и через посредника получил 400 тысяч евро. Эти деньги ему якобы передали за покровительство компаниям «Нововятский лыжный комбинат» и «Лесохозяйственной управляющей компании».

Никита Белых арестован и находится в СИЗО «Лефортово». 6 июля Мосгорсуд рассмотрит жалобу на его арест. Основатель партии «Яблока» Григорий Явлинский, главный редактор «Эха Москвы» Алексей Венедиктов и советский журналист, профессор МГИМО Юрий Кобаладзе пообещали выступить поручителями Белых, сообщил в твиттере сам Венедиктов.

«Новая газета» сообщила 1 июня, что во время беседы в ресторане Белых и Зудхаймер обсуждали, как «тратить деньги на храмы». РБК в тот же день сообщил, что за несколько недель до ареста Белых получил благословение митрополита Вятской епархии Марка на строительство часовни Матроны Блаженной. Опрошенные изданием эксперты оценили строительство часовни в 30 миллионов рублей (порядка 400 тысяч евро).