Международная организация Transparency International представила ежегодный Индекс восприятия коррупции — 2016 (ИВК): Россия заняла в списке 131-е место из 176. Лидерами стали Дания, Новая Зеландия, Финляндия, Швеция и Швейцария, в конце оказались Сомали, Южный Судан, Северная Корея, Сирия и Йемен. Необходимая оговорка: это не рейтинг коррупции (как составить такой рейтинг и возможно ли это в принципе — отдельный большой вопрос), а обобщение результатов опросов экспертов и бизнесменов по всему миру. ИВК отвечает не на вопрос «Насколько коррумпирована та или иная страна?», а на вопрос «Насколько коррумпированной эта страна представляется заинтересованным наблюдателям?»

Более или менее очевидно и тысячу раз проговорено: чтобы страна поднималась в ИВК, то есть воспринималась как менее коррумпированная, нужны верховенство права, сменяемость власти и подотчетность государства обществу. А для этого — независимый суд, конкурентные и честные выборы и гражданское общество, то есть общество организованных интересов. Еще помогают высокий уровень экономического развития (ВВП на душу населения) и высокий индекс развития человеческого капитала (хорошее образование и здравоохранение, например). В стране, где все это есть, коррупции нечем питаться, и те самые заинтересованные наблюдатели, от мнения которых зависит ИВК, склонны прощать даже коррупционные скандалы: они понимают, что при сильных институтах отдельные инциденты не свидетельствуют об общем состоянии государства и общества. Так что высокий ИВК — не там, где коррупционеров карают особенно жестоко, а там, где выгоднее и удобнее все делать по закону, чем за взятку или по блату.

Долгое время законность, прозрачность, демократия, хорошая репутация представлялись безусловными и неоспоримыми ценностями. Низкий ИВК, восприятие своей страны как коррумпированной — это было обидно, считалось, что с этим надо что-то делать. Однако в последнее время я замечаю, что все больше людей в мире как будто нарочно стараются сделать все возможное, чтобы ИВК их стран оказался как можно ниже. Не знаю, для чего им это, но раз уж такой запрос есть, я готов дать несколько практических советов, как добиться, чтобы ИВК страны снижался.

Идеальный вариант — гражданская война и/или геноцид. Когда утрачиваются первичные признаки государственности, коррупция гарантированно взлетает до небес. Но тут есть сложность: чтобы этого добиться, односторонних усилий власти мало. Потребуется серьезная поддержка общества, расколотого по национальному, религиозному, имущественному или еще какому-нибудь признаку и ну очень по этому поводу озлобленного.

Неплохо себя показывают военные хунты. Чтобы с закрытием границ, «эскадронами смерти», массовыми репрессиями в отношении неугодных. Одна беда: в последнее время добротные хунты получаются разве что в Африке. Уже даже в Латинской Америке военный пошел не тот: не умеет ни взять власть, ни удержать ее, да особо и не помышляет об этом.

Хунта хоть и самый надежный, но не единственный метод покончить с демократией и прозрачностью. Подойдет и обыкновенный авторитаризм. Прежде всего, стране нужен сильный лидер. Без сильного лидера никак нельзя: в странах, где сильны парламенты, ответственные решения могут обсуждаться годами и в итоге, скорее всего, будут приняты какие-то полумеры. Если при этом есть свободные СМИ — пиши пропало.

Пожалуй, неплохо, если лидер будет малообразованный, но, как показывает опыт, это совершенно не обязательно. Карьера в силовых структурах (можно в армии, в спецслужбах — вообще отлично), опыт «работы с людьми» в профсоюзе и маневров в какой-нибудь иерархии, партийной или бюрократической, — это все хорошие бонусы. Взгляды — непременно консервативные: чтоб порядок был, чтоб уважали, чтоб враги внешние и внутренние трепетали и чтоб так называемое мировое сообщество и не мечтало диктовать лидеру свою волю, навязывать ему какие-то свои ложные идеалы и выдуманные нормы.

Первым делом лидер должен обеспечить политическую стабильность. Потому что если этого не сделать, на следующих выборах его могут не выбрать, и все усилия пропадут. А то еще и бежать придется, набив шубу бриллиантами. Для обеспечения политической стабильности нужны как минимум контроль над СМИ и результатами выборов и нейтрализация политических оппонентов.

Эти пункты очень важны. Во-первых, если все сделать грамотно, местами перегнув палку, заработав санкции, осуждение ООН, а в идеале — международную изоляцию, то уже сами по себе эти действия отнимут у ИВК страны баллов 30. Во-вторых, именно эти действия позволяют заниматься по-настоящему серьезными и интересными вещами: общество нейтрализовано, от него больше ничего не зависит, дальше лидер разберется сам.

Конкретные шаги могут быть очень разнообразными. При этом чем они более странные, тем лучше. Можно порекомендовать закрыть границы, признать иностранными агентами или просто нежелательными какие-нибудь общественные организации, завести хоть немного (но лучше, конечно, много) политических заключенных, выйти из каких-нибудь международных договоров — опять же, чем больше, тем лучше, вторгнуться к соседям и оттяпать у них кусок территории, увеличить президентский срок и/или разогнать парламент, ввести recurso de amparo, госкорпорации, суверенную демократию, а потом обратиться к специальным экономистам, которые очень убедительно объяснят, почему распределение по карточкам и талонам лучше рыночного механизма.

Результат не заставит себя долго ждать. Творческий подход, немного усилий — и ваша страна стремительно скатывается на самое дно Индекса восприятия коррупции.