«Пожалуйста, развяжите и завяжите заново шнурки. Не стоит торопиться. Подумайте о том, как это происходит. Почему вы завязываете шнурки так, а не иначе? Вас кто-то этому научил или вы научились сами? Вы всегда завязываете шнурки именно так? Почему? Может быть, сейчас стоит придумать другой способ?» Перед этим текстом, наклеенным на стену, стоит тумба, на которую надо ставить ногу, чтобы совершать манипуляции со шнурками. На тумбу направлены четыре видеокамеры на штативах, а на стену — проектор, с которого картинка завязывания и развязывания подается с четырех ракурсов в режиме онлайн.

Экспонат «Шнурки» — часть выставки театрального режиссера Дмитрия Волкострелова «Повседневность. Простые действия» в ММоМА на Тверском бульваре. Выставка появилась в результате очередной коллаборации музея с организаторами фестиваля исполнительского искусства «Территория». Режиссер Волкострелов впервые решил побыть художником и до сих пор, как он сам говорит, шарахается, когда неподалеку звучит его фамилия в сочетании со словом «художник».

«Повседневность…» — то ли выставка, то ли театр, в котором посетители музея становятся и актерами, и экспонатами, и зрителями. В том же зале, где представлены «Шнурки», зрителю предлагается совершить еще ряд действий на камеру: осознанно заварить пакетик чая, осознанно набрать на мобильном POS-терминале свой пин-код, вдумчиво расписаться на листочке бумаги. Мало того что на посетителя направлены по четыре камеры у каждой площадки — на него еще и другие зрители смотрят, и, чтобы сыграть роль экспоната и тем самым наполнить выставку смыслом, нужна некоторая решительность. На вернисаж к Волкострелову пришла огромная толпа, и подавляющее большинство гостей было готово только смотреть, а не быть теми, на кого смотрят. Хотя, например, поэт Андрей Родионов запросто заварил чай из пакетика.

Исполнительный директор ММоМА Василий Церетели, который вместе с ним открывал вернисаж, назвал этот проект самым смелым из тех, что были реализованы в стенах здания на Тверском бульваре за все годы сотрудничества с фестивалем «Территория». Он признался, однако, что сам не пробовал перезавязать шнурки.

Самый непростой зал — с маленькой сценой: на нее надо залезть и желательно не делать ничего, но можно, конечно, и делать (примерно такова рекомендация на табличке в помещении). Посетители могут сесть на стульчики напротив и смотреть. Есть два зала полегче: в одном надо маркером на стене в столбик писать «повседневные» слова. Самым исписанным к середине вернисажа выставки был столбик на букву «П»: «привет», «пока», «просто», «папа», «понятно», «поесть», «просекко». В другом зале стоят пуфики, огороженные барьерами наподобие тех, что обычно стоят перед скульптурами, которые нельзя трогать. Одним зрителям полагается сесть на пуфик, поймать вайфай и уткнуться в телефон, а другим — смотреть на них через заграждение. Те, кто добрался до этого зала, сидели на пуфиках, не отрывая глаз от телефона.

«Повседневность остается за скобками жизни, и я подумал, что стоит еще раз о ней поговорить, отрефлексировать ее и понять», — объясняет идею своего проекта Волкострелов. На то, чтобы сделать механические действия более осмысленными, у москвичей будет месяц: выставка открыта до 16 октября.