Игорь Шаронов, декан факультета теоретической и прикладной лингвистики Института лингвистики РГГУ:

Прежде всего вопросы возникают к министерству. Оно создает и формирует требования, которые в какой-то момент начинают тормозить развитие университетов. Есть требования действительно жизненно важные, а есть чисто технические. Огромное количество требований на самом деле не обязательны: так, например, закрытый на ключ пожарный выход приравнивается к отсутствию учебных планов.

Это системная проблема. Ректоры давно стали подконтрольными министерству. Деканов чаще всего назначают сверху, а не избирают — это зависимые от ректора люди. На преподавателей обрушился снегопад всевозможных бюрократических нововведений: они пишут и переписывают бумаги, делают планы на будущее, к примеру, какую статью и в каком журнале собираются опубликовать через несколько лет. По моему, это могло быть задумано, чтобы отвлечь преподавателей от какой-то общественной деятельности, не всегда выгодной властям. Огромный объем бюрократической работы, возложенный на университеты, может быть частью политической борьбы с активистами среди педагогического состава.

Но пальцем на кого-то показать нельзя, поэтому тезис о политической борьбе с университетами невозможно постулировать как неоспоримый.

Если не сбросить этот ворох требований, которым обязаны следовать университеты, ректоры будут больше думать о том, как умилостивить министерство, а не как заниматься работой по воспитанию и образованию студентов. Что касается самого Европейского университета, я думаю, правительство, которое у нас выше закона, даст указание, и университет сохранят. Я очень на это надеюсь.

Марк Урнов, политолог, научный руководитель Департамента политической науки ВШЭ:

ЕУ надо бы оставить в покое — таких университетов мало: в нем хорошие преподаватели читают отличные курсы очень сильным студентам. Там очень приятная, незанудная, недогматическая обстановка, что напоминает мою родную Вышку. Ничего «подрывающего основы» государства там не происходит совершенно точно.

Проверки в Европейском университете проходят постоянно: в прошлом году была очень похожая ситуация. Кудрин тогда сказал мне, что это стандартные бюрократические процедуры, рассосется. И действительно рассосалось. Будет ли так в этом году?

Многие сразу предположили, что на университетскую среду давят, потому и проверки проходят так регулярно. Я плохо знаю, как складываются дела в других университетах, но хорошо знаю Вышку: у меня нет ощущения, что на нас действительно оказывают давление. У нас работают профессора с самыми разными убеждениями и взглядами, и я сам не большой фанат происходящего в стране, но никто не пытается вмешаться в нашу работу. Впрочем, профессора других университетов могут дать совсем другие ответы. Я не уверен, что даже в МГИМО смогут рассказать про такую свободу, как у нас.

Каждый год совершенно справедливо из-за этих проверок поднимается шумовая волна. Солидарность между университетами в таких историях, как с ЕУСПб, необходима. Но у нас ее нет даже в обществе в целом, в отличие от той же Америки или Европы. У нас общество очень атомизировано, люди к коллективным действиям относятся с недоверием и друг к другу относятся с подозрением. Поэтому гражданское общество такое слабое — не только потому, что власть противится его появлению, но и потому, что инициативы снизу почти нет. Людей, готовых активно включаться в политический или социальный процесс, очень мало, и почти все они сконцентрированы в Москве. Остальная среда, в том числе университетская, очень пассивна.

К тому же в университетах сильна традиция отношения к власти как к «отцу». От власти ждут покровительства — это плоды, оставленные нам в наследство тоталитарным режимом. И избавиться от них можно будет не раньше чем через пару поколений.

Кирилл Титаев, социолог, ведущий научный сотрудник Института проблем правоприменения ЕУСПб:

Я убежден, что миром правит не тайная ложа, а явная лажа, и сомневаюсь, что проблемы Европейского университета связаны с каким-то заговором против его сотрудников. Потому рассчитываю на то, что диалог возможен и конфликт благополучно разрешится.

Я работаю в Институте проблем правоприменения. Некоторые высказывают гипотезы, что университетские проверки связаны с его работой, но мне так не кажется. Несмотря на проверки, мы продолжаем совершенно спокойно и без препятствий работать с адекватными людьми в самых разных органах власти. К слову, чиновники и правоохранители сами живут под страхом и в условиях постоянных проверок. Это для нас проверки нонсенс, а для них — норма. Поэтому непосредственно для нашей работы никаких сложностей нет.

Что касается давления на университетское сообщество в целом, на мой взгляд, локальной паранойи в нем больше, чем реальных угроз со стороны надзорных органов. Не так давно был кейс Алексея Петрова — иркутского доцента, которого формально уволили за прогулы. При этом прокуратура, которая вскрыла факты этих мифических прогулов, вообще не просила применять какие-либо санкции в отношении Петрова. Прокуратура просила привлечь к ответственности должностное лицо: доцент университета им не является, под санкции должны были попасть проректор, ректор или декан. А университет уволил Петрова — это и есть локальная паранойя, страх, что завтра на нас надавят, так что сейчас лучше перестраховаться и рубить с плеча.

Владимир Миронов, декан философского факультета МГУ:

У Европейского университета проблемы возникают не первый раз. Либерализм в России сейчас, мягко говоря, не в моде, а Европейский университет считается либеральным или как минимум ориентированным на западные образовательные технологии и методы. Возможно, тут такой контекст.

Надо разбираться и просто методично устранять конкретные формальные нарушения. Если все проблемы были решены, чиновники не смогут просто отмахнуться. Хотя, лично мне кажется, что если уровень образования действительно очень высокий, иногда можно закрыть глаза на некоторые формальные нарушения.

Мы, безусловно, солидарны с профессорами и преподавательским составом. Я не слишком близко знаком с программой ЕУ, но, даже если бы я был в чем-то несогласен, я сторонник того, чтобы образования и высших учебных заведений было как можно больше, и разных.