В середине прошлой недели все главные лица светской Москвы пришли в «Гараж», чтобы сфотографироваться с Робертом Лонго и посмотреть на его работы среди гравюр Гойи и кадров из фильмов Эйзенштейна на выставке «Свидетельства». Двумя днями позже художник фланировал среди гостей галереи «Триумф», где открылась выставка работ его ассистентов, названная, соответственно, «Художники/Ассистенты».

Это был, пожалуй, самый необычный вернисаж сезона. Во-первых, вместо приевшихся лиц света и полусвета, кочующих с премьеры на презентацию, в «Триумфе» собрались невероятно юные богемные гости, большинству которых на вид было едва ли больше двадцати, — среди них почти растворились фигуры ветеранов российской арт-сцены Ольги Свибловой, Иосифа Бакштейна и Анатолия Осмоловского. Во-вторых, выставка по духу напоминает этакий визуальный «квартирник»: картины, коллажи и панно самых разных стилей развешаны по стенам без указания имен художников и без каких-либо текстовых аннотаций, которые обычно направляют мысль зрителя в правильное русло. Впрочем, эти работы объединены духом DIY («культом самоучки». — Прим. ред.), легкой иронией по отношению к традиционным американским ценностям и симпатией к левизне. «Каждый нормальный художник, живущий в Нью-Йорке, — левый», — сказал Хулио Цезарь Гонзалес, один из участников выставки. Впрочем, работы настолько непохожи друг на друга по содержанию, что каждый найдет на выставке свои «коды».

Москва привыкла к большим и громким именам, к рафинированным экспозициям, поэтому решение куратора Виктории Душкиной привезти шесть десятков работ абсолютно неизвестных в России художников было довольно дерзким. Идея дать ассистентам Лонго сцену для высказывания, еще и находящуюся в десяти часах полета от Нью-Йорка, появилась во время работы над выставкой «Свидетельства» с главным куратором «Гаража» Кейт Фаул. Будучи в гостях у Роберта Лонго, она познакомилась с художниками, которые работают или работали в прошлом в его студии, решила вывести их из тени и показать дух американской арт-тусовки.

Впрочем, чтобы понять, кто что нарисовал, приходится сверяться с буклетом, где все фамилии записаны в столбик напротив «иконки» произведения величиной с половину почтовой марки. И в нем — сюрприз! — встречается имя самого Роберта Лонго. Без буклета хождение по галерее немного похоже на квест «Найди Лонго». Его работа, рисунок углем размером 28 на 36 сантиметров, притаилась между двумя огромными картинами.

Фото предоставлено пресс-службой музея
Фото предоставлено пресс-службой музея

Точно так же затерялся художник в толпе артистичных молодых гостей, которые лишь провожали его многозначительными взглядами, вместо того чтобы хватать под локоть и делать селфи, как посетители «Гаража» на премьере нового выставочного сезона. Зато в центре внимания весь вечер был сын Роберта — музыкант Виктор Лонго, рыжий длинноволосый парень в пиджаке на голый торс и в берцах, расшитых пластмассовым жемчугом. До начала мероприятия он разгуливал вокруг ГУМа, и его можно было принять за местного панка, который дошел до Ильинки от стены Цоя. Потом он вышел на середину галереи, взял гитару и спел несколько собственных баллад, а напоследок — House of the Rising Sun.

Фото предоставлено пресс-службой музея
Фото предоставлено пресс-службой музея

Выставка «Художники/Ассистенты» продлится до 16 октября.