Марк Абрахамс, организатор Игнобелевской премии и редактор журнала Annals of Improbable Research, решил поучаствовать в обсуждении темы «медицинских клоунов» и написал в Guardian о священниках, которые ходят по больницам в качестве клоунов. Религиозные мотивы, побуждающие заниматься «медицинской клоунадой», добавляют к этой теме новые нюансы. Но, по сути, священники в клоунских костюмах — это все те же добровольцы, пусть они и занимаются своим делом во имя Христа. Международное движение клоунов, начатое Пэтчем Адамсом, превратило экстравагантное увлечение одного чудака в обычное занятие. Вот уже и в университете Хайфы открыли трехлетний академический курс, и теперь можно получить диплом по специальности «доктор мечты».

Впрочем, не все так гладко. Абрахамс напоминает о распространенной проблеме: дети (а вообще-то и взрослые тоже) гораздо чаще боятся клоунов, чем радуются им. Слово «коулрофобия» украшает внушительный список разных фобий, которые придумало человечество. В 2007 году британский Совет по экономическим и социальным исследованиям разослал по госпиталям послание с просьбой быть с клоунами поосторожнее: «Все дети не любят, когда для украшения больничного интерьера используются изображения клоунов, и даже дети постарше их боятся».

Боязнь клоунов — вещь мне хорошо знакомая: дочь боится их с рождения. Почему? «На сцене они смешные, а в жизни ненормальные. Они пристают к детям». Примерно то же самое утверждает Линда Миллер Ван Блерком из университета Дрю (Нью-Джерси): «Маленькие дети часто боятся клоунов, чей странный вид порождает чувство опасности неизвестного».

Существует распространенное объяснение коулрофобии как порождения американской культуры, а точнее, Стивена Кинга и его книги «Оно» про клоуна-садиста. Но это плохо объясняет страх маленьких и не только американских детей, незнакомых с произведениями классика ужасов. Скорее, дело тут в естественной боязни непредсказуемого поведения и сумасшествия. Есть, наверное, и другие версии?