История Лои и Айседоры. Фильм «Танцовщица» с Соко и Лили-Роуз Депп
3 ноября в кинотеатрах выходит фильм «Танцовщица». Биографическую драму об американской танцовщице, иконе ар-нуво Лои Фуллер, выпускает молодой игрок российского кинопроката Russian World Vision в партнерстве с кинотеатром «Москва». Объясняем, почему фильм достоин внимания
«Танцовщица» — дебютный полнометражный фильм француженки Стефани ди Джусто, который вошел в программу «Особый взгляд» на Каннском кинофестивале в этом году. Джусто решила взять высокую планку — описать сценический путь Лои Фуллер, «электрической феи», без которой невозможно представить эстетику Прекрасной эпохи, и ее отношения со знаменитой протеже — Айседорой Дункан.
В начале фильма Лои Фуллер — неловкая девушка-переросток, дочь французского коневода, живущего в американской глуши. Во время танцев в трактире она сидит в углу, рисует в блокноте и бубнит под нос реплики из пьесы Оскара Уайльда «Саломея». После того как отца убивают бандиты, героиня отправляется к матери в Нью-Йорк и там пытается устроиться на работу в театр. Запутавшись в юбке во время исполнения первой, незначительной роли, она выкручивается из ситуации — кружится в танце, размахивая злосчастной юбкой, и так придумывает свой будущий звездный номер «Серпантин», с которым едет покорять дружелюбный к авангардистам Париж.
На самом деле Лои Фуллер выходила на сцену с детства, играла в водевилях и исполняла американский вариант канкана в бурлеск-шоу, ее отца никто не убивал, да и с Айседорой Дункан отношения у Фуллер были гораздо менее драматичными, чем показано в фильме. Некоторые кинокритики за голову схватились от биографических вольностей режиссера — да, их и правда много, но они никак не портят впечатление от образа Лои Фуллер, которой запал в душу Тулуз-Лотреку, Шере и братьям Люмьер. Ее было бы вернее назвать не танцовщицей, а человеком-оркестром: она сама придумала свое знаменитое платье из нескольких десятков метров шелка, нашла средства для сложных декораций и запатентовала разноцветные фильтры на прожекторах, благодаря которым шелковый вихрь ее платья во время танца менял цвета. Она мастер перформанса и режиссер собственного моноспектакля. «Танцовщица» — отличное пособие по организации театральной революции в самой унылой среде.
Актерский состав фильма безупречен. Главную роль играет певица и актриса французского происхождения Стефани Соколински, выступающая под псевдонимом Soko. Ей (сложно поверить) 31 год, она играет душевный инди-поп-рок, дружит с Ариэлем Пинком и не скрывает нетрадиционной ориентации. В Европе известность к Соко пришла в 2007 году после выпуска удачного сингла, но в России она стала широко известной тогда, когда завела непродолжительный роман с актрисой Кристен Стюарт. Тем не менее Соко совсем не «дутый» персонаж: она, в отличие от инстаграм-старлеток, совсем не глянцевая, а наоборот, такой панк по жизни. Ее история перекликается с биографией самой Фуллер: в 16 лет Соко ушла из дома, бросила школу, переехала из Бордо в Париж и решила заняться актерским мастерством, а потом закрепилась в более «хлебном» Лос-Анджелесе.
Айседору Дункан играет Лили-Роуз Депп, 17-летняя дочь Джонни Деппа и Ванессы Паради, которая, едва успев представить себя публике, стала новой музой Карла Лагерфельда и получила заметные роли в нескольких фильмах — в конце года в российский прокат выйдет картина «Планетарий», в которой Лили-Роуз играет вторую по значимости героиню. В «Танцовщице» молодая актриса совершенно органична в образе Дункан — совсем юной на момент знакомства с Фуллер звезды, знающей себе цену.
Наконец, ведущая мужская роль покровителя Лои Фуллер, аристократа Луи д’Орсэ, досталась Гаспару Ульелю, одному из самых востребованных молодых актеров Франции, известному по фильму «Сен-Лоран. Стиль — это я». Появление этого персонажа, полностью вымышленного, было еще одной причиной негативных отзывов в адрес режиссера: дескать, фигура «патрона» подрывает имидж Фуллер как истинной феминистки. Однако образ графа д’Орсэ можно воспринимать как символ «проигравшей маскулинности»: мужчина, который изначально красивее, богаче и успешнее героини, оказывается гораздо беспомощнее нее.
«Танцовщица» — в том числе и про феминизм, но он в фильме исключительно здоровый и не тянущий одеяло на себя. Феминистское послание всего одно: можно быть не самой красивой, не самой юной, не гениальной, но достаточно быть одаренной и верной своему начинанию — и тогда можно стать великой.