В эти выходные я был в гостях у Кустурицы.

Фестиваль Кустурицы, который называется «Кустендорф» («Деревня Кустурицы»), проходит высоко в горах. На машине это четыре с половиной часа от Белграда. Деревня находится в заповеднике Мокрые Горы. Кустурица сам ее построил, и она очень живописная: стоят на горе такие домики с высокими крышами — ресторан, банкетный зал, бассейн, а вокруг разбросаны коттеджи, в которых живут приглашенные. Вся деревня принадлежит ему. Здесь он устраивает фестиваль и конкурс работ для студентов со всего мира. Больше всего, конечно, сербских студентов, но я видел и японцев, и немцев, и русские там были.

С Кустурицей мы знакомы давно, я его по Каннам знаю и по Парижу, он жил там одновременно со мной, и мы периодически общались. Когда он посмотрел «Остров», ему фильм очень понравился, и он меня еще тогда приглашал к себе, но я не смог, а в этот раз поехал и отвез уже «Царя».

Я был поражен тем, как он и все посмотревшие восприняли «Царя», Кустурица, по-моему, был тронут до слез. Все-таки сербы — это общая история, общие корни. Потом мы с ним полтора часа на ломаном английском, с обеих сторон, разговаривали про фильм, про искусство, про то, как снимать кино, и о многом другом.

Для студентов мы устраивали мастер-классы, я показал несколько своих фильмов, отвечал на вопросы. Там был Джонни Депп, он тоже давал мастер-класс. Был еще из Берлина интересный режиссер турецкого происхождения Фатих Аким, каннский призер. Был палестинец из Израиля Элия Сулейман, тоже каннский человек. Вообще, фестиваль Кустурицы уникален тем, что здесь все делается по принципу личных симпатий, и люди так приглашаются: человек должен быть другом Кустурицы или быть близок ему по духу, по творческим наклонностям.

Вот такое было личное, не похожее ни на что короткое мероприятие.