Уже полгода в разных приличных изданиях вроде Vanity Fair и Time мне попадается словосочетание «экологически ответственный секс». Накануне нового года я снова наткнулась на такого рода новость. С подачи мэра Копенгагена в 160 отелей города, где проходил саммит ООН по вопросам изменения климата, были разосланы открытки для всех его участников: Be sustainable — don't buy sex («Думайте об окружающей среде — не платите за секс»). Профсоюз датских сексуальных работников — здесь, как известно, это легальная индустрия — отреагировал объявлением, что участников саммита проститутки будут обслуживать бесплатно.

Эту логику я примерно понимаю: с точки зрения «зеленой» экономики нехорошо тратить деньги на то, что каждый имеет право получить бесплатно. Но ведь активисты «зеленого» секса — это не «народ против борделей». Их идеи касаются всех спален без исключения. Но это, например, значит, что мы все, занимаясь сексом по старинке, без соблюдения новых экологических конвенций, делаем что-то против природы? Парадокс. 

Ясность в этот вопрос внес мой друг Юра. Ему сорок, он не только большой человек в серьезном российском банке, но и крупный любитель зажигательных вечеринок. На днях, на одном из таких дружеских сборищ после пары бокалов вина разговор свернул на тему экологичного секса. В таком состоянии про секс обычно всем интересно. Юра — главный по вегетарианству и сознательному потреблению в нашей компании — сообщил, что движение за «зеленый» секс лично ему очень помогло. У него аллергия на обычные презервативы, а с новыми «веганскими» презервативами — никаких проблем. Теперь он закупает их впрок в европейских и американских аптеках во время командировок. К сожалению, сказал Юра, в России о них еще не слышали, в то время как даже такие не слишком поворотливые гиганты, как Durex, Condomi и Trojan, уже успели запустить на рынок по новомодной «зеленой» модели презерватива. Но лучше брать австралийские Glyde, авторитетно подытожил он.

«Говоря о "зеленом" сексе, подразумевается в первую очередь собственное здоровье, а не спасение мира, — подытожил он. — А рекомендации заниматься любовью в темноте с целью снижения потребления электроэнергии, а потом принимать душ вместе с партнером для экономии воды, которыми пестрит "гринписовский" eco sex guide, можно не брать в расчет. Это так, просто посмеяться».  

Наутро мне стало интересно, как презерватив может быть «веганским»? Его же не едят. Оказалось, что главное отличие «зеленых» презервативов заключается в том, что в процессе изготовления латекса не участвует казеин (протеин, который получают из коровьего молока). Одни производители используют вместо него масло какао и кокоса, в австралийских презервативах Glyde его заменяют экстрактом чертополоха. Но их прославил не только чертополох — австралийцы утверждают, что первыми отказались от тестов на животных (обычно производители презервативов в обязательном порядке совершают эту процедуру). И это позволяет им с гордостью писать на упаковке cruelty-free — «свободный от жестокости».

На тематических форумах пишут, что «зеленые» презервативы ни по ощущениям, ни по цене не различаются. При этом «веганские» полностью разлагаются в природе, а обычные — нет. Более того, в одной Великобритании, по данным «Гринписа», до 100 миллионов презервативов в год утилизируются неподобающим образом.

Все эти факты заставили меня думать об идеях «зеленого» секса без былой иронии. И вполне убедительно прозвучали слова Элайи Мирзы, владелицы компании Earth Erotics, производящей «экологичные» эротические товары. 29-летняя жительница Орегона, пакистанка по происхождению и адвокат по образованию, профессионально занялась «зеленым» сексом совершенно случайно. «Я считаю себя сознательным потребителем. Покупаю еду на фермерских рынках, езжу на гибридном автомобиле, пользуюсь энергосберегающими лампочками, — написала мне Мирза. — Как-то раз решила изучить собственную домашнюю коллекцию сексуальных игрушек на предмет экологичности. Вы видели эти этикетки? Там ничего толком обычно не написано. При этом подавляющее большинство секс-игрушек содержат фталаты, например бисфенол-А, вещество, которое используется для смягчения пластмассы».

Элайа напомнила, что в последние годы ученые единодушно говорят о том, что, попадая в организм человека, фталаты могут стать причиной рака, а конкретно бисфенол-А является причиной преждевременного созревания у девочек, а у мужчин из-за него снижается выработка спермы. При этом надо иметь в виду, что до 20% взрослого населения планеты пользуются вибраторами (по данным исследования Durex Global Sex Survey, которое проводилось в 2005 году). Чуть позже компания TNO по заказу голландского отделения «Гринпис» протестировала восемь сексуальных игрушек разных видов, купленных в разных магазинах Амстердама: в семи из них были обнаружены фталаты в довольно высокой концентрации.

«Как такие жуткие вещи вообще попадают в магазины?» — спросила я Элайю.

«Все, что продается в секс-шопе, оформляется как рекламный сувенир. Только в Германии и в штате Калифорния с 2007 года эротические товары подвергаются обязательной гигиенической сертификации. И это случилось только под давлением "зеленых"», — объяснила она, добавив: «И для здоровья любовников, и для окружающей среды лучше всего сексуальные игрушки, сделанные из натуральных материалов, вроде стекла, кожи или резины».

Сейчас о предприимчивой американке пишет журнал Time, Oprah Magazine, LA Times и The New York Post. В свете намерения Обамы создать в США целых пять миллионов «зеленых» рабочих мест в течение ближайших десяти лет пикантный бизнес Элайи приобретает нешуточную социальную значимость. Каждый может стать консультантом Earth Erotics, связавшись с Элайей через сайт. У нее богатое воображение: девушка придумала новый сервис — «зеленые эротические вечеринки» (Earth Erotic Parties). Надо отправить запрос с датой предполагаемой вечеринки через сайт (у фирмы Мирзы есть представители во многих штатах Америки), и в назначенный срок к компании холостяков и их подруг, или просто к романтической паре приедет специальный консультант. Это он и есть, тот самый новый «зеленый воротничок», который так нужен Обаме, чтобы исполнить свое обещание перед электоратом. Откроет свой небольшой чемоданчик, полный «зеленых» лубрикантов на водной основе, стеклянных вибраторов и плеток из старых велосипедных шин для садомазо-игр, все расскажет и удалится, пожелав счастливого секса. И, конечно, еще раз предостережет от использования токсичной продукции. 

«Самый простой способ понять, есть ли токсичные вещества в том или ином предмете для эротических игр, — понюхать их, — пишут на сайте некоммерческой коалиции против токсичных секс-игрушек в Миннеаполисе. — У товаров с добавлением химии достаточно сильный запах. Безопасны игрушки из силикона, который используют в медицине, они, наоборот, никакого запаха не имеют. К совершенно безвредным для здоровья относятся еще и фаллоимитаторы из стекла или дерева».

Тут же имеется подробнейший список вредных интимных товаров. В Badvibes гордятся, что по выходным дням этот раздел пользуется большой популярностью среди интернет-юзеров — там бывает до полумиллиона уникальных посетителей в день. Отдельная рубрика посвящена лубрикантам на базе органического топлива («Гринпис» называет их «бензиновое желе»). Такие продаются не только в секс-шопах, но и на кассах крупных супермаркетов мира, и даже в аптеках. Уже не одна экспертиза признала, что с гигиенической точки зрения на порядок лучше пользоваться лубрикантами на водной основе, однако «бензиновые желе» до сих пор занимают лидирующие места по продажам. За 2008 год аптеки США продали такового «бензинового желе» на 82 миллионов долларов.   

Получается, что в движении за «зеленый» секс экология — лишь модная идеологическая упаковка. А резкий взлет компаний, которые производят «зеленые» эротические товары (та же Earth Erotics с момента своего основания в 2006 году стабильно удваивает прибыль уже третий год подряд), случился из-за удивительно низкого качества обычной продукции магазинов для взрослых.

«Сотни пластмассовых розовых дилдо пылятся в подсобках — мы заказали их в обычном объеме, но в этом году они совсем не продаются, — рассказала мне по телефону Клер Кавана, владелица сети секс-шопов Babeland в Нью-Йорке и Сиэтле. — А с начала 2009 года спрос на стеклянные вибраторы вырос на 85%». 

«Большинству из нас важно знать, из чего сделана косметика, которой мы пользуемся. Очень скоро это дойдет и до товаров сексуальной индустрии. Я, например, пользуюсь деревянным фаллоимитатором NobEssence. Он очень красивый, из дерева, выкрашенного в белый цвет, и приятный на ощупь», — пишет 30-летняя Клео Котинет в тематической группе в «Фейсбуке».

Компания NobEssence делает фаллоимитаторы только из дерева — это семейный подряд американцев Джейсон и Алисии Йодер. Он называет себя «главным скульптором». «Скульптуры» в форме мужского члена он делает всего два года, а они уже продаются во многих магазинах для взрослых США, Европы и Японии, скоро NobEssence появится в Сингапуре, Индии и Китае.

«Еще мы ведем переговоры с сетью дизайнерских отелей, чтобы в своих номерах они поместили наши продукты как часть сервиса. Пока не могу сказать, что это за отели, — мы еще не подписали контракт», — говорит Джейсон. Его жена Алисия в компании отвечает за маркетинг и отмечает высокий социальный уровень клиентов: «Наше исследование показало, что клиентам NobEssence от 25 до 55 лет, у них достаточно высокий доход и они сочувствуют идеям сознательного потребления».

Известный американский блогер-сексолог Кори Силбергер давно наблюдает, как набирает обороты движение за «зеленый» секс: «Еще 10 лет назад вегетарианцы в секс-шопах спрашивали, из чего состоят эти презервативы и как были созданы эти вибраторы. И наконец-то появилось достаточное количество "зеленых" товаров для эротических игр». Это тот случай, когда спрос был раньше предложения, уверен Силбергер, поэтому это вовсе не быстротечная мода, навязанная нам изобретательными коммерсантами. 

Хотя не без этого, конечно, добавлю я от себя. Изучая великолепные стеклянные фаллоимитаторы («не портятся со временем, не вредят здоровью и навсегда остаются такими красивыми») на сайте магазинов Coco de Mer, которые придумали дети владелицы Body Shop — Джастин и Саманта Роддик, — я поймала себя на том, что деловито бормочу себе под нос: «Гениальный подарок для лучшей подруги!» Но пока воздержалась от покупки: приобретение не очень нужных вещей не считается экологически верным поступком. А у моей подруги прекрасный во всех отношениях муж.