![Аватар](https://0d314c86-f76b-45cc-874e-45816116a667.selcdn.net/7973AFDA_610C_4922_B069_26D0F4933C65_avatar.jpg)
Денис Орлов: Это просто небо и земля
1.
Автомобилестроение: двигатель внутреннего сгорания
О приоритете на изобретение ДВС не утихают споры. Работоспособные образцы построили и француз Этьен Ленуар, и немец Николаус Отто, и трудившийся в Санкт-Петербурге серб Огнеслав Степанович Костович. Причем последний целенаправленно создал его для дирижабля и аэроплана собственной конструкции. Но двигатель изготовил, а дирижабль с аэропланом — нет. И только когда уже лошади перестали пугаться самодвижущихся экипажей, мысль о полете обрела реальность. Авиационные двигатели были гораздо мощнее автомобильных и совершеннее конструктивно. Однако факт остается фактом: этот матч автомобиль у самолета выиграл.
![Фото: www.waterandpower.org](https://snob.ru/indoc/attachments/snob2/3a/57/3a57b5e6b04c654c5ffb4ef60d1c3e3d4e096861d653764f205687afd7d50172.jpg)
Авиапром: аэродинамика
Об аэродинамике создатели автомобилей задумались в начале 1920-х годов. Примечательно, что такие новаторы в этой области, как Эдмунд Румплер, прежде конструировали аэропланы. И авиационный опыт оказался весьма кстати: как высоко в небе, так и у земли законы перемещения твердого тела в газообразной среде одинаковы. Разница состояла лишь в том, что самолету необходимо было взлететь и удерживаться в воздухе, а автомобилю требовалось не отрываться от дороги. Но это инженеры вскоре поняли.
![Фото: Daimler AG](https://snob.ru/indoc/attachments/snob2/9a/dd/9addd2a0d3c6562432e237025a4e0f4664b693469576acd12a0a3264dad5361b.jpg)
2.
Автомобилестроение: колеса
Легкие колеса на проволочных спицах, которые автомобиль, в свою очередь, позаимствовал у велосипеда, оказались лучше лыж братьев Райт. Аэропланы последователей братьев-пионеров взмывали в небо уже с колес. Впрочем, британский пионер аэронавтики сэр Джордж Кейли еще в начале XIX века предложил идею спицованных колес.
![Фото: www.fortepan.hu](https://snob.ru/indoc/attachments/snob2/65/d5/65d5dd06a14005556d0865cd94be1ca190293114d3f217623c40947bb72bd371.jpg)
Авиапром: колпаки на колеса
Престижные автомобили «золотого века», периода 1920–1930-х годов, щеголяли колпаками, закрывавшими проволочные или деревянные спицы колес. Решение подсмотрели в авиации, где оно использовалось для снижения аэродинамического сопротивления и предотвращения набивания грязи в шасси. Колпаки нередко выполняли из «крылатого металла» — алюминия — полируя их до блеска.
![Фото: Darin Schnabel/Courtesy of Bonhams Auction](https://snob.ru/indoc/attachments/snob2/c5/c6/c5c6ab1c4a8057e4792ab3c2d530599f100965365452704520ccbbf13445f1d8.jpg)
3.
Автомобилестроение: дверь для «Аэрокобры»
Американский истребитель времен Второй мировой войны Bell P-39 Airacobra, в отличие от своих соперников, оснащался не сдвижным колпаком пилотской кабины («фонарем»), а дверьми автомобильного типа. Кроме того, поскольку двигатель «Аэрокобры» находился позади кабины, от него к редуктору винта шел настоящий вал — почти как в автомобилях.
![Фото: www.waralbum.ru](https://snob.ru/indoc/attachments/snob2/2a/b1/2ab1769d7a3f7013e071c16a51fe4cf81582c4e4bd955b2e45436637621612c4.jpg)
Авиапром: автопилот
Программно-аппаратный комплекс, направляющий воздушное судно по заданному курсу, впервые разработан американской Sperry Corporation еще в 1912 году. В 1930-е автопилоты уже применялись на регулярных авиалиниях. А в 1947 году самолет C-54 военно-воздушных сил США совершил на автопилоте трансатлантический перелет. Однако еще в 1910-е годы на американском легковом автомобиле Peerless стоял примитивный прибор для поддержания постоянной скорости. Более продвинутый Auto-Pilot изобрел в 1948 году инженер Ральф Титор. Устройство использовалось на моделях Chrysler и Imperial 1958 года. В любом случае, автомобильные «круиз-контроли» и «темпоматы» были проще самолетных, поскольку от них не требовалось регулировать курс по высоте и тангажу. Современные «адаптивные круиз-контроли» не только удерживают заданную скорость, но и сохраняют дистанцию и положение автомобиля в полосе движения. А со следующего года в Гётеборге начнется опытная эксплуатация 100 полностью автоматических автомобилей Volvo.
![Фото: Volvo Cars Corporation](https://snob.ru/indoc/attachments/snob2/12/4e/124e91a292ae109622506368f8bd3f20cae59e3c9f0bf04f3ef8c0cff731295b.jpg)
4.
Автомобилестроение: кресло Recaro
Пассажиры Airbus помимо инструкции по безопасности, размещенной в кресле впереди сидящего пассажира, могут прочесть также акроним Recaro. Известная на весь мир марка сидений когда-то была кузовостроительной мастерской Stuttgarter Karosseriewerk Reutter & Co, GmbH. Она основана 100 лет назад. Предприятие располагалось в пригороде Штутгарта — Цуффенхаузене, по соседству с заводом Porsche. Первого декабря 1963 года семейство Ройтеров уступило соседу кузовной цех вместе с 950 рабочими, а с оставшимися 250 сосредоточилось на изготовлении автомобильных кресел. Для нового дела использовали марку Recaro (Reutter + Carosserie). В 1971 году Recaro выпустила свое первое авиационное кресло.
![Фото: Денис Орлов](https://snob.ru/indoc/attachments/snob2/0b/bf/0bbfb9d3db27f32acd63e8a4e7f748f32ee16d69cda8ebb0974d0622d61cee43.jpg)
Авиапром: ремни безопасности
Впервые ремни безопасности использовал в 1913 году знаменитый «петлист», пилот-исполнитель «мертвых петель», француз Адольф Пегу. В 1930-е кресла самолетов регулярных авиалиний оборудовались ремнями. Однако мы вправе оспорить приоритет авиаторов: еще на заре автомобилизма гонщики привязывали себя ремнями к креслу. Современные трехточечные ремни безопасности разработал для автомобилей Volvo инженер Нильс Болин, до этого служивший конструктором кресел в авиационном отделении компании SAAB.
![Фото: Volvo Cars Corporation](https://snob.ru/indoc/attachments/snob2/00/4e/004e6d0c3403e90a154a405e888442f26450c62257d6b4b84d5c3a2bb0783a1c.jpg)
5.
Автомобилестроение: дизайн кабины Airbus A300/A310
Проект 2603 — так назывался проект, который вела компания Dr. Ing. h.c. F. Porsche AG в 1980–1984 годах по заказу европейского авиастроительного консорциума Airbus. В рамках задания требовалось создать кабину пилотов, оснащенную цифровыми комплексами авионики — EFIS и ЕСАМ. Электроника позволила сократить экипаж до двух человек и тем самым увеличить вместимость салона на один ряд. Кабину Porsche первыми получили лайнеры А310 и А300-600. Главным дизайнером Porsche в этот период был Анатолий Федорович Лапин.
![Фото: Dr. Ing. h.c. F. Porsche AG](https://snob.ru/indoc/attachments/snob2/fe/c0/fec03223daad9e130c7dbebb7a83696c1a28d003d410792ab87dc8b0f64c8795.jpg)
Авиапром: кили американских автомобилей
Впервые декоративные кили появились на задних крыльях автомобилей Cadillac в 1948 году. Идею главный дизайнер корпорации General Motors Харли Эрл подсмотрел еще до начала Второй мировой войны у авиастроителей: ему по знакомству показали секретный тяжелый истребитель Lockheed P-38 Lightning. У этого самолета было два двигателя, две хвостовых балки и два вертикальных стабилизатора. В 1950-е находку Cadillac подхватили конкуренты. К концу 1950-х кили достигли гипертрофированных размеров, а в начале 1960-х исчезли столь же быстро, как и появились.
![Иллюстрация из рекламной брошюры корпорации General Motors к Американской выставке в Москве 1959 года](https://snob.ru/indoc/attachments/snob2/65/50/6550090592149cc2e8507ecc76ebd410bb4dd7a4576f30db21ae95f844cf7a0f.jpg)
6.
Автомобилестроение: стеклоочистители
Жительница города Бирмингем, штат Алабама, Мери Андерсон получила 10 ноября 1903 года патент за номером 743 801 на «устройство, очищающее стекло». 1903-й стал годом стеклоочистителей: за три месяца до мисс Андерсон заявку на «очиститель стекол самодвижущихся кэбов» в американское патентное бюро подал Роберт Дугласс, а в Великобритании 9 октября ирладцу Джеймсу Генри Апджону выдали патент на «аппарат по очистке стекол экипажей, автомобилей и др.» С 1916 года американские автомобили начали оснащаться «дворниками» с ручным приводом. Затем наступил черед вакуумного и электрического приводов. Вероятно, в авиации стеклоочистители впервые применены на английском пассажирско-почтовом Armstrong-Whitworth AW.15 в 1930 году. Как и в автомобилях, в самолетах также разбрызгивается и особая жидкость для чистки стекол.
![Фото: www.airbus.com](https://snob.ru/indoc/attachments/snob2/4a/79/4a79b192c73c4ed7b1a2a266f8768f4014ae9344b0289ea34eaaa8719fe48969.jpg)
Авиапром: легкие материалы
Германский металлург Альфред Вилм на заводе Dürener Metallwerke AG в 1903 году изобрел сплав «дюралюмин», из которого в 1915 году компания Junkers Flugzeug- und Motorenwerke AG построила первый в мире цельнометаллический самолет. В начале 1920-х технологию адаптировали наш авиаконструктор Андрей Николаевич Туполев и американец Уильям Бушнел Стаут. Причем последний конструировал из «дюраля» как автомобили, так и аэропланы. Самая известная его крылатая машина — Trimotor — выпускалась автомобильной компанией Форда. Автомобилестроители понемногу осваивали легкие сплавы. Начали с поршней и головок цилиндров, затем перешли к картерам коробок передач, рычагам подвески, колесам и кузовам. Сегодня по примеру авиапрома, широко используют не только алюминиевые сплавы, но и магниевые, а также углепластик.
![Фото: Audi AG](https://snob.ru/indoc/attachments/snob2/66/a6/66a67b62da519d2f0870c4f1079e0f1a39c4f663fe3e8b5d69cfe2d2bc86091f.jpg)
7.
Автомобилестроение: фары
Посадочные огни — так это называется в авиации. А еще посадочно-рулежные фары и фары для освещения полосы вбок (именно так: runway turnoff light) и еще куча специальных огней — светотехника современного авиалайнера разнообразна. Автомобиль немногим уступает: ближний и дальний свет, дневные ходовые огни, указатели поворотов и их повторители, «противотуманки» и «аварийка», дополнительные фары для «заглядывания за поворот», задние фонари. На заре автомобилизма все выглядело куда скромнее и тусклее: вместо пронзительных светодиодов жалкие керосиновые или ацетиленовые светильники спереди. И красный фонарь сзади — железнодорожная традиция. Генератор, аккумулятор и лампочки накаливания появились только спустя четверть века после изобретения автомобиля. Примерно столько же потребовалось, чтобы фары появились у аэропланов — когда летать стали чаще и дальше, и нередко приземляться в ночь. Только вот самолет на десять лет моложе автомобиля.
Авиастроители сегодня отстают: в автомобильных фарах лампы накаливания все чаще заменяют светодиодами, тогда как максимум, на что отважилась компания Boeing, так это применить на своем сверхсовременном 787 Dreamliner светодиодные аэронавигационные огни.
![Фото: www.airbus.com](https://snob.ru/indoc/attachments/snob2/a8/b7/a8b7a31021bd89fedb9e7d509bc8cc543c685fba1f6bb44d3283ac86d9a4684d.jpg)
Авиапром: АБС
Антиблокировочные системы впервые появились в тормозах американских самолетов еще в начале 1930-х. Первым советским самолетом с АБС стал Ил-18. Так что Юрий Гагарин прилетел в Москву на самолете с АБС. Попытки адаптировать антиблокировочную систему для автомобилей начались только в конце 1950-х (известное механическое устройство Dunlop Maxaret). В 1965 году в продажу поступил первый автомобиль, оснащенный АБС, — английский Jensen Interceptor FF. В 1978 году наиболее дорогая модификация 450SEL 6.9 седана Mercedes-Benz S-класса (W116) получила электронную АБС компании Bosch AG.
![Фото: Денис Орлов](https://snob.ru/indoc/attachments/snob2/e3/19/e3197bec1edda75f8234de70277a87e5e237402874c7be2f797e06e0ff8add69.jpg)