Денис Орлов: Принц ниши
В итоге от любой статьи о новом автомобиле читатель ждет четкого ответа на вопрос: брать или не брать? С этого и начну: брать. Хотя и не возникло того счастливого единения с Bentayga, какое ждешь от знакомства с новинкой. Мне доводилось ездить на многих моделях Bentley, и вот это ощущение отстраненности я готов занести в фирменные черты британской марки. «Многоуважаемый шкап! Приветствую твое существование!» Как ни странно, эта особенность в наименьшей мере проявляется у самого престижного и крупного изделия завода — Mulsanne. Притом что перед этим исполином поначалу даже испытываешь определенное стеснение, словно попал на прием к королеве в разноцветных носках. Вскоре от опасения что-то поломать, испачкать и еще ка-то выйти за рамки этикета не остается и следа, и тогда на Mulsanne, этом воплощении традиций британского роскошного автомобиля, можно очень даже зажечь.
Напротив, в случае с Bentayga компания Bentley Motors сама пошла на нарушение устоев. Хотя автомобили этой марки — как костюмы с Сэвил-роу, как тяжеленные «дерби» и «оксфорды» — строго фасонированы. Общество, коему все это шьется, воспринимает отступление от кроя однозначно — как свидетельство ненормальности самого владельца. А тут — кроссовер высшего класса!
Впрочем, Британия уже не та. В компании Bentley Motors это поняли раньше других. Что позволило вырваться в лидеры в тесном, зашоренном и страшно щепетильном мирке автомобильной роскоши. Рисковала ли компания, выпуская внедорожник? Или просто знала, что Борис Джонсон станет министром иностранных дел?
И вот уже план по производству Bentayga пересмотрен с 3500 до 5000 в год, а конкуренты кусают локти. А я пытаюсь понять, чем все же Bentayga отличается от Audi Q7 или Porsche Cayenne? Как подошва у ботинок, у них общая механическая платформа MLB, а кузов сваривают и окрашивают и вовсе на одном предприятии — в далекой Братиславе. И доставляют в Кру автовозами, из-за которых на здешних узеньких дорогах постоянно пробки. Чеширские коты посмеиваются из-за поросших плющом оград.
Редкий автомобиль рождался с таким драматизмом. (Во всяком случае, если судить со стороны.) На Женевском автосалоне 2012 года команду дизайнеров освистали в лучших традициях британского парламента. Действительно, а как должен выглядеть внедорожник высшего класса? Как Range Rover? Более же всего боялись получить на выходе улыбку без кота — нечто с прилепленной спереди знаменитой фирменной решеткой радиатора. В то же время нельзя было обойтись и без единства с другими изделиями завода. Над задачей бились в калифорнийской студии Volkswagen, в туринской ItalDesign и в Кру. Победило предложение заводских дизайнеров — и, кажется, знаю почему: они единственные догадались интегрировать бамперы в общий абрис кузова. И массивный внедорожник растворился. Просто стал такой автомобиль — Bentayga (проект BY 763).
Сколько голов слетело в этом творческом поиске! Кстати, в Bentley Motors не называют главного дизайнера Bentayga — и все по той же причине. Кореец Санг Юп Ли свалил из компании вскоре после дебюта своего детища, как незадолго до того — предыдущий главный дизайнер-голландец. И первый, и второй ушли... в Hyundai — какая пощечина короне!
Тем, кто ждал откровений, оформление Bentayga покажется тривиальным. Те же четыре фары, что и у купе Continental GT, та же решетка. А эти нарочитые «B» повсюду — в обрамлении боковых вентиляционных продухов, в графике задних фонарей... Но тут уж строчки из «Алисы в Стране чудес» выскакивают сами собой: «Никогда не считай себя не таким, каким тебя не считают другие, и тогда другие не сочтут тебя не таким, каким ты хотел бы им казаться».