В помешанной на еде Италии любую истину проще всего донести до населения с помощью помидоров, макарон, вина и оливкового масла. Отец Луиджи Чотти (don Luigi Ciotti), публицист и священник, борец с наркотиками и СПИДом, надеется с помощью еды доказать, что одолеть мафию вполне возможно. Только для этого, кроме полицейских, должны постараться и все прочие граждане.

Суть затеи вот в чем: со времен первой серии «Спрута» в Италии существует закон, согласно которому земли, принадлежащие мафии, следует конфисковывать и передавать государству. Однако что с ними делать, государство долго не могло понять – пока на помощь не пришел дон Чотти, предложивший превратить их в сельскохозяйственные кооперативы. Таким образом, объяснял он, можно решить несколько задач одним махом: трудоустроить безработных, среди которых есть и бывшие заключенные, некогда работавшие на злосчастную мафию, извлечь пользу из простаивающих угодий да еще сделать проект (его назвали «Свободная земля» – Libera terra) рентабельным. Собранный урожай предполагалось сдавать в супермаркеты.

Первый такой кооператив создали в 1995 году на землях, отобранных у мафиозного главаря Тото Риины (Toto Riina) по прозвищу Зверь (Bestia): двумя годами раньше Риину наконец поймали и посадили, приговорив сразу к нескольким пожизненным срокам. Сейчас кооперативов уже шесть – не только на Сицилии, но и в Калабрии, Апулии и в окрестностях Неаполя. Конфискации постоянно продолжаются: за прошедшие годы у «Свободной земли» появились штаб-квартира (в здании, где когда-то был публичный дом), пара сельских отелей (в том числе один – на земле еще одного легендарного босса, Бернардо Провенцано, который успешно скрывался сорок лет и был наконец арестован в марте 2006 года в паре километров от своей родной деревни Корлеоне), и сеть фирменных магазинов.

Магазины называются «Вкус законности» (I Sapori della Legalita'), торгуют там тертыми помидорами, вином, макаронами, оливковым маслом, чечевичной мукой, маринованными баклажанами и медом. Все продукты производятся по биологически чистым технологиям, но стоят дешевле, чем в обычных биолавках, так что жители Рима, Неаполя, Болоньи, Палермо и Бриндизи «законностью» вполне довольны. Выручка идет на поддержку все тех же кооперативов, которым приходится порой несладко: семьи бывших владельцев мстят, выводя из строя технику или уничтожая виноград накануне сбора урожая.

«Либера терра», впрочем, продолжает действовать: дон Чотти создал огромную ассоциацию, куда, как сказано на ее сайте, входит 120 000 членов (организаций и частных лиц). В ноябре на очередном куске владений Риины открылся ресторан на 160 мест, римская лавка переехала из укромного помещения напротив колонны Траяна на оживленную туристическую улицу, а в окрестностях Неаполя кооператоры начали делать моцареллу. А главное, стало ясно, что на Сицилии, в Калабрии и в Неаполе – то есть там, где мафия контролировала каждый чих, – можно жить и в иной системе координат. Ради этого эффекта, собственно, и старался дон Чотти.