Дневник русскоязычной учительницы, попавшей в одну из самых неблагополучных школ Техаса (ghetto public school), был опубликован на форуме для русских, живущих в Америке, где и обсуждался почти три года подряд.

Вот некоторые выдержки из записей, в которых учительница анализирует свои ошибки за год работы. В плохой школе ей работать нравится: «До этого у меня была хорошая спокойная работа в частном универе с кучей свободного времени. Другие бы мечтали о такой. Но, несмотря на трудности и все страсти, новая работа в школе мне нравится».

«Как мне сказала секретарша, если ты сможешь у нас работать, ты сможешь работать везде. Уровень образования у 90% детей на нуле. У меня в классе есть несколько шестиклассников, которым по 15 лет (т. е. оставались на второй год не знаю сколько раз). Есть восьмиклассники, которые вообще не умеют читать и писать.

Сегодня вспоминали алфавит. Кое-как с трудом расставили 20 слов по алфавиту. Потом читали легкие слова. Долго не могли прочитать слово autumn, более того, никто не знал, что это слово значит.

На первом занятии я  брала мини-интервью, чтобы получше узнать детей. Вот стандартный рассказ ребенка:

— Меня зовут Хуанита. У меня три сестры и семь братьев. Я живу с братьями, сестрами, родителями, четырьмя бабушками и четырьмя дедушками. Моя сестра только что родила ребенка и вышла замуж.

— А сколько сестре лет?

— Сестре 15...

Заметила, что, когда нужно писать или читать, они вроде утихают. Но это если у них найдется бумажка, на которой писать, и ручка с карандашом. Поэтому планирую на будущее загрузить их писаниной и чтением. А все эти игры, коммуникация с классом, brainstorming activities — фигня. Их, видимо, надо как в армии строить. Что, собственно, большинство тут и делает.

Некоторые просто таскают с собой огромный рупор и орут на учеников прямо через рупор в ухо. Я первый день аж в ступоре ходила от такой картины.

Казалось бы,  что стоит позвонить родителям ребенка, который стоит на ушах в классе? Ан нет... Чтобы просто позвонить родителю и сказать, что какой-нить Педро вел себя плохо и я его оставляю на 30 минут после школы со мной в классе, нужно кучу бумажек подписать, взять разрешение директора школы и т. п. Сделать несколько копий, обязательно себе одну, потому что, не дай бог, засудят школу. Короче, пока после всех этих препон дозвонишься родителям, уже ничего не захочется. И ученики это знают и ведут себя соответственно.

Само преподавание стоит на последнем месте. Сначала — контроль поведения. Потом тестирование. Начала я преподавать в среду, а уже в четверг мне нужно было сдать первые report cards с оценками учеников для родителей. Я же детей даже в глаза толком не видела. Ну, наставила что-то среднее. Сдала оценки, и через час со мной пришел поговорить наш завуч. Мягко так намекнул, что оценки хорошо бы подправить, а то я "завалила" слишком много учеников, а это создаст для школы проблемы. Вот так. Оценочки я исправила. Теперь почти все у меня в классе хорошисты и отличники. Ну, подумаешь, некоторые читать не умеют. Главное, чтобы они получили школьный диплом и отправились в свое свободное плавание.

По всем предметам плохие оценки, кроме труда. Видимо, они понимают, что это им необходимо для выживания. Ведь, скорее всего, никакая квалифицированная работа им не светит, а так, механиком каким-нибудь — самое то. Для этого диплома о высшем образовании не надо.

Сегодня писали сочинение на тему "Как я провел каникулы". Полкласса стонет, что они ничего не делали и писать им нечего. Самое страшное — они действительно ничего не делали. Все дни напролет по 12 часов сидят перед "Нинтендо" или PSP. Те, что постарше, работают. Вот еще что интересно: несмотря на официальное шаткое финансовое положение родителей, почти 80% моих учеников получили на Рождество PSP и iPod в подарок. Я лично себе не могу позволить ни того, ни другого (или цены поменялись, и они уже стоят копейки?), не говоря уже о том и другом сразу.

В среду было собрание, на котором нас как детей директор отчитывал за плохие результаты тестирования. Говорил, что  ученики тесты сдают плохо, потому что мы плохие учителя... Перед НГ ушло пять учителей.

Один мальчик вообще без тормозов. Рот не закрывается, а главное, наглый до потери пульса. Я ему говорю, что во время экзамена я не должна слышать ни одного слова. А он мне: Whad'ya say? Yo, bro, I ain't doing nothing. Один раз с ним произошла стычка, когда он лез ко мне и предлагал пойти разобраться на улице. Тут, скорее всего, срабатывает cultural moment. Т. е. они (из 18 человек в классе 12 были Аfrican-Аmerican) слушаются только Аfrican-Аmerican teachers. Мне, конечно же, сложнее с такими детьми, чем Аfrican-Аmerican teachers. Но что поделать, приходится как-то приобщаться.

Мне сказали, что одного моего ученика арестовали. В принципе, неплохой мальчик был, даже пытался работать в классе, никаких проблем с поведением. Его поймали около школы с двумя пистолетами 45-го калибра в штанах. Еще двоих шестиклассников поймали с ножами».

Участники форума, сочувствующие учительнице под ником maryshell, предлагают радикальные варианты решения проблемы неблагополучных школ. Например, распустить их вовсе, а учеников распределить по хорошим учебным заведениям. Или искоренить иждивенчество, перестав платить детские пособия родителям младше 21 года (на которые такие семьи часто и живут). Другие обсуждают сходство с российскими школами. Maryshell продлила контракт со своей школой еще на два года, после чего вышла в декрет. Правда, для оплачиваемого декрета ей не хватило стажа, поэтому вскоре после рождения ребенка пришлось вернуться в университет, где она и работает секретарем. А дискуссия о плохих школах и образовательной системе вообще продолжается на форуме до сих пор.