Цветные сны разума. «Сноб» сходил на выставку «“Капричос”. Гойя и Дали»
В субботний полдень, когда большинство людей только выходили к завтраку, члены снобщества скучковались вокруг коллекционера Бориса Фридмана, чтобы послушать, как в ГМИИ им. Пушкина собирали выставку «“Капричос”. Гойя и Дали», ставшую очередным поводом выстроиться в гигантскую очередь. Офорты Франсиско Гойи взяли из собрания музея, работы Сальвадора Дали — некий визуальный комментарий «Капричос», не менее известные, чем оригинал, — Фридман предоставил из своей коллекции. Устаревший за 40 лет перевод авторских комментариев, дополняющих каждое изображение, пришлось специально для экспозиции обновить — буквально за ночь это сделала Наталья Малиновская, известный переводчик текстов Дали.
Борис Фридман напоминает историю создания «Капричос»: 90-е годы XVIII века, Испания, контролируемая Инквизицией, находится в глубочайшем социальном кризисе. Гойя, вполне осознавая, чем он рискует, решается на выпуск тиража серии «Капричос», критикующей и Инквизицию, и тогдашние червоточины института семьи и брака — досталось всему испанскому народу понемногу. С момента публикации объявления о старте продаж книги «Капричос» в мадридской парфюмерной лавке по адресу: ул. Десеганьо, д. 1., прошло четыре дня — один из 27 проданных экземпляров лег на стол католических чиновников, и на этом акция Гойи по выведению всего мира на чистую воду закончилась. «В аннотации к выставке говорится, что художник передал тираж серии в дар королю Карлу IV. Это не совсем так, — говорит Фридман. — Сами посудите, зачем королю двести с лишним копий “Капричос”? Для дара достаточно было одной книжки. Гойя, будучи придворным художником и пользуясь расположением короля, передал эти работы на хранение: король был неподсуден Инквизиции, священники не могли потребовать доступ в хранилище». Только благодаря тому, что художник вовремя совершил акт передачи, до нас дошли «Сон разума…» и другие культовые сюжеты с участием ехидных чертей, меркантильных дамочек и представителей интеллигенции, которых отличают ослиные головы на плечах.
В 1977 году, спустя 180 лет после радикального жеста Франсиско Гойи, Сальвадор Дали создал свою серию, которую назвал «Капричос Гойи»: художник раскрасил офорты, дополнил композиции своими авторскими символами и написал новые комментарии к сюжетам.