«Монтаж аттракционов»: лучший гид по творчеству Эйзенштейна
«Монтаж аттракционов» открылся прямо над экспозицией наследия Родченко, (которую, кстати, посетил даже Канье Вест). Две выставки перекликаются: Родченко и Эйзенштейн одновременно создавали эстетику эпохи, Родченко делал плакаты к фильмам Эйзенштейна, которые можно увидеть среди экспонатов «Монтажа».
Экспозиция начинается с рисунков, шаржей и «комиксов» Сергея Эйзенштейна, по характеру и стилю напоминающих работы Херлуфа Бидструпа. Эскизы костюмов, декораций, раскадровки фильмов показывают его как авангардиста, но сюжеты и манера рисунков выдают в нем ироничного модерниста, который вовсе не стремится прыгать с разбегу в культурный мейнстрим.
Эйзенштейн остроумно препарировал самые святые (в прямом и переносном смысле) визуальные образы: посмеивался над сексуальностью пронзенного стрелами Святого Себастьяна и над легендой о Спасе Нерукотворном. На одном из рисунков покровительница фотографов Святая Вероника (та самая женщина, которая подала Христу полотенце, сохранившее отпечаток его лица) печатает тираж Лика. Режиссер не смеялся над верующими — он критиковал эксплуатацию святых символов.
Среди экспонатов есть журнал ЛЕФ (Левый фронт искусств) №3 с программной статьей Эйзенштейна «Монтаж аттракционов», которая и дала название выставке. Текст посвящен новому творческому методу, который режиссер придумал, делая постановки в театре пролеткульта. Аттракцион по Эйзенштейну — это не развлечение, а буквальный перевод слова attraction. Это «всякий агрессивный момент театра, т. е. всякий элемент его, подвергающий зрителя чувственному или психологическому воздействию, опытно выверенному и математически рассчитанному на определенные эмоциональные потрясения воспринимающего».