Мясо на дереве. Как томский умелец одноразовый шампур изобрел
Первое изобретение томского предпринимателя Владимира Дмитерко — бумажные жалюзи. Будучи первоклассником, он украл бумагу и картон у старшей сестры и через несколько недель повесил на свои окна шторы, которые легко было закрыть и открыть, несколько раз дернув за веревочку. «Лень — двигатель прогресса. Мне с детства нравилось сделать что-то, чтобы потом ничего не делать», — смеется Дмитерко. Он вспоминает, что все ящички его школьного стола открывались сами, причем были и потайные: если нажать на неприметную кнопку, появится второе дно в том месте, в котором никак не ожидаешь. Главное изобретение Владимира Дмитерко — одноразовые шампуры из березы. Работе над ними он посвятил больше 10 лет и до сих придумывает новые способы производства. Шампуров уже продано более 32 млн штук, а компания Дмитерко «ПерСеГор» надеется выйти на европейский рынок и составить там конкуренцию железным грилям.
Второстепенный бизнес
В торговлю Владимир Дмитерко пришел после армии, где служил 9 лет. С окончанием контракта в 1999 году он стал работать у своего хорошего знакомого. Тот держал магазин с одноразовой посудой и другими хозтоварами и пригласил Дмитерко помогать — он получил долю в бизнесе и стал заместителем. В свободное от продажи тарелок и стаканов время Владимир продолжал изобретать разные вещи, полезные в быту, и продавал лодочные моторы, которые покупал во Владивостоке. Оба этих занятия и привели к появлению деревянного шампура.
Водители, которые гнали машины на продажу, а заодно везли и другие товары (те же лодочные моторы), на пути следования часто останавливались перекусить в шашлычных. По приезду в Томск они жаловались, что шашлыки подаются на старых облупленных железных шампурах, которые выглядят так, будто их никогда не моют. Вскоре в городе появились стихийные рынки, где продавцов и покупателей кормили шашлыками с тех же шампуров. Увидев проблему, деятельный Владимир Дмитерко стал искать решение. Сначала он нашел в интернете китайские деревянные палочки для еды и попробовал жарить мясо на них. Мясо худо-бедно прожаривалось, но пользоваться ими было неудобно. Дмитерко решил применить свои навыки и создать удобный шампур. «Сначала это казалось гениально просто», — вспоминает он. На самом деле на производство идеального шампура ему понадобилось несколько лет.
Первый образец Дмитерко сделал своими руками: взял дерево, высушил, выпилил квадратный шампур — и признал его отвратительным. «Во-первых, отходов от такого производства получалось примерно 75%. Во-вторых, был ужасный внешний вид — представляете, просто грубой пилой по дереву прошелся. Наконец, надо было сделать конец шампура острым, и мы всей семьей пытались ножами его обстругать», — рассказывает предприниматель. Он с самого начала делал продукт на продажу и сдаваться не собирался — верил в то, что будет спрос, к тому же вокруг стала появляться продукция конкурентов. По словам Дмитерко, оборудования для производства деревянных шампуров высокого качества не было, поэтому конкуренты быстро исчезли. В конце концов он решился продать квартиру и на вырученные полмиллиона рублей заказал оборудование в Китае.
В качестве материала для производства Дмитерко выбрал березу: она не пахнет и не горит в мангале. Последнее возможно благодаря тому, что на поверхности мангала, куда кладутся шампуры с мясом, температура составляет около 200–250 С°. Береза же горит и обугливается только при 330–350 С°.
Измерив несколько мангалов, Дмитерко решил, что идеальная длина шампура — 40 сантиметров. В китайском оборудовании несколько элементов он заменил самодельными деталями, чтобы получить нужную длину. Однако мечта о деревянном шампуре все равно не сбылась: палочки получались слишком тонкими и непрочными.Склеивать их для утолщения было невозможно: клей мог потом попасть в пищу — такой продукт ни одна санитарная экспертиза не пропустила бы. К тому времени Дмитерко уже снял ангар и нанял двух рабочих, но наладить производство не получилось. Хорошо, что смог продать оборудование: в регионе много деревообрабатывающих компаний, одной из них оно пригодилось.
Поняв, что в мире не существует нужного ему оборудования, Дмитерко засел за изобретение сам. За основу он взял циркулярную пилу и с помощью пилочек, рубанков и других инструментов сконструировал первую версию станка. Сначала он все делал из бумаги, потом из дерева и наконец получил приемлемую версию шампура — достаточно гладкого и ровно заточенного. С того момента, как он на кухне затачивал шампур ножом, прошло полгода, и только тогда появились первые продажи.
Шампуры Дмитерко стал продавать в своем же магазине одноразовой посуды. Первые заказы пришли от мелкооптовых покупателей — тех, кто занимался выездной торговлей и устал от тяжелых железных шампуров, которые надо было таскать и мыть. Еще через полгода подтянулись дачники. Дмитерко занялся, как он сам говорит, первобытным маркетингом: вручал сыну-первокурснику коробку с шампурами и наказывал продвигать среди друзей в походах. Но производство не приносило значительной прибыли, денег хватало только на поддержание проекта. В таком фоновом режиме производство шампуров просуществовало около четырех лет. В конце нулевых его развитие подстегнули два события.
Главное дело
Первое: томская санэпидемстанция запретила продавать шашлыки на железных шампурах в точках, не оборудованных водоснабжением и канализацией. Узнав новости, Дмитерко обрадовался: ниша освободилась, владельцы нестационарных торговых точек стали обращаться с заказами, ведь провести воду было дорого и сложно. Тогда он уже стал продавать свои шампуры в местных точках, вечерами сам искал потенциальных партнеров в интернете — магазины, которые торгуют товарами для пикника, той же одноразовой посудой, вещами для быта. Бизнес стал окупаться.
Но тут пришло время второго события: на рынке, который Дмитерко уже считал своим, появился новый игрок. Томская карандашная фабрика неожиданно затеяла диверсификацию и стала из отходов производства делать шампуры — примерно такого же размера и качества, только из кедра.
Дмитерко снова засел за чертежи, чтобы придумать оборудование, которое даст фору перед карандашной фабрикой. За три месяца он с нуля придумал комплекс из разных пил, который из березовой чурки сразу делал готовый квадратный шампур. Но объемов не хватало: фабрика делала около 2 млн шампуров в месяц, а у производства Дмитерко предел был около 300 000 штук.
Тут в игру вошел старый знакомый Эдуард Ибрагимов — когда-то они вместе учились, некоторое время общались, а в 2009 году встретились после пятилетнего перерыва в магазине у Владимира Дмитерко. Разговорились, пошли пить чай. У Ибрагимова уже был опыт в бизнесе, и он предложил старому другу создать совместную компанию. Так в 2010 году появился «Эковуд» (название компании просуществовало до 2016 года).
Сначала, вместо того чтобы наращивать объемы, партнеры попробовали купить часть продукции у карандашной фабрики, но оказалось, что шампуры из кедра слишком хрупкие, плохо пахнут и делают мясо горьким. Покупатели стали жаловаться и возвращать их. Тогда Дмитерко и Ибрагимов поняли, что надо в очередной раз приниматься за создание производства — и уже идеального. В областной администрации они получили грант в 600 000 рублей, и Дмитерко опять погрузился в конструирование. Теперь он уже не работал в магазине и мог посвятить изобретательству целые дни, поэтому за два месяца получилось создать совершенно новое оборудование. Сейчас шампуры, не требующие дополнительной шлифовки и подгонки, делаются именно на нем (правда, уже несколько раз претерпевшем модернизацию).
Новое производство расположилось в большом здании, команда рабочих расширилась до 25 человек. Бизнес стал приносить прибыль, продажи вышли за пределы города: в 2010 году «Эко-шампуры» появились в сетях «Поляна», «Спутник», «Чибис» в шести регионах (Кемеровская, Новосибирская, Томская, Иркутская области, Красноярский край, Хакасия). С 2013 года Дмитерко и Ибрагимов стали расширять команду — наняли маркетологов, дизайнеров, менеджеров (сейчас в компании работает 37 человек). Прямых конкурентов в России все еще не было, и Дмитерко с Ибрагимовым замахнулись на всю страну.