Помните, с чего началась повесть? После дурацкой ссоры на псарне барин Кирила Петрович Троекуров, используя свое влияние, отбирает имение у своего соседа, небогатого «старинного дворянина» Андрея Дубровского, вследствие чего тот очень быстро теряет рассудок и умирает. С этого места повести и начинается действие в «Черном русском»: зрители — гости особняка Спиридонова — попадают на поминки. Им вручают маски, тем самым приглашая не только к просмотру, но и к участию в происходящем.
Приключения поджидают буквально с порога, еще до начала спектакля (хотя сложно сказать, когда именно он начинается): в гардеробе пальто принимает лохматый юродивый с трясущимися руками. В темном коридоре кто-то гудит, как пономарь, зачитывая список всего имущества, оставшегося от покойного. На кухне гостям наливают «рябиновку» и готовят закуски брутального черного цвета: «Помяните барина». Выпить и расслабиться действительно стоит, поскольку избежать взаимодействия с полубезумного вида челядью, обитающей в «людской» на первом этаже особняка, не выйдет. Можно сколько угодно убеждать себя в том, что это молодые симпатичные актеры, однако обстановка настолько натуральна, что слово «декорации» к ней применить невозможно, а потому действие засасывает, и каждый его участник вызывает сильные эмоции, даже когда просто подходит близко. Лепнина, холодные перила темных лестниц, струящийся отовсюду дым, запах хвои, сена и мяса, обилие зеркал и дрожащих проекций на стенах и постоянные перебежки по локациям, направляемые суровыми людьми в черных рясах, обеспечивают полное погружение в конфликт «верхов» и «низов», быта и природы.