ФРАНЦИЯ

Сколько денег потратил Филеас Фогг на кругосветное путешествие?

Богач по имени Филеас Фогг в книге Жюля Верна «Вокруг света за 80 дней» с самого начала произведения предстает загадочной личностью. Он богат, но каков источник его богатства, не ясно. «Но как он нажил свое состояние? На этот вопрос не могли ответить даже самые осведомленные люди, а мистер Фогг был последним, к кому уместно было бы обратиться за подобными сведениями». Из-за этого детектив Фикс подозревает Фогга в недавней краже огромной суммы в банке — 55 тысяч фунтов — и направляется по его стопам в кругосветный вояж.

Согласно порталу Airtreks, путешествие вокруг света сегодня стоит от 20 тысяч до 30 тысяч долларов. При этом отмечается, что экономный путешественник может уложиться и в шесть тысяч, однако вряд ли это путь богача Фогга. Впрочем, тогда путешествие стоило гораздо дороже, чем сейчас. Поэтому давайте посмотрим на отдельные расходы Фогга. Например, ему приходится нанимать корабль в Шанхай, чтобы там догнать пароход в Йокогаму, который он пропустил. По данным simonseeks, в день за аренду корабля из Шанхая в Йокогаму придется выложить порядка 330 фунтов, корабль проходит сегодня это расстояние за три дня, итого 990 фунтов. Тогда судно шло медленнее, проходя весь путь за четверо суток, в сутки Фогг платил по 100 фунтов, да еще и выплатил сразу задаток в 200 фунтов. Сопоставляя 400 фунтов со всей потраченной суммой на путешествие — 19 тысяч фунтов, можно составить уравнение, из которого следует, что общая сумма за аналогичное путешествие сейчас составила бы 47 тысяч фунтов. По нынешнему курсу это было бы 55 тысяч евро.

За сколько д'Артаньян продал перстень, подаренный ему миледи?

Д’Артаньян, выдав себя за графа де Варда, проводит ночь с Миледи. Та дарит ему кольцо, которое затем замечает Атос. Оно напоминает ему фамильную драгоценность, с которой он расстался в ночь любви. Его догадки находят свое подтверждение: это именно то кольцо, что подтверждает царапина на одной из граней сапфира. Д’Артаньян готов отдать Атосу драгоценность, однако последний отказывается, ведь «оно побывало в преступных руках». Друзья решают заложить сапфир, несмотря на то что отец Атоса выложил за него 2000 экю (чуть более 600 пистолей). Ростовщик дает за драгоценность 300 пистолей и обещает, что добавит к ним еще 200, если ему удастся получить сапфир в собственность. Спустя время Атос и д’Артаньян окончательно расстаются с кольцом, несмотря на то что д’Артаньян просит Атоса хорошенько над этим подумать. Атос емко отвечает: «Наличные деньги дороги в наше время, и надо уметь приносить жертвы». Сколько же это могло бы быть в современных евро?

Атос происходил не из семьи королевской крови с неограниченным кредитом, однако его семья была довольно состоятельной. В наше время по уровню дохода его легко вообразить представителем зажиточного среднего класса. В таком случае в современной Франции его доходы варьировались бы от 1559 до 2569 евро. Кольцо с сапфиром, соответствующее его доходам, он купил бы не в Cartier, но и не у арабских перекупщиков ювелирки за углом, а, возможно, вот такое — по цене 1019 евро. Современные оценщики в ломбарде принимают ювелирные украшения на вес и дают за грамм золота 375-й пробы 36 евро. Кольцо, которое мог бы купить Атос, согласно нашим предположениям, не превышает трех грамм, соответственно, д’Артаньян получил бы около 100 евро. Сапфир, по источнику, был с такой царапиной, что она запомнилась Атосу, поэтому вряд ли друзья-мушкетеры смогли бы с него что-то выручить.

Во сколько оценили дом и имущество госпожи Бовари в Ионвиле?

Свою книгу Гюстав Флобер написал в 1856 году, однако само действие в ней происходит немного раньше. Исследователи приходят к выводу, что финал книги, то есть время, когда госпожа Бовари должна выплатить долг, а вместо этого совершает самоубийство, приходится на 1846 год.

Эмма Бовари не раз изменяла своему мужу, всякий раз разыскивая свой идеал. В конце повествования она оказывается в долгах, что послужило толчком к ее самоубийству. В полученном ею судебном постановлении указывается, что она должна уплатить 8 тысяч франков, чтобы сохранить имущество, однако таких денег у нее нет, а любовники, к которым она обращается за помощью, от нее отворачиваются. Чтобы рассчитать, чему эта сумма эквивалентна сегодня, обратимся к тексту романа.

Прежде чем потерять имение в Ионвиле, в которое Эмма вместе с мужем переехала в 1840 году, героиня романа лишилась дома в Барневиле. Описание дома, однако, не вызывает восхищения у читателя: «Ветхая лачуга в Барневиле, близ Омаля, приносившая ничтожный доход. В былые времена она составляла часть небольшой усадьбы, но Бовари-отец усадьбу продал». Лавочник Лере тем не менее находит на дом покупателя, и сделка приносит Бовари 4000 франков. Глядя на сайт продаж недвижимости rightmove.co.uk, самый дешевый дом с двумя спальнями в графстве Омаль стоит 108 тысяч евро. Имея это в виду при вычислении стоимости дома в Ионвиле, который был несколько больше дома в Барневиле, получаем, что тамошний особняк вместе с имуществом в виде блюд, горшков, стульев, подсвечников, безделушек на этажерке, белья и платьев Эммы мог бы стоить около 216 тысяч евро.

Во сколько оценил ростовщик Гобсек заложенные бриллианты графини де Ресто?

Графиня де Ресто изменяла своему мужу и тратила его деньги. Это привело к тому, что ее дети, в частности, граф Эрнесто де Ресто, остались без наследства. Все деньги, которые должны были достаться ему от отца, перешли к циничному ростовщику Гобсеку. Гобсек дважды взыскивал долг с графини: страшась разоблачения, де Ресто без колебаний вручала ему все самое ценное. Во второй раз графиня отдала Гобсеку бриллианты — он их оценил в восемьдесят тысяч франков. Переводя на современные деньги, будем иметь в виду то, например, что рассказчик, стряпчий по имени Дервиль, рассказывает о себе: «Проработав три года в конторе стряпчего, я получил там должность старшего клерка и переехал с улицы де Грэ, так как мой патрон, помимо ста пятидесяти франков жалованья в месяц, давал мне теперь еще стол и квартиру». Похожая современная профессия по-французски носит название avoué. В обязанности такого человека входит составление судебных бумаг, в частности, он занимается предварительной частью гражданского процесса в апелляционных судах. Средняя ежемесячная зарплата у него — 4,5 тысяч евро. Вычитаем из этой суммы аренду квартиры (порядка 500 евро — столько бы сегодня заплатил наш герой, если бы жил в парижском пригороде в комнате с еще парой человек) и сумму среднего прожиточного минимума во Франции (те же 1,5 тысячи евро), потому что все это ему предоставлялось и так. Сопоставляем оставшиеся 2,5 тысячи евро к 150 франкам как X к 80 тысяч франков — получаем X = 1 млн 330 тысяч евро, которые бы сегодня стоили бриллианты графини де Ресто.

За сколько граф Мюффа выкупил роль порядочной женщины для проститутки Наны в пьесе Борднава?

Куртизанка Нана из произведения Эмиля Золя сводит с ума мужчин — от банкира Штейнера и журналиста Фошри до графа Мюффа де Бевиль. Нана играет в театре и получает, несмотря на отсутствие таланта, большие роли. В пьесе Борднава Нана сыграет роль порядочной женщины, просто потому, что граф Мюффа заплатил режиссеру огромные деньги — 10 тысяч франков. Чтобы оценить, насколько это была большая сумма, обратим внимание на следующее: в произведении упоминается заведение толстой Лауры Пьедфер на улице Мартир, где обед стоил три франка. Основными посетителями были куртизанки и те, кто приходил на них посмотреть. Не будет слишком большой натяжкой, если мы сравним заведение Пьедфер с современным кабаре — например, кабаре «Мадам Артюр», которое располагается на той же улице. Вход в кабаре составляет 10 евро до полуночи и 15 — после. Возьмем цифру в 12 евро. Посмотрев на соотношение с тогдашними тремя франками и десятью тысячами, уплаченными Мюффа, не переводя валюты одна в другую, получаем 40 тысяч евро. Примерно столько нужно было бы предложить сейчас.

ИТАЛИЯ

Насколько богат Пиноккио?

«Жизнеописание петрушки-марионетки» (так выглядел подзаголовок первого перевода «Пиноккио» на русский язык, изданного в 1906 году) — почти учебник финансовой грамотности для детей, потому что деньги в нем играют ключевую роль. Главный капитал героя — это, конечно же, пять золотых цехинов, которые Лиса и Кот советуют ему инвестировать в «Волшебное поле», суля баснословную прибыль 500 к 1 уже на следующий день. Однако оценить величину суммы, подаренной Пиноккио кукольником Манджафоко, затруднительно: мальчик заявляет, что намерен купить на них отцу «красивую новую куртку, желательно из золота и серебра, с пуговицами из самоцветных камней. А затем букварь», выдавая и доброе сердце, и полное непонимание рыночных реалий.

Некоторую ясность помогает внести история: считается, что действие книги разворачивается в эпоху, отдаленную от даты публикации как минимум на несколько десятилетий, когда Тоскана еще была Великим герцогством. Такая датировка основана на упоминании различных денежных знаков. В середине XIX века один золотой цехин равнялся приблизительно 133,3 сольдо. Зная, что один сольдо — цена стакана молока, которую выставляет Пиноккио огородник Джанджо в самом конце книги, мы можем провести расчеты. В современной Италии литр молока стоит 80 евроцентов, стакан (треть литра) стоит в таком случае 26 евроцентов — это и есть котировка одного сольдо. Дальше проще: 0,26 умножаем на 133,3, и потом умножаем на пять — получаем 173 евро, которые были бы сегодня в кармане Пиноккио.

Сколько стоил перстень, украденный Андреуччио ди Пьетро?

500 золотых флоринов берет с собой торговец лошадьми Андреуччио ди Пьетро из Перуджи, отправляясь в Неаполь за новыми покупками. Молодой и неопытный юноша, впервые оказавшись в чужом городе, совершает роковую ошибку: торгуясь, он демонстрирует продавцам свой кошелек, чтобы показать серьезность своих намерений. Проходящая мимо красавица, «готовая услужить всякому за недорогую цену», замечает и деньги, и наивность Андреуччио, и в скором времени он остается без денег, в одной сорочке и по шею в нечистотах на улицах ночного Неаполя. Но недаром тема всех новелл второго дня «Декамерона» — удача: бедолага встречается с двумя расхитителями гробниц, которые просят его помочь снять перстень с тела покойного архиепископа, обещая взамен «нечто гораздо более ценное, чем то, что ты утратил». Не без приключений Андреуччио все-таки удается заполучить перстень и даже оставить его себе: вернувшись в Перуджу, он продает его за те же 500 флоринов, с которыми отправился в путь. В наши дни хорошее кольцо с добротным рубином известного итальянского ювелирного бренда стоит от 1500 евро (примерно столько же стоит пара скаковых лошадей), а значит, примерно на такую сумму герой Боккаччо намеревался купить неаполитанских скакунов.

Какое жалованье попросил Труффальдино у второго господина?

Филиппо — это монета испанского происхождения, которую чеканили в Милане с XVII века, в период, когда город находился во власти испанских Габсбургов; вплоть до 1778 года именно филиппо оставался главной серебряной монетой Ломбардии. Поэтому вполне логично, что Труффальдино из Бергамо в Венеции выставляет туринскому синьору Флориндо Аретузи счет именно в этой валюте. Вот только уже в следующем явлении становится ясно, как же сложно приходилось в то время людям с расчетами. Оставшись один, Труффальдино берется за свою двойную бухгалтерию: «На сольдо в день больше — это составляет тридцать сольдо в месяц. А ведь я соврал, будто у того получал по филиппо. Он мне платит только по десять паоло. Может быть, десять паоло и составляют один филиппо, но наверняка не знаю».

Паоло, как и филиппо, — монета, названная именем правителя, только вместо испанского монарха речь здесь о папе Павле III Фарнезе, при котором Микеланджело закончил «Страшный суд» в Сикстинской капелле. Павел III увеличил вес серебра в монете джулио (вошедшей в обращение при Юлии II 36 годами ранее) до 3,85 гр, однако поручиться за то, что Труффальдино имеет в виду именно ее, мы не можем: паоло несомненно пользовался популярностью за пределами Папской области, но название этой монеты заимствовали и другие государства Италии, например Тоскана. Как бы там ни было, если пройдоха из Бергамо попал пальцем в небо, цена одному паоло сейчас была бы, по весу серебра, примерно 6,3 евро. То есть у второго хозяина он запросил чуть больше 63 евро.

Сколько стоили очки для чтения в середине XIV века?

Вильгельм Баскервильский, главный герой романа, действие которого происходит в 1327 году, знакомится с монастырским витражным мастером Николаем, убежденным, что секреты старых мастеров навеки утрачены и его собственная работа — лишь жалкое подражание древним образцам. Вильгельм рассказывает ему, что в некоторых странах стекольщики уже не украшают природу, а исправляют ее. Например, с помощью коррекции зрения: очки (появившиеся в Италии в XIII веке) можно было приобрести за шесть болонских серебряных сольдо, которые чеканились с 1236 года и были эквивалентны 12 французским денье (денариям) — разменной монете всей Западной Европы. Необходимо, впрочем, оговориться, ведь, как бы ни расписывал Вильгельм прогресс средневековых мастеров, корректирующие линзы в оправе оставались уникальным и очень дорогим изделием для того времени, поэтому сумму в 6 сольдо сопоставлять с нынешней средней стоимостью очков в итальянской оптике (150 евро) было бы некорректно.

* стекла для чтения (лат.)

При поддержке: