Первое, что видит человек, попавший в просторный холл Lilian Baylis Technology School через автоматические стеклянные двери, это огромная надпись на стене «Transforming The Life Chances Of All Our Students» («Изменим жизненные шансы всех наших учеников». — Прим. ред.). Такой девиз скорее ожидаешь увидеть на гербе какой-нибудь знаменитой частной школы, куда ходит будущий премьер-министр, нежели в государственной школе в далеко не самом престижном районе Лондона. Снаружи это здание вполне можно принять за офис какого-нибудь рекламного агентства или европейского исследовательского центра.

Пять лет назад старая школа на Кеннингтон Лэйн была снесена, а на ее месте выстроена совершенно новая и совершенно непохожая на свою предшественницу. Но все внешние отличия — современная архитектура, 3D-принтеры и сканеры, стеклянные стены — не являются данью моде, а обусловлены новым подходом к обучению детей.

Существующая система массового школьного образования по своей идеологии мало чем отличается от образования XIX века. В ее основе лежит принцип, предполагающий, что все дети оканчивают школу с одними и теми же знаниями. Например, большое внимание уделяется почерку, чистописанию, при том, что современный человек от руки пишет разве что в ежедневнике. Такой формат преподавания хорош для воспитания писцов, но никак не думающих людей. Что такое параллакс? Или чем однодольные растения отличаются от двудольных? Вспомнить ответы на эти вопросы сможет далеко не каждый, а ведь они из курса средней школы, 5-6-й класс. А все потому, что через год после выпускных экзаменов в памяти остается лишь процентов 20 из того, чему одинаково учили абсолютно всех в течение 10 лет. На получение некоторых знаний уходят месяцы, например, на зубрежку таблицы умножения, при том, что понять ее математическую суть можно за несколько часов, а потом пользоваться калькулятором.

Другой вопрос, чему стоит уделять больше времени: правописанию и грамматике или умению ясно излагать свои мысли на бумаге и делать тексты литературно богаче? В современной системе образования времени для последнего остается крайне мало.

Очевидно, что школа играет громадную роль в получении навыков общения, коммуникации, взаимодействия. Даже обмануть учителя — важный социальный опыт. В действительности, школа — не отражение современного научного знания, а инструмент для выполнения социальных функций, которые не зафиксированы в программах и не описаны в учебниках.

Поэтому в школах нового поколения учителя делают более значительный упор на способы добывания знаний, на работу с информацией и приобретение социальных навыков, нежели на то, чтобы запомнить, какое окончание следует писать у глагола второго спряжения.

Такой подход определил и внешний вид, и оснащение Lilian Baylis Technology School. С семи утра и до шести вечера все ученики могут заниматься в так называемых открытых классах. Это небольшие рекреационные зоны, где стоят столы с компьютерами, подключенными к Интернету. Школа находится в не самом благополучном районе, и возможность выйти в сеть из дома есть только у 10 процентов учеников.

Разумеется, в школе будущего есть уроки, но требования к работе учеников несколько иные. Во время занятий по гуманитарным предметам ученикам раздают небольшие ноутбуки, подключенные к Интернету. Учитель позволяет им находить необходимые сведения и учит отличать их от информационного мусора. Фактическое знание очень быстро обесценивается, поскольку оно стремительно наращивается, и современная школа должна учить оперировать этими знаниями.

Поначалу детей Lilian Baylis Technology School просят делать письменные работы от руки, потому что это важный навык, стимулирующий отделы мозга, незадействованные при наборе текста на компьютере. И потом, на экзамене все-таки придется писать от руки. Но впоследствии ученикам разрешают набирать на компьютере и распечатывать свои работы. А учитель должен обеспечить такие условия, при которых это не превратится в бездумное копирование кусков текста из сети.

Британская программа перестройки государственных школ началась со школ, расположенных не в самых дорогих районах. Здесь много неблагополучных семей. Хотя бы раз в год кто-то из учеников вынужден покидать школу, потому что его родителей депортируют из страны. Но, несмотря на это, уровень интеллектуального развития учеников оказывается выше, чем в обычных школах, расположенных в таких же районах. И это при том, что в школах нового типа нет специального отбора.

 

Сергей Ефременко