Лекция

Значение креативной экономики в современном обществе

Сейчас широко обсуждается принципиальное значение креативной экономики и творческих индустрий в развитии нашего общества. Тому есть несколько причин. В конце 1990-х правительство Великобритании разработало «Карту культурных индустрий», благодаря которой общество осознало, как много направлений бизнеса охватывают индустрии такого рода. Вслед за Великобританией аналогичные исследования провели многие страны и регионы, и в результате растущая экономическая ценность творческих индустрий стала общепризнанной.

Креативная экономика опирается на предприятия малого бизнеса, которые охотно внедряют новые технологии и, соответственно, нуждаются в более образованных сотрудниках. В результате многие правительства увидели, что бизнес-модели, которые используют творческие индустрии, могут повысить конкурентоспособность государств на мировой арене.

Изменения спроса

Сильному сектору творческой экономики необходим большой рынок предоставляемых им продуктов и услуг. За последние десять лет этот рынок сильно изменился. Увеличился спрос на насыщенность содержанием, на разнообразие контента. В стоимости устройства помимо технологии большую роль стала играть имиджевая составляющая. С наступлением цифровой эры размываются представления о локальности — многие продукты, которые производят творческие индустрии, могут потребляться в любой точке мира.

С другой стороны, возникает все больший спрос на индивидуальный продукт, местный колорит, непосредственность восприятия. Творческие индустрии наиболее чутко реагируют на потребности такого рода.

Конвергенция

Еще одно новшество — тенденция к размыванию границ, ранее казавшихся вечными: между наукой и искусством, между креативностью и инновациями, между разными странами. Особенно ценным оказывается то, что лежит на границе разных элементов. Поэтому привычные бизнес-модели дают сбой — чтобы найти самое ценное, необходим творческий подход.

Креативные города

Когда важность творческих индустрий стала очевидной, в некоторых маленьких городах поверили, что им нужно развивать символически насыщенную культурную инфраструктуру, строить большие культурные объекты, как в Лондоне или в Нью-Йорке. Они не понимали двух вещей. Во-первых, что для этого им понадобится затратить усилия поколений людей. А во-вторых, что у них уже есть свои уникальные ресурсы, опираясь на которые, они смогут развить творческие индустрии, никому при этом не подражая.

Необходимо помнить об индивидуальности города или региона, воспринимать его как своеобразную экосистему, состоящую из творческих людей, и создавать условия для ее развития.

Как развивать творческие индустрии

Основываясь на этих наблюдениях, я хочу дать несколько рекомендаций, которые могут помочь развитию творческой экономики в городах.

Во-первых, необходимо выяснить, какими ресурсами вы обладаете, и как это соотносится с тем, что есть в других регионах. Кроме того, необходимо понять, каков в вашем случае социальный и культурный контекст производства и потребления: недостаточно просто посчитать, сколько предприятий работает в разных сферах бизнеса — важно понимать, почему это так, как все эти предприятия взаимодействуют друг с другом, какие у них трудности. При этом необходимо, чтобы представители этих предприятий чувствовали, что они — полноценные участники затеянных вами перемен. Такую возможность вам дает  Интернет: пользователи сами говорят вам, что и почему они делают и чего бы им хотелось.

Во-вторых, необходимо так обустраивать пространство, чтобы сама среда стимулировала творчество. Можно сделать более открытыми, веселыми и гостеприимными общественные места; можно превратить город в сцену или площадку для выступления творческих людей.

В-третьих, финансовый кризис открывает возможности для создания творческих кластеров — нового поколения пространств для творческих предприятий, где они смогут сосуществовать с предприятиями из других секторов экономики. Тогда все вместе они смогут легко дополнять друг друга на принципах сотрудничества и междисциплинарности.

Далее, необходимо подумать о том, какие творческие пути существуют для выхода из финансового кризиса. Решения могут быть разными. Многие представители крупных корпораций открывают собственный бизнес, и часто он связан с творческой экономикой. Многие люди благодаря кризису позволили себе заниматься тем, что позволяет им вести такой образ жизни, какой им нравится.

Следующий совет — поддерживать талантливых людей и стимулировать молодежь, чтобы она не боялась развивать и демонстрировать свои способности. Кроме того, очень внимательно следует относиться к культурному и этническому многообразию — это очень ценный ресурс, поскольку из столкновения и сочетания культур возникают новые формы выражения идей, создаются новые продукты и услуги.

Большое внимание следует также уделять поддержке бизнеса. Креативные формы бизнеса обычно отличаются меньшим размером и нередко определенной изолированностью, так что им необходима помощь — в том числе, специальных агентств.

Еще один важный аспект — инвестиции в инфраструктуру цифровых коммуникаций. Необходимо, чтобы люди могли быстро загружать и скачивать файлы не только на работе, но и дома.

Нужно также задуматься о том, какое место творчество занимает в истории вашего города или страны. Важно, чтобы города перестали размахивать флагами, утверждая, что с творчеством дела у них обстоят лучше всех, и серьезно задумались о своих проблемах. Достичь этого будет проще, если города начнут не только хвастаться друг перед другом, но и общаться со своими горожанами.

Партнерство — основа эффективного лидерства

Но все вышеперечисленное имеет значение только в том случае, если есть эффективное лидерство, обеспеченное открытыми и крепкими партнерскими связями. Раньше креативные индустрии развивались благодаря целеустремленным лидерам — мэрам городов, членам правительств. Но сегодня нужно ориентироваться на коллективную деятельность и партнерство. А для этого необходимо создать возможности для риска. В отсутствие риска и гибкости творчество гибнет.