Против фашизма. Прогулка по бульварам в сопровождении ОМОНа
В Москве 19 января прошла акция памяти адвоката Станислава Маркелова и журналистки Анастасии Бабуровой, застреленных в центре столицы ровно год назад
Организатору акции, которым выступил «Комитет 19 января», удалось добиться разрешения у московских властей на проведение двух пикетов: в 19.00 в начале Петровского бульвара и в 20.00 в сквере у памятника Грибоедову у метро «Чистые пруды». На каждый пикет заявлено 400 участников.
При этом, как отмечает РИА «Новости», разрешения на шествие от одной точки до другой получено не было — участники обоих пикетов могут лишь «организованно пройти» от Петровского до Чистопрудного бульвара. В связи с этим накануне московские власти выступили со специальным заявлением: «Правительство Москвы считает необходимым еще раз предупредить организаторов и участников: если согласование на проведение пикетов будет использовано для любых несанкционированных шествий, демонстраций или иных не разрешенных городскими властями публичных мероприятий, то правоохранительные органы будут действовать в строгом соответствии с законодательством Российской Федерации».
Мы идем навстречу шествию. У памятника Грибоедову все оцеплено, на бульварах полно милиции. Друзья, которые уже на Петровском, говорят, что милиция не дает прохода и пытается пресечь шествие. Сначала никого не пускали, но теперь кричат в мегафон, что будут пропускать небольшими группами по 50 человек.
Антифашисты прорвали оцепление. Некоторые активисты задержаны — им удалось добежать до конца Петровского бульвара, где их схватили и погрузили в автозаки. Из оцепления выпускают людей без плакатов, которые идут на пикет к Грибоедову.
Сейчас группа демонстрантов движется вверх по Рождественскому бульвару. Антифашисты пытались выйти колонной на проезжую часть, но ОМОН всех согнал обратно на тротуар. Рядом с нами слышны взрывы петард, но участники акции заявляют, что это провокация.
Я вышла из оцепления с одной из первых групп. Мы проходим сейчас к началу Сретенского бульвара. Скандируют: «Фашизм не пройдет!», «Фашисты убивают — власти покрывают!», «Пока мы едины, мы непобедимы!» Здесь уже заметно меньше милиционеров.
Я пока на Трубной. Давно не встречала такого количества приятных знакомых из самых разных сфер деятельности. Пока прошло четыре группы примерно по 50-100 человек.
Поговорила с тремя омоновцами. На вопрос, что здесь происходит, все говорят одно и то же: «Это столкновение двух радикально настроенных политических партий». Каких партий, какое столкновение? Ничего не понятно.
Некоторые из участников акции слушают «Эхо Москвы». По радио сказали, что задержано уже несколько десятков человек. Наша группа идет одной из последних. Сейчас идем по Рождественскому бульвару. За нами по проезжей части идет генерал-майор милиции.
Толпа растянулась от Трубной площади до Сретенских ворот. ОМОН вполне дружелюбен, следит в основном за тем, чтоб люди не выходили на проезжую часть. Марш проходит мимо кафе и ресторанов, и многие участники естественным образом отсеиваются туда. Кажется, у ресторанов сегодня ожидается рекордная выручка. Не хватает только рекламных плакатов «Антифашистам — второй глинтвейн бесплатно».
Сейчас я стою у памятника Грибоедову, всех проводят через металлоискатели и запускают в оцепление. Здесь все снова развернули транспаранты, основной: «Нет политическим убийствам». Продолжают скандировать лозунги. В толпе видны портреты Маркелова, Бабуровой. Среди присутствующих видела Григория Явлинского.
Мы дошли до памятника Грибоедову. Продолжается выкрикивание лозунгов: «Выйди на улицу, верни себе город!», «Фашизм не пройдет!» и других. Кто-то в толпе зажег несколько файеров.
Толпа прорвала оцепление и с криками «Позор ментам!» выбежала на Чистопрудный бульвар. В омоновцев кидают снежки и дымовые шашки. В ответ они жестко скручивают демонстрантов и загоняют всех обратно в оцепление.
У выступавших активистов забрали мегафон под предлогом того, что это митинг, а не пикет. Возмущенная толпа начала скандировать «позор» и, прорвав оцепление, двинулась по бульвару.
Сначала митинг у памятника Грибоедову персональным составом напоминал вернисаж: много знакомых людей, которых привык скорее видеть, например, на художественной выставке, чем на антифашистском пикете. Все обнимаются, целуются и обмениваются какими-то новостями. На другом конце площади кто-то пытался произнести речь в память Маркелова и Бабуровой, однако милиционеры отобрали у выступающего мегафон. В этот момент мирная и вполне светская тусовка превратилась в побоище, чего и следовало ожидать. Милиция провоцирует демонстрантов, радикальные активисты атакуют ОМОНовцев. Сколько еще времени будет продолжаться драка между милиционерами и антифашистами, сказать сложно, но к акции памяти погибших год назад адвоката и журналистки это уже не имеет никакого отношения. После этого мирным гражданам на этом мероприятии делать нечего.