Проект «В гостях. Европа» от немецкой театральной группы Rimini Protokoll, известной в России своим спектаклем-бродилкой Remote X (Remote Moscow и Remote St. Petersburg), непросто воспринимать как интерактивный спектакль или хеппенинг. Больше всего он похож на психологическую игру, цель которой — в полушутливой форме попытаться найти ответы на вопрос о том, что такое современная Европа и сколько ее в каждом из нас. По словам режиссера Rimini Protokoll Штефана Кэги, он постоянно слышит реплики о том, что «В гостях. Европа» — это не театр. Тем не менее он и его соратники считают, что современный театр должен стремиться именно к такому уровню интерактивности, выводить зрителя из зоны комфорта, которой является классический театр с односторонней коммуникацией «от сцены — к залу»; новый, предельно документальный театр способен гораздо больше рассказать зрителю о состоянии общества.

Действо разворачивается в городской квартире, где есть стол, за которым можно рассадить 15 человек — по условиям спектакля это максимальное количество зрителей. Организаторы постоянно ищут отважных владельцев жилья, готовых принять координаторов мероприятия и толпу посторонних людей. Показ, организованный специально для членов клуба «Сноб», прошел в уютной квартире недалеко от Патриарших прудов. В белой гостиной с картинами на стенах и стопками книг по искусству на каждой поверхности, на двух сдвинутых столах расстелили белую карту Европы, на которой надо было цветными фломастерами отмечать города, где родились участники, где познакомились их дедушки и бабушки, а также какие-либо знаковые места, а потом соединять эти точки вместе. Эта география жизни — у кого-то крошечный треугольник между Москвой, Калугой и Тулой, а у кого-то захватывает Польшу и Азербайджан — по ходу действа обрастает историями участников. Так они по очереди становятся действующими лицами друг для друга, а пьеса создается прямо на их глазах.

В игре используется особый прибор — небольшая коробка из плексигласа с динамиками и принтером, который печатает тексты на бумажной ленте. Участники передают коробку по кругу, нажимают на кнопочку, и та выдает им разные исторические справки, касающиеся развития единой Европы, а также вопросы и задания. Периодически из динамиков звучит «Девятая симфония» Бетховена, которая, видимо, воспринимается создателями проекта как некий универсальный саундтрек для событий, которые постепенно приближали страны Европы к созданию Евросоюза. «В 1957 году за столом, похожим на этот, шесть государств учредили Европейское экономическое сообщество…» — говорилось в одном из бумажных свитков, который выполз из гаджета. Участникам представления раз за разом напоминают, что все происходившее с Европой после Второй мировой войны было результатом коллективных решений, принятых вот за такими столами с картами. Задания и вопросы, которые выплевывает прибор, побуждают участников рассказывать не только истории о путешествиях, но и высказывать отношение к национальности и гражданству, давать оценки слов друг друга.

Часть представления — приготовление пирога, который символизирует всю Европу. Когда тесто оказывается в духовке, машинка затевает «игру в игре», соревнование между участниками за больший кусок будущего пирога. Многие решения в этой игре зависят от доверия и желания уступить ради общего блага или «утопить» других участников ради собственной выгоды. Эта игра — метафора различных внешнеполитических процессов. Самым острым для участников проекта «Сноб» во время игры стал вопрос об отмене той или иной границы. Они отдали большее количество голосов за идею отменить все границы как нечто устаревшее и вредное, хотя и звучали шутки в духе «пусть, пожалуй, исчезнет граница между Европой и ЦАО Москвы».

Пирог, несмотря на результаты игры, было решено поделить поровну. Присоединившийся к чаепитию режиссер Штефан Кэги рассказал, что на других играх в Москве слышал предложение отменить границу между Россией и Украиной. Немцы были в шоке, думая, что так проявляется тяга к экспансионизму, хотя участники игры на самом деле руководствовались самыми добрыми побуждениями: русский украинцу брат.

Коллектив Rimini Protokoll исследует характеры игроков из разных стран: Москва стала 17-м городом, где прошло представление, до этого побывавшее в Норвегии, Польше, Бельгии, Франции и других странах. Каждая группа участников в конце мероприятия смотрит фотографии людей, которые сидели за картой до них, и после этого появляется чувство связи с другими зрителями представления. Одна и та же синяя форма для выпечки пирога путешествует вместе с плексигласовым гаджетом по городам и весям, по столам квартир самых разных хозяев, у каждого из которых свои культурные коды, и тянутся, как нарисованные фломастером линии на белой бумажной карте, невидимые нити, объединяющие участников пережитым опытом размышления о границах в компании случайных незнакомцев, которые тоже решили купить билет на этот спектакль.