Задержанные азиаты скрывались в России от уголовного преследования в своих странах: троих из них разыскивали за связи с радикальными исламскими группировками, остальных — за общеуголовные преступления.

Трое из участников преступной группы жили в Москве и работали продавцами сантехники на строительном рынке возле станции метро «Румянцево». Еще семь человек работали в Петербурге таксистами и охранниками.

Первыми на предполагаемых террористов вышли полицейские, которые получили на них ориентировку от своих коллег из азиатских стран. Полиция прослушала телефонные переговоры московских «сантехников» и петербургских «таксистов» и выяснила, что все они попали под влияние фанатика из Таджикистана. Тот убеждал своих товарищей, что «лучше погибнуть на джихаде в Сирии, чем сгнить в тюрьме у себя на родине».

Лидер преступной группировки, имя которого не раскрывается, оказался единственным, кто поддерживал связь с главарями «Исламского государства». Осенью 2016 года он начал вести с ними переговоры об отправке своих людей в Сирию. Однако лидеры ИГИЛ, как предполагает «Коммерсант», предложили им доказать свою преданность, устроив теракты в России.

ФСБ сообщила 12 ноября, что оперативники задержали 10 уроженцев Центрально-Азиатского региона, которые готовили в Москве и Петербурге теракты в местах скопления людей. Задержанные собирались устроить в Москве теракты «по парижскому сценарию», а в Петербурге — взорвать торговые центры «Галерея» на Лиговском проспекте и «Академпарк» на проспекте Науки.

Организация «Исламское государство», упомянутая в тексте, запрещена в России как террористическая.