/ Лондон

Юлия Десятникова: Заслуживают ли доверия учителя ваших детей?

Иллюстрация: РИА Новости
Иллюстрация: РИА Новости
Репродукция картины А. Нордберга «В древней школе»
+T -
Поделиться:
Комментировать Всего 25 комментариев

Самое главное, что родитель не должен забывать, что он тоже когда-то был ребенком, и опираться на свой опыт, пытаться вспомнить себя. И, в общем, я абсолютно уверен, что влияние учителей — это 10%, ну может быть, 20%, если это очень хороший учитель. Влияние, скорее, оказывают все-таки родители и окружение, то есть дети. На меня учителя никак не повлияли. Не было такого, чтобы кто-то из них привил мне любовь к какому-то предмету. Ну, были хорошие люди, были плохие люди. Все равно учитель — это достаточно отстраненная фигура. Я плохо знаю учителей своих детей, но когда сам учился в школе, я учителям не очень доверял. С другой стороны, всегда в жизни попадаются хорошие учителя, которые действительно болеют за детей, за их будущее и так далее. Гораздо важнее, чтобы была хорошая школа, хорошая система — это да, это единственное, на что можно рассчитывать в смысле какого-то образования и надежности в формировании личности. Может быть, система подавления, а может быть, система, которая воспитывает в человеке его лучшие качества, дает ему возможность раскрыться, быть уверенным в жизни, правильно себя вести и так далее. Важно, чтобы система позволяла человеку не опускаться ниже плинтуса и обеспечивала общий уровень школьников. На самом деле, это самое важное, потому что все хорошее и все плохое, когда ты учишься в школе, ты получаешь от друзей. В хороших, дорогих школах учатся дети обеспеченных родителей, у которых более-менее все нормально с бытом, с психикой, с перспективами, которых родители нацеливают на какие-то определенные результаты и так далее, и это в каком-то смысле является гарантией того, что твой ребенок тоже находится в нормальной ситуации. Хотя, конечно, никто не застрахован.

Очень точно.

Друзья в школе, одноклассники, оказывают гораздо большее влияние на общее интеллектуальное и коммуникативное развитие , нежели учителя, в этом я полностью согласен с Дубосарским.

С одной стороны, конечно, вы абсолютно правы: опираться на свой опыт важно и правильно. Но здесь есть неприятный подводный камень. Очень часто, когда у ребенка возникают затруднения, родитель говорит: ничего страшного, я тоже было такой же. С этим нужно быть аккуратно. Нужно очень четко уметь отделять свой опыт. Опираться на него можно и нужно, но это не дает повода считать, что проблемы ребенка могут возникать из-за того, что они были и у родителя. Если у родителя были в детстве какие-то сложности, имеет смысл сделать все возможное, чтобы у ребенка этих проблем не было. Например, если у родителя были проблемы с математикой, надо сделать все, чтобы у ребенка они не возникли.

Что касается влияния родителей и окружения, то, в целом, это правда. Но все, опять же, зависит от многих факторов. Например, важно учитывать возраст ребенка и то, какую позицию занимает учитель. Если говорить о подростках, то бывает, что учитель может занять ту позицию значимого взрослого, которую никогда не займет родитель, но которая совершенно необходима подростку в этом возрасте. Это может оказать на ребенка мощнейшее воздействие: например, очень часто ребенок, следуя за любимым учителем, выбирает профессию.

Утверждение про дорогие школы более чем спорное. С одной стороны, конечно, если у человека нет сложностей с бытом, то это создает некоторую благополучную основу. Но при этом сплошь и рядом в очень дорогих частных школах, например, в частных английских, у детей возникают такие психологические проблемы, которых нет больше нигде. Количество суицидов в хороших частных школах на порядок выше, чем где бы то ни было. Дело в том, что, к сожалению, очень часто родитель, зная, что он отдал ребенка в хорошую дорогую школу, считает свою функцию выполненной и поэтому снимает с себя каждодневные нагрузки. А ребенок так считать не готов. В Москве я много консультирую детей, которые учатся в самых дорогих школах. У них такие колоссальные проблемы, каких у учеников обычных школ просто нет.

А заслуживают ли доверия люди вообще, дорогая Юля? Если да, то в чём проблема с учителями? Я считаю, что надо доверять, но проверять ( извините за цитату из Рейгана! ). Я как раз нахожусь в разгаре процесса выбора high school для дочки, ходим с ней в разные приличные школы. встречаемся с учителями и директорами. Приличность заведения можно увидеть довольно быстро, она и определяется теми, кто в нём работает. Кстати, наш выбор - школа Островски в Раанане, одна из лучших в Израиле.

Это зависит от человеческой позиции. Каждый выбирает свой путь. Кто-то выбирает не доверять всем и рассматривать некоторые положительные проявления как некий сюрприз. А кто-то идет по жизни с открытым забралом: к людям относится хорошо, а если и попадается на пути обидчик, то плохой только он, а вовсе не все человечество. Это вопрос выбора, воспитания. Я, например, исповедую второе. До тех пор, пока человек в моих глазах не провалился, я его считаю замечательным.

Выбирая школу для своего старшего ребенка, я брала за основу общую атмосферу и традиции, которые поддерживаются основным составом учителей и, прежде всего, директором. Я согласна, что первичное социальное окружение формируется именно в школе, поэтому очень важно, на мой взгляд, чтобы ребенок учился взаимодействовать с людьми именно своего уровня, а не учился выживать в жестких условиях с раннего детства. У детей очень сильно развито чувство справедливости, но, к сожалению, им иногда приходится сталкиваться с необъективным отношением со стороны учителя. Я пытаюсь объяснять ребенку, что в школе, кроме знаний предметов, дети учатся взаимодействовать с людьми в различных ситуациях. Учитель не должен быть другом - это всего лишь попутчик на определенном этапе жизни. Заслуживают ли учителя доверия или нет - зависит от того, чего мы ждем от них.

Это как в любви. Если человеку не повезло, то тогда его партнер всего лишь попутчик на определенном этапе жизни. А если повезло, то это объект любви, привязанности, всего, чего угодно. Позиция, что учитель не должен быть другом это позиция большого детского невезения. Если получается, что учитель становится значимой фигурой, то это колоссальное богатство, которое остается с человеком на всю жизнь. Безусловно, выбрать школу исходя из того, что учитель может стать другом, сложно. Но в школе, где, прежде всего, директор является для вас человеком эмоционально созвучным и обладающим той системой ценностей, которая вам понятна, гарантия того, что ребенку будет комфортно, выше.

Вы просто замечательно написали, я с Вами согласна. Другой вопрос, что у нас в школах было принято давить на ребёнка и не растить из них личностей, хотелось бы надееться, что с нашими детьми будет по-другомy, главное не быть слепым по отношению к своему чаду, но оказывать ему поддержку.    

Безусловно. Мы очень долго и тщательно выбирали школу для своей дочери, она в сентябре пошла в первый класс. Это Успенский лицей, частная школа, так что я в учителях уверен. Мне нравится, что уже в начальной школе по каждому предмету есть своей преподаватель, как в старших классах. Но действительно, доверяй, но проверяй. В этом лицее есть выработанная система отчетности, каждый месяц проводятся родительские собрания и т. д., что большой плюс. И сама дочка говорит, что ей нравится.

Очень хорошо, что уже с самого начала по каждому предмету есть свой преподаватель. Я считаю, что это очень важно и оправданно, и у меня в школе именно так. Вообще желательно, чтобы изначально с ребенком занимались люди, на профессиональном уровне знающие предмет, который они преподают. В Успенском лицее, на мой взгляд, очень хорошая атмосфера в целом, так что в качестве начального шага вашей дочке действительно повезло.

Шилина Ольга Николаевна, классная руководительница моей Маши, которая отвечает за моего ребенка с первого по четвертый класс, в случае, если Маша вдруг не приходит в школу, и ее об этом не предупредили, пишет sms: не заболели ли, как поживаете, почему не пришли? Поздравляет со всеми праздниками, разрешает проводить уроки. Я в прошлом году проводила с детьми урок литературы, посвященный Пасхе. В этом году — посвященный Рождеству. Я считаю, что ничего лучше, чем Ольга Николаевна, с нами с Машей не могло случиться. Нам очень повезло, не зря я искала гимназию два года.

За Машу остается только порадоваться. Совершенно очевидно, что классный руководитель относится к тому, что делает, действительно ответственно, что он включен в происходящее. Это очень важно — особенно для первого учителя.

Вашей дочери безусловно повезло с её классной руководительницей, но вы уверенны, что здесь также не сказывается и тот факт, что Вы востребованная актриса, а Ваш муж известный режиссёр и член династии, которая  у всех на слуху? 

Моя дочь учится в шестом классе. По факту — да, учителям доверяю.

И все же учителю необходимо доверять. Т.е. должен быть такой учитель, который вызывает доверие. Ведь довольно часто так бывает, что ребенку важно услышать что-то не только от родителей, но и от постороннего авторитетного человека. Так вот, по моему мнению, учитель должен быть для ребенка авторитетом. На своем опыте могу сказать, что, до тех пор, пока к нам в 7 классе не пришла молодая учительница по русскому языку и литературе, которая стала нашим классным руководителем, у нас был довольно разрозненный класс, серое образование (не смотря на престижную школу) и скучная жизнь. Но новая учительница смогла нас объединить, увлечь, заинтересовать и стала нашим другом. После окончания школы прошло уже 20 лет, а мы все до сих пор общаемся, встречаемся и большинство моих близких друзей -- одноклассники. И здесь я абсолютно согласна с Юлией, что такой учитель -- это колоссальное богатство. Честно говоря, я удивлена некоторым высказываниям уважаемых участников дискуссии о том, что учитель не должен влиять на ребенка или влияет на него не сильно. Вы подумайте, ребенок в школе проводит огромное количество дневного времени, учитель не может не влиять на него.  А равнодушный учитель, не включенный в процесс ,-- это очень страшно, особенно в начальной школе.

учитель - яркая личность - это редкая удача

В школе система важна, но личность учителя - важнее, я так считаю. Яркая, интересная личность - это редкость. В школе - особенно. Мне повезло - у нас в 19-й московской школе был Давид Яковлевич Райхин - учитель литературы, который вел нас с 7 по 10 класс.

Мы ни одного раза за эти годы не раскрыли учебник (дурацкий, как и большинство учебников). Он все нам рассказывал, так - что заслушаешься. Мог поставить двойку, если кто-то не читал произведение, а пытался говорить фразами из учебника.  Мог поставить пятерку сразу в четверти за ответ на простой, но "непрограммный" вопрос

И сейчас, спустя много лет, моуг сказать - она оказал влияние не только на тех, кто любил (или полюбил - благодаря ему) литературу, но на всех моих одноклассников. Потому что был потрясающе харизматичной фигурой.

Это - большая редкость. Почти никто из моих ровесников-друзей не может похвастаться таким учителем в школе.

У моей дочки в школе интересных учителей, пожалуй, нет. То есть - в школе, может и есть -но их классу пока не попались. Только первая учительница была хорошая.

Сейчас все стандартизированно и скучно. С успехом отбиваютинтерес ко всему, что детям когда-то нравилось (биология, геграфия, литература). Школа центральная, спец, на хорошем счету и тп.

Яркая личность - это вообще редкая удача, а уж в педагогике и тем паче. Там еще и сама система всячески препятствует яркости и неординарности, а значит, мало быть яркой, надо еще быть устойчивой и не трусливой, но а тут уж мы сразу попадаем в зону острого раритета.

+1, к сожалению

В школе моей дочери, к сожалению, тоже все скучно и не интересно. Учитель умудрился отбить интерес даже к тем дисциплинам, которыми увлекался ребенок. И сейчас, к 4 классу, моя дочь поняла, что школа -- это скучнейшая обязаловка. И изменить ее мнение пока нам не удается.

и вам +1

моя дочка в 7-м, ей 13 лет. Начиная с четырех-пяти она страшно увлекалась животными, у нас дома - не преувеличиваю - не меньше сотни энциклопедий и атласов о природе и животных, она давным-давно знала все породы всех - от лошадей до хомяков и тп))), говорила, что хочет стать этологом - изучать повадки животных...

Все это, пока не началась школьная биология...

В прошлом году  - ботаника - нуднейшая - потому что нуднейшая учительница... Все как в моем детстве - "семейство пасленовых" и тп - и все это тупо по учебнику - хотя сейчас так много фильмов прекрасных - BBC и Discovery National Georgafic....

Я была на собрании, видела учителей. Неинтересные, без искры- короче - расстройство.

В общем - школу я рассматриваю прежде всего как необходимый этап социальной адаптации. А не как источник знаний.

Что делать и кто виноват?

Ирина, Вы как будто про мою дочь рассказываете! С ужасом жду начала биологии. Боюсь, что пропадет и этот, сейчас огромный, интерес к животным. И все же странно, согласитесь, почему в учителя идут люди, которые изначально ничего не хотят дать детям? Зачем тогда эти люди становятся учителями? И что делать детям, если им так и не посчастливится встретить яркого учителя?

Да вот - главный вопрос...

А ты пошла бы в школу преподавать литературу? - спрашивают меня (я закончила филфак МГУ) в таких случаях...

Потому что  мне это искренне интересно, потому что я люблю общаться с детьми и подростками.

И я говорю - "Да, может и пошла бы когда-нибудь..." - но не иду же.

А вот Дмитрий Быков (писатель, поэт, журналист) - пошел - и успевает не только писать тонны статей и книг, но и преподавать литературу. Респект.

К огромному сожалению, что в психологии, что в педагогике этим, в основном, занимаются люди минимально для этого процесса подходящие. Так,что ......

кому на Руси жить хорошо?

Как же так? Почему тогда они этим занимаются? Кому от этого хорошо? Ведь и систему определяют люди. Справедливости ради, нужно сказать, что ту самую мою учительницу, которая пришла к нам в 7 классе, и которую все мои одноклассники всегда вспоминают с благодарностью, из школы очень быстро выжили: она довела нас до 10 класса и ушла. Она не стала больше экспериментировать со школами и пошла работать на телевидение, редактором. Вместе с ней ушло еще несколько молодых учителей, которые также не справились с системой. Учителя старой закалки остались там до сих пор. А школа стала совершенно совковой, несмотря на свою элитарность. 

ходил у меня ребенок в частную школу в Москве...

А потом как-то на улице показывая куда-то пальцем радостно кричит - "папа, смотри КАЦАПИЛА!!!.

Я говорю - "чего там?? - "КАЦАПИЛА!!" - показывает, приглядываюсь и поднимаю, что она показывает на гусеницу (caterpiller). Спрашиваю - "кто это такое тебя научил?" - говорит - "на английском языке учили..."

Иду смотреть на этого учителя, понимаю, что на английском она говорить не умеет... Вот и доверяй после этого учителям в Москве