Парижская автокоммуна
Мэр Парижа Бертран Деланоэ явно хочет установить «зеленый» рекорд: во французской столице к весне запускают самую экологичную в мире систему автопроката — Autolib. Это аналог системы проката велосипедов Velib, действующей по принципу one way — взял велик, доехал куда надо, оставил на стоянке. В Париже и пригородах уже в этом году обещают 1400 парковок для 4000 общественных электромобилей. Пока еще окончательно не выбраны производители машин для «Автолиба», в шортлисте и хорошо известные Renault, Smart, Fiat, Mitsubishi, Subaru, и небольшие французские, итальянские, шведские компании. Мэрия взяла на себя создание сети станций проката, рекламу, обеспечение мест для стоянки и значительные скидки в уже существующих паркингах.
Преимущества «Автолиба»: а) новые электромобили, за техническим состоянием которых не нужно следить самим; б) возможность парковки без проблем в любой точке города; в) сокращение выбросов углекислого газа. Стоить все удовольствие будет всего 5-10 евро в час плюс небольшая ежемесячная абонентская плата. Единственный минус — поездку нужно будет планировать заранее и бронировать через сайт или по телефону время, а то свободного электромобиля может в нужный момент и не оказаться. А гаражи «Автолиба», где можно забрать или оставить машину, обещают в шаговой доступности в каждом районе.
И хотя вроде кругом одни плюсы: по официальным расчетам, новая система должна сократить парк частных машин на 22 500 автомобилей, освободив 18 тысяч парковочных мест, выброс в атмосферу углекислого газа уменьшится на 22 тысячи тонн в год, но чем больше заправок появляется в городе, тем активней парижане начинают ворчать.
Это на бумаге все красиво, утверждают они. Но вот куда денутся эти самые 22 500 машин? «Видимо, в мэрии рассчитывают, что парижане в едином порыве продадут свои автомобили на eBay и пересядут на электромобили "Автолиба", — говорит Мари-Кристин, моя соседка по подъезду. — Как бы не так! Я тебе скажу, что будет: те, у кого есть машины, так и будут продолжать на них ездить. Зато за руль сядут те, кто раньше ездил на метро, машин на дорогах станет еще больше, и весь Париж просто встанет».
Что ж, вполне резонно: по существующим во Франции законам, для управления электромобилем права не обязательны: вы только не имеете права превышать скорость 45 км в час. И многие, естественно, опасаются, что новоявленные «бесправные» водители станут причиной множества аварий.
«Мы, парижане, уже сыты по горло новшествами мэра Бертрана Деланоэ! Теперь еще и "Автолиб" подпортит нам жизнь, а платить за все это нам — прожекты Деланоэ потребуют увеличения налогов. Мало нам "Велиба"!» — возмущается Жан-Жак на форуме газеты Le Parisien. Надо сказать, что «Велибом» в самом деле недовольно множество людей: чтобы построить станции проката велосипедов, пришлось сократить парковочные места, зарезервированные для местных жителей, а их и так было в обрез.
На мою просьбу прояснить эти спорные моменты пресс-служба мэрии ответила довольно быстро: «"Автолиб" не станет конкурировать с общественным транспортом — стоянки электромобилей будут около станций метро, скоростных электричек RER и "Велиба", чтобы люди могли комбинировать разные виды транспорта. А чтобы стать клиентом "Автолиба", права все-таки будут необходимы». Про сокращение парковочных мест, однако, ни слова. «Экологическая программа требует жертв», — внушает мэрия. «Велосипеды и электромобили мэру-социалисту важнее нашего удобства», — брюзжат парижане. Кажется, они отчасти правы: Деланоэ очень расстраивается, что Париж проиграл тендер на проведение летних Олимпийских игр в 2012 году, и теперь пытается взять реванш и войти в историю, используя экологическую тему. Однако только теряет кредит доверия.
Мой знакомый Даниэль, владелец бистро, голосовавший в свое время за мэра, в нем разочаровался: «Хватит демагогии: машина — это не роскошь. Для семьи с двумя детьми это необходимость. Что проку моей жене в прокате, если у нее в машине должны быть постоянно детское сиденье для младшего и футбольное снаряжение для старшего? Я тоже за экологию, но то, что делает мэр, это не разумное градоустройство, а политиканство и швыряние денег на ветер».
Зато другая моя приятельница, Соланж, не видит изъянов в «Автолибе»: «Если система действительно заработает, я c превеликим удовольствием продам машину и буду ездить на общественных электромобилях. Ведь тогда можно будет приезжать в гости или в ресторан на машине и спокойно выпивать, а домой возвращаться на такси. Я бы с удовольствием пользовалась общественным транспортом, — продолжает она. — Но сейчас мне это страшно неудобно: мой офис расположен так, что, если ехать на метро, а потом на автобусе или пешком, время в пути увеличивается в пять раз. Я, конечно, за экологию, но себя я все-таки люблю больше».