Андрей Кончаловский едет в рай: Венеция объявила программу 73-го фестиваля
Венеция любит Кончаловского: он участвовал в конкурсе Мостры (т. е. выставки — так часто называют этот кинофестиваль, неотъемлемую часть Венецианской биеннале искусств) четыре раза, дважды возвращался со вторыми по значимости призами — Гран-при за «Дом дураков» в 2002-м и «Серебряным львом» за «Белые ночи почтальона Алексея Тряпицына» в 2014-м. «Рай» — копродукция России и Германии, историческая сага об эпохе Второй мировой, увиденной сквозь судьбы трех героев: русской аристократки Ольги, белоэмигрантки и участницы Сопротивления (Юлия Высоцкая), высокопоставленного офицера СС Гельмута (дебютант Кристиан Клаусс) и французского коллаборациониста Жюля (популярный характерный актер второго плана Филипп Дюкен). Сочетание большого стиля и любимой Кончаловским эксцентрики обещает быть интересным. Первый тизер, смонтированный из «референсов» — хроники и старых фотографий, — здесь.
Тон 73-й Венеции задает фильм открытия, участвующий и в конкурсе, — мюзикл «Ла Ла Лэнд», посвящение золотому веку Голливуда с Райаном Гослингом и Эммой Стоун в главных ролях, обещающий торжество постановочной роскоши проект Дэмиена Шазелла — он прославился дебютной драмой Whiplash (в России известной как «Одержимость») о джазе как кровавом испытании. Меланхолично насвистывающий первый тизер — здесь.
Обычно в Венеции много американцев. У того же Канна, проходящего в мае, задолго до начала предоскаровского марафона, с американским кино бывают трудности. В Венеции — никаких, продюсеры охотно продвигают осенне-зимние премьеры на Лидо. Фильмы открытия 2013 и 2014 годов («Гравитация» и «Бердмен») попадали в число оскаровских призеров, вне конкурса в 2015-м прошла премьера последнего фаворита Киноакадемии «В центре внимания». Но на этот раз США представлены скромнее. В конкурсе, помимо уже упомянутой «Ла Ла Лэнд», неигровой научно-популярный фильм Терренcа Малика «Путешествие во времени», заочно больше смахивающий на IMAX-аттракцион, чем на полноценное произведение кинематографического искусства (трейлер — здесь). «Свет в океане» Дерека Кьянфранса, эпическая мелодрама с Майклом Фассбендером и Алисией Викандер. Второй фильм дизайнера Тома Форда «Под покровом ночи» с Джейком Джилленхолом и Эми Адамс (дебют Форда, гей-мелодрама «Одинокий мужчина», тоже был впервые показан в Венеции). Два других американских конкурсанта сделаны режиссерами-варягами: канадец Дени Вильнёв покажет «Прибытие», фантастику о контакте с инопланетянами с участием Фореста Уитекера, Эми Райан и Джереми Реннера. Иранский вундеркинд Ана Лили Амирпур, прославившаяся вампирским хипстер-триллером «Девушка ночью идет домой», — техасскую историю о любви и каннибалах «Бракованная партия» (The Bad Batch) с Киану Ривзом, Джимом Кэрри, Диего Луной и моделью Суки Уотерхаус. Правда, если приплюсовать внеконкурсные премьеры — вестерна Антуана Фукуа «Великолепная семерка», военной драмы Мела Гибсона «По соображениям совести», американского дебюта квебекца Филиппа Фалардо «Истекающий кровью», — то получится, что Голливуда в Венеции снова немало.
Среди соперников Кончаловского — балканский гений Эмир Кустурица, наконец-то закончивший сказку-долгострой «На млечном пути» с самим собой и Моникой Беллуччи в главных ролях. Немецкий гений Вим Вендерс с экранизацией камерной пьесы своего старинного товарища и соавтора Петера Хандке «Прекрасные дни в Аранхуэсе». Мексиканский исследователь (по мнению злопыхателей — эксплуататор) насилия Амат Эскаланте: судя по названию, «Дикий регион» поддержит репутацию автора «Выродков» и «Эли». Филиппинский автор многочасовых киномедитаций Лав Диас с «Женщиной, которая ушла» — по меркам Лава это почти короткометражка, всего 3 часа 40 минут, даже перерыв делать не надо. Из громких имен есть еще Франсуа Озон с ретромелодрамой «Франц», но я, правда, не могу всерьез говорить об этом режиссере-пустышке, имитаторе чужих стилей и манер; если «Франц» вдруг окажется гениальным, обязуюсь сообщить об этом в репортаже из Венеции. Трейлер — здесь.
Вне конкурса — крупные документалисты: Сергей Лозница покажет «Аустерлиц», Ульрих Зайдль — «Сафари». Неигровое кино — 3D-концерт Ника Кейва — везет в Венецию и лихой австралийский парень Эндрю Доминик, в конце нулевых с успехом показавший здесь лучший неовестерн «Как трусливый Роберт Форд убил Джесси Джеймса», где Кейв был автором саундтрека и появлялся в эпизодической роли бродячего скрипача. Кончаловский — единственный россиянин в официальной программе Венеции. В параллельной секции «Дни авторов» обнаруживается неожиданный русский след — сделанный в соавторстве с Валери Мюллер игровой дебют выдающегося французского хореографа Анжелена Прельжокажа «Полина, танец жизни»: с русскими артистами о русской девочке-балерине, грезящей карьерой в Большом. Прельжокаж не раз гастролировал в России, в 2010-м его балет «А дальше — тысячелетие покоя» открывал сезон в Большом, так что о русском балете и закулисье он кое-что знает не только понаслышке. Трейлер «Полины» — здесь.