Чарли Эсс , PHD, Директор центра по исследованию медиа-инноваций, Университет Осло (Осло, Норвегия):

Чарльз Эсс решил, что станет киберфилософом, после того как в 1966 году посмотрел серию «Стар Трека», где героя превращают в андроида и отправляют в ссылку. Через пять лет его невеста приплывает на корабле спасти его и поначалу не понимает, что ее возлюбленный стал андроидом, но по ходу фильма осознает это. Подробнее

В будущем, хотим мы этого или нет, секс-роботы будут повсюду. Позволить себе такую роскошь, наверное, смогут не все — скорее, такие роботы будут частью luxury-сегмента. Но надеюсь, что при этом введут ограничения на детей-роботов для секса. И еще не хотелось бы, чтобы создавались звери-роботы для секса. Тема секса с роботами у философов сейчас на подъеме. Я считаю так: если мы собираемся производить секс-роботов, то давайте делать это с пользой для общества и уважительно к человеку.

Вы слышали про японского робота Пеппера? Это такой робот с эмоциями, который поступил в продажу около года назад. Он маленький и очень милый. Он будет для вас танцевать и петь. А потом ученые провели опыт с Пеппером, попросили людей в лаборатории дотронуться до попы Пеппера и некоторые отмечали у себя сексуальное возбуждение. Сексуальность — штука непредсказуемая, и чем дальше мы ее изучаем, тем больше сюрпризов.

Первая важная работа по сексу с роботами появилась в 2007 году — это книга Дэвида Леви «Love, sex and Robots». В нашем сообществе считается, что у Леви очень утилитарный подход. Он говорит, что от секс-роботов будет больше пользы, чем вреда. Например, он утверждает, что секс-робот будем незаменим для инвалидов, с которыми никто не хочет заниматься сексом, а они секса все-таки хотят. Или для социопатов, которым тяжело наладить отношения с другими людьми, но и они тоже хотят секса. И по этим пунктам я согласен — здесь секс с роботом не идет вразрез с моралью.  

Но при том, что совсем скоро, по моим ощущениям, секс-роботы будут повсюду, я хочу отметить, что пока картинка совсем не такая впечатляющая, как об этом пишут в газетах. Вы понимаете разницу между резиновой куклой и секс-роботом? Сейчас секс-роботы на порядок изощренней, чем резиновая кукла. Просто такой прибор для мастурбации. Но с точки зрения интеллекта секс-роботы, которые есть на рынке, пока довольно примитивные.

Цель разработчиков создать такого секс-робота, который внешне не будет отличаться от человека. У робота будет несколько характеров, которые можно будет скачать. Например, можно выбрать такого, который вам будет на все отвечать: «Да, дорогая». Будут сильно флиртующие характеры, которые можно скачать, ну или с элементами садомазо, если это вам по душе. Грубо говоря — пределов не будет. Можно будет представить, что с вами на кухне сидит настоящий мужчина. Но уйдет еще много времени на то, чтобы сделать их человекоподобными. Чтобы вы верили их движениями и словам.

Но с точки зрения философов такие роботы — несколько аморальны. Для того, чтобы понять, почему это так, надо обратиться к природе эротической любви. Платон еще много лет назад точно описал что это такое. Необходимый элемент в эротической любви — сюрприз. Вы встречаете человека и не может понять, какие такие пробелы в вашей жизни он смог заполнить, что вы в него так влюбились. Сюрприз, короче. Благодаря эротической любви вы становитесь более цельным человеком. Эротическая любовь прекрасна тем, что вы как человек — свободный, со своими предпочтениями и желаниями, встречаете такого же человека и между вами происходит химия. С секс-роботами все-таки не так. Вы заходите в настройки RealDoll и вбиваете параметры, которые вы хотите. Нет сюрприза, нет химии, а значит вы не станете от этого более прекрасным человеком. Без сюрприза любовь невозможна. Эротическая любовь это про то, чтобы сохранить автономию и равноправие обоих участников и это невероятно важно.

А потом уже в ХХ веке философ, эксперт в вопросах секусальности, Сара Рудэк добавила к этому вот что. Секс бывают хорошим, а бывает совершенным. Хороший секс — это когда оба партнера хотят друга друга. Но совершенный секс это когда два партнера не только испытывают желание друг к другу, но еще и желают, чтобы партнер желал их желание. То есть они хотят, чтобы партнер ощутил силу их желания. И это не всегда бывает. Это редко встречается. И это и есть совершенный секс.

Это важно и потому, что в вопросе секса очень часто бывает, что мы используем человека, чтобы получить удовольствие. Это такая логика потребителя. И, как говорит Руддок, именно в процессе совершенного секса мы можем почувствовать другого человека, автономного и равноценного. То есть это и есть апогей гуманизма. И тогда секс — настоящая добродетель.

И последнее, что мы обсуждаем сегодня. Любовь это не только страсть или эмоция, ее надо практиковать, если вы находитесь с человеком в отношениях. Иногда любовь — это когда вы нежны с партнером, даже если в этот момент нежности и не чувствуете. Тут вопрос не только про секс, а про отношение в целом. Вы постоянно заботитесь о другом человеке и о его чувствах.

Вы скажете — но робот же не может оценить ваше желание, не может быть заботливым, ведь у него нет и не может быть сознания, а значит, он не может любить. И эмоций у робота тоже нет. Сейчас инженеры довольно хорошо научили роботов изображать эмоции. Они имитируют эмоции и вызывают у нас эмоциональный ответ. Но они не способны испытать настоящие эмоции. Поэтому совершенного секса с ними не может быть по определению. Максимум чем они для вас станут — веселой игрушкой для мастурбации.

Причина, по которой философов так волнуют эти вопросы, в следующем: совершенный секс делает нас человечным, учит нас относиться к людям вокруг нас как равным, а не просто испытывать желание или ощущать эмоциональную зависимость. Когда этой равноценности в отношениях нет, вы уже не уважаете другого, в данном случае робота. А если вы не силах уважать другого, значит, по-хорошему, никогда и себя уважать не научитесь.

Поэтому нас, философов, беспокоит вопрос — чему я могу научиться в сексе с роботом, которого сам же и программирую? Могу ли я обучиться добродетели и погрузиться в равноценные отношения с ближним? Ответ очевидный — нет, ты просто мастурбируешь с девайсом, которым владеешь и который контролируешь. И для некоторых ситуаций это приемлемо. Я не ханжа. Но если вы хотите стать человеком, если вы стремитесь полюбить, то робот вам в этом не поможет.

Вы спросите, зачем нам роботы для секса, неужели нельзя найти кого-то из людей? Тем более, что скоро планета и так будет перенаселена. И это отличный вопрос. Здесь самое время вспомнить миф про Пигмалиона. Этот скульптор, которого не устраивала ни одна из существующих на земле женщин. И тогда он создал самую красивую статую женщины, на которую был способен, и влюбился в нее. А когда Афродита это увидела, она оживила статую и Пигмалион жил со своей ожившей статуей долго и счастливо. Мужчина так устроен — все хочет создать идеальную женщину. Но как я говорил чуть выше, не может быть совершенного секса со статуей, поскольку у нее, в отличие от человек, не будет автономии, собственных желаний. И робот — это такая легенда про пигмалиона на современный лад.

Пройдет еще немало лет прежде чем появится робот, который будет создавать у вас иллюзию, что вы занимаетесь сексом с чем-то большим, чем просто с набором пластика на шарнирах. Еще раз подчеркну — для некоторых случаев это совершенно приемлемо. Но все-таки надо помнить, что секс-робот как зомби — у него нет ни сознания, ни эмоций. Ну и насколько круто может быть заниматься сексом с зомби? Думаю, что большинство со мной тут согласится. Я надеюсь, что в долгосрочной перспективе люди выберут людей. Знаете, это как с видеоиграми и Анной Карениной. Многие любят играть в видеоигры, потому что это просто и не надо напрягаться, а Анна Каренина кажется длинной и сложной и очень трудно продираться через нее. Но когда продерешься — какое же это удовольствие.

Кэйтлин Ричардсон , старшый научный сотрудник, департамент Этики Роботов, Университет Де Монтфорт (Лестер, Великобритания):

Кейтлин Ричардсон исследует роботов 15 лет. Ее главное открытие за эти годы: роботы не работают. Подробнее

Во всем виноваты имущественные отношения. Наше общество в первую очередь сосредоточено вокруг экономических благ и тех, кто хочет вам их продать. Капитализм, короче. Но капитализм разъединяет людей — потому что при капитализме важны только доходы, даже если эти доходы уничтожают общество. Мы живем в социуме, у которого за плечами уже 300 лет капитализма. Все разъединены, все изолированы. Нам говорят — покупайте товары и будьте счастливы, а люди друг другу как будто бы больше даже и не нужны.

Но сейчас мы вступаем в новую эпоху — нам предлагают вступить в отношения с товаром. Это начало новой формы человеческой изоляции — настолько все серьезно.

Наше общество построено вокруг денег и секса. И создатели секс-роботов, и те, кто их продвигают — мужчины патриархального уклада. Они считают, что женщина — товар. Мало нам организованных родителями браков, проституции, абортов. Теперь мы решили еще секс-роботов создать.

Мы живем в каком-то кривом мире, а кривой он, потому что современный человек может подумать, что с роботом он будет не одинок. Да, робот даст вам секс. Но вам, как человеку, нужно больше, чем просто секс, чтобы выжить — вам нужна забота и эмоциональная поддержка. Вам нужно, чтобы вам помогли подняться, когда вы падаете.

Если вам дадут марионетку и скажут — вот тебе друг, теперь ты никогда не будешь одинок — вы, конечно, скажете: «Спасибо, большое», но подумаете, что это несколько странно. А с роботами вы почему-то так не думаете. Вам кажется, что роботы являются чем-то большим, чем они на самом деле являются.