Генрих Падва: Неожиданно для прокуроров свидетель опроверг обвинения
Один из основных свидетелей на процессе по второму делу ЮКОСа, бывший топ-менеджер компании Алексей Голубович заявил в ходе допроса в Хамовническом суде, что сделки по обмену акций «Томскнефти» и Ачинского НПЗ, принадлежавших Восточной нефтяной компании (ВНК), на акции ЮКОСа были законными. Гособвинение квалифицировало обмен акций как хищение.
Как рассказал Голубович, занимавший в компании пост директора по стратегическому развитию и корпоративным финансам, обмен акций производился с целью защиты активов от незаконных посягательств со стороны компании Birkenholz. Эта компания пыталась через суд арестовать активы «дочек» ВНК, так как последняя отказалась выполнять условия сделки по выкупу доли в Ачинском НПЗ. Впоследствии сделка была признана арбитражным судом незаконной.
«Ни я, ни мои сотрудники не ставили целью занизить стоимость акций», — заявил Голубович в ходе процесса. Он напомнил, что события происходили в 1998 году, после дефолта, когда котировки акций были предельно низкими. По его мнению, «менять акции примерно одинаковой стоимости по рыночным котировкам — это справедливый обмен».
При этом Голубович утверждает, что в суде он не отказался от показаний, данных на предварительном следствии. В противном случае прокурор предъявил бы протокол допроса, а этого не произошло. В четверг допрос Голубовича будет продолжен.
Адвокат Михаила Ходорковского Вадим Клювгант подчеркивает, что Голубович в суде признал действия руководителей ЮКОСа с акциями «дочек» ВНК не только законными, но и необходимыми. По словам адвоката, ссылка на имевшийся, по мнению следствия, неэквивалентный обмен акций ВНК на акции ЮКОСа является ключевым моментом в попытке обвинения приписать его клиенту хищение.
Как напоминает РИА «Новости», Голубович обвинялся российскими следственными органами в мошенничестве, в 2006 году он был арестован в Италии, однако затем отпущен под подписку о невыезде. Некоторое время назад Голубович вернулся в Россию, в настоящее время он включен в программу защиты свидетелей. Постановления об объявлении его в розыск и заочном аресте, вынесенные в 2004 году в России, были отменены при условии сотрудничества со следствием.