Наталья Конрадова /

Кто не боится клоунов

Международное движение «медицинских клоунов» превратило экстравагантное увлечение чудаков-одиночек в обычное занятие. Только одно может помешать волонтерам делать свое доброе дело: коулрофобия, боязнь клоунов

Фрагмент постера к фильму «Оно»
Фрагмент постера к фильму «Оно»
+T -
Поделиться:

Марк Абрахамс, организатор Игнобелевской премии и редактор журнала Annals of Improbable Research, решил поучаствовать в обсуждении темы «медицинских клоунов» и написал в Guardian о священниках, которые ходят по больницам в качестве клоунов. Религиозные мотивы, побуждающие заниматься «медицинской клоунадой», добавляют к этой теме новые нюансы. Но, по сути, священники в клоунских костюмах — это все те же добровольцы, пусть они и занимаются своим делом во имя Христа. Международное движение клоунов, начатое Пэтчем Адамсом, превратило экстравагантное увлечение одного чудака в обычное занятие. Вот уже и в университете Хайфы открыли трехлетний академический курс, и теперь можно получить диплом по специальности «доктор мечты».

Впрочем, не все так гладко. Абрахамс напоминает о распространенной проблеме: дети (а вообще-то и взрослые тоже) гораздо чаще боятся клоунов, чем радуются им. Слово «коулрофобия» украшает внушительный список разных фобий, которые придумало человечество. В 2007 году британский Совет по экономическим и социальным исследованиям разослал по госпиталям послание с просьбой быть с клоунами поосторожнее: «Все дети не любят, когда для украшения больничного интерьера используются изображения клоунов, и даже дети постарше их боятся».

Боязнь клоунов — вещь мне хорошо знакомая: дочь боится их с рождения. Почему? «На сцене они смешные, а в жизни ненормальные. Они пристают к детям». Примерно то же самое утверждает Линда Миллер Ван Блерком из университета Дрю (Нью-Джерси): «Маленькие дети часто боятся клоунов, чей странный вид порождает чувство опасности неизвестного».

Существует распространенное объяснение коулрофобии как порождения американской культуры, а точнее, Стивена Кинга и его книги «Оно» про клоуна-садиста. Но это плохо объясняет страх маленьких и не только американских детей, незнакомых с произведениями классика ужасов. Скорее, дело тут в естественной боязни непредсказуемого поведения и сумасшествия. Есть, наверное, и другие версии?

Комментировать Всего 6 комментариев
медицинские клоуны в моей жизни

Мой младший сын лет хотел стать клоуном с тех пор, как расхотел быть пожарной машиной. Это где-то между тремя и четырьмя годами - с этого времени он стал сочинять и показывать всем окружающим свои репризы. Классная руководительница говорила, что он приходит на урок с одной целью: рассмешить одноклассников и желательно учителя. Иногда ему это даже удается. В пятом классе сын познакомился с Патчем Адамсом, и тот произвел на Сеню глубочайшее впечатление. Патч сказал, что впервые такой маленький ребенок высидел весь его семинар (предназначенный для взрослых психологов). Когда Патч на следующий год привез в Петербург свою команду клоунов, Сеня к ним присоединился и десять дней в костюме арлекина с номером эквилибра (он к этому времени, естественно, уже много лет занимался в цирковой студии) путешествовал по хосписам, ожоговым центрам и т.д. в странной взрослой компании (японский бухгалтер, французский студент, бельгийская домохозяйка и т.д.).  Никакой обратной связи сын не давал. Знакомая журналистка, писавшая об этой акции, говорила, что после детского ожогового центра японский бухгалтер сидел на полу в вестибюле, закрыв лицо руками. Каждое утро я спрашивала: "Сеня, может быть, не надо?" - "Надо, мама," - грустно отвечал сын и надевал костюм арлекина.

Сын так ничего и не рассказал о своих тогдашних  "впечатлениях", но я знаю доподлинно, что дети и старики радовались его номерам (остались весьма яркие и веселые фотографии той журналистки). И сам он хорошо помнит Патча Адамса и всегда отзывается о нем с глубоким уважением.

Катерина, спасибо большое за Вашу историю. Мне всегда было интересно, что чувствуют люди, которые этим занимаются. Правда, они почти никогда не рассказывают об этом. Может быть, эти ощущения вообще трудно описать?

Я в связи с этим подумала - чтобы избавиться от страха клоунов (который и правда существует), надо самому стать клоуном и почувствовать, что они многое дают, но ничего не "забирают".

Катерина! Прочитав о сыне, о его увлечении клоунадой. Расскажите, а кем же он стал во взрослой жизни? Какую профессию выбрал?

Александра, он девять лет отзанимался в цирковой студии, но не стал клоуном (у нас в Питере нет циркового училища). Где-то с восьмого класса он стал говорить, что хочет не выступать сам, а именно организовывать праздники для людей. Сейчас он учится на кафедре организации праздников и представлений и работает аниматором на различных детских праздниках. Все время таскает с собой огромную сумку, где лежат шляпа ковбоя и лассо, очки Гарри Поттера, пиратская повязка на глаз, флаг с черепом и костями, индейское пончо, перо вождя и т.д. Вот и сегодня с утра ушел...

Интересно заметить, что в труппе Пэтча Адамса каждый год встречаются описанные тут клоунофобы, что впрочем совершенно не мешает им участвовать и вкладываться в процесс.

Да и, вообще, в полном клоунском макиеже в труппе обычно меньшинство, а сам Пэтч никогда не использовал и не использует макияж. Постоянные участники также очень осторожны в этом вопросе.

Больничные клоуны отличаются от цирковых не только необязательностью облика, но и принципиально иным общением: в основном тет-а-тет и в основном импровизация. А не подготовленные номера и не выступления перед публикой.

Слово "клоун" то же самое, а профессия совсем другая

Илья, спасибо, Ваши впечатления - это как раз бесценная инсайдерская информация. Может быть, Вы можете как-то описать, что происходит с человеком, который приходит в больницу в качестве клоуна? Я имею в виду его переживания.

А почему коллеги Пэтча Адамса осторожны в вопросе макияжа - это просто не входит в набор необходимых элементов или они намеренно стараются никого не пугать?