«Черные» ритуальные агенты и их серые схемы

По статистике, каждому человеку раз в десять лет приходится сталкиваться с похоронами. В девяти случаях из десяти ритуальный агент оказывается на пороге дома умершего раньше, чем скорая помощь или сотрудники полиции. Главное в этой профессии — добраться до тела усопшего самым первым. Ритуальные услуги — нелицензируемый вид деятельности: организацией похорон может заниматься кто угодно. Отдельные виды ритуальных услуг уже лицензировались в период с 1994 года по 2002 год. После отмены лицензирования, когда в Москву хлынул поток индивидуальных предпринимателей со всех регионов и бывших стран СНГ, появился огромный спрос на информацию о смерти ото всех, кто ею обладал. В первую очередь, эта информация появляется у сотрудников медицинских учреждений и полиции. Передача персональных данных незаконна, поэтому стоимость информации об одном умершем может переваливать за 25 тысяч рублей, что в итоге отражается на стоимости ритуальных услуг «черных» агентов. Тарифы диктуют сами агенты, на глаз оценив платежеспособность клиента. Оплата осуществляется без кассового аппарата. В качестве чека используются поддельные бланки строгой отчетности. В такие бланки ритуальный агент может вписать абсолютно любую цену.

Откуда берутся ритуальные агенты

Частные ритуальные агентства мимикрируют под государственные учреждения. По запросу «ритуальная служба» на первой же странице любого поисковика показывается множество различных «городских» и даже «государственных ритуальных служб», которые на самом деле таковыми не являются. Такие организации незаконно используют в своих документах и на сайтах государственную символику, чтобы вызвать доверие у клиентов. Они не платят налогов и не вкладываются в инфраструктуру. Вместе с этим, в подобных агентствах организуют платные курсы для будущих ритуальных агентов, где их обучают хитростям профессии.

А хитрость профессии заключается в том, что будущего агента учат манипулировать клиентом, который и без того находится в беспомощном состоянии из-за потери близкого человека. Стоимость обучения на нелегальных курсах варьируется от 5 до 15 тысяч рублей, но она «оправдывает себя». На дорогостоящих курсах будущего агента знакомят со «своими» людьми в структурах, а это — те же работники моргов, скорой помощи и полиции. По окончании курса, который в среднем длится две недели, агенту выдают удостоверение с незаконно используемой геральдической символикой.

После обучения, когда новоиспеченный ритуальщик заучит все необходимые фразы о соболезновании, его «прикрепляют» к району его проживания, где он дежурит сутками напролет в ожидании звонка о чужой смерти.

 

Все это время ритуальный агент никуда не отлучается, он сидит на телефоне. Услышав долгожданный звонок, агент должен оказаться «на адресе» в течение 10 минут — прежде, чем сюда примчатся другие агенты. Находясь на взводе после длительного ожидания, агенты нередко устраивают драки прямо на пороге дома.

Если потенциальный клиент решит отказаться от навязываемых услуг, то ритуальный агент обязательно подсунет ему бланк для подписи, чтобы письменно зафиксировать отказ от якобы бесплатных услуг и даже психологической помощи. Эти бумаги не значат ничего. Такие действия рассчитаны на то, что человеку, находящемуся в состоянии стресса, будет сложно подписать некий «официальный» документ.

Если же ритуальный агент, обогнав или победив конкурентов в драке, получает доступ к телу усопшего, он обязательно потребует предоплату — половину от общей суммы. Как сказано выше, тарифы устанавливают сами агенты. Зайдя в дом, ритуальщик сразу оценивает, сколько он сможет вытянуть из скорбящей семьи. Скромные похороны в среднем обходятся в 50 тысяч, агент получает от этой суммы 20 процентов, все остальное достается агентству. Удачливый ритуальщик может проводить по несколько похорон в день, зарабатывая на процентах неплохую сумму.

Еще одним лакомым куском для аферистов стала продажа земельных участков под захоронение на кладбищах, где по закону участки предоставляются бесплатно. На эту удочку люди, потерявшие близкого, попадаются нередко и отдают мошенникам в Московском регионе от 30 до 80 тысяч  рублей, а порой и больше.

Как обстоят дела за пределами столицы

В регионах организовать похоронную фирму гораздо проще, чем в столице, но и доходы у них скромнее. Организовать похороны в глубинке в среднем стоит около 20 тысяч рублей.  Все, что необходимо для организации похорон, — это обычно поддержанный «уазик» в качестве катафалка, водитель, землекопы (они же и будут осуществлять вынос гроба из морга) и проверенная схема по закупке персональных данных у сотрудников медучреждений. Взятка сотруднику скорой помощи гораздо ниже, чем в Москве, не больше 5 тысяч рублей. Рентабельность такого бизнеса может достигать свыше 100 процентов, если учесть, что тарифы все так же диктуют сами ритуальщики.

Из-за отсутствия контроля большая часть кладбищ в регионах образовалась стихийно, место, на котором находится предполагаемое кладбище, может иметь абсолютно другое предназначение, например, это может быть поле для засева. Отсюда возникают инфраструктурные проблемы. Если на чью-нибудь могилу упадет дерево, дорогу к кладбищу размоет дождь или там стихийно образуется помойка, муниципальные власти не смогут навести там порядок, так как официально там никакого кладбища нет. Для решения проблемы необходимо проводить переоформление документов для изменения статуса земель специального назначения, чем местные чиновники не всегда хотят заниматься.

Грань между медицинскими и ритуальными услугами

На Западе давно существуют похоронные дома, которые предоставляют весь спектр ритуальных услуг, в том числе и услуги морга. В России организовать частный морг практически невозможно. Этим пользуются работники медучреждений. Так, в подмосковном морге города Дедовск сотрудники морга на протяжении многих лет требовали деньги за бесплатные услуги. На весь 30-тысячный Дедовск приходится одна городская больница. В больнице работает и единственный в городе морг. По словам сотрудников медучреждения, из этого морга ежедневно забирают от 4 до 10 тел. Николай Морозов, который хоронил свою 84-летнюю мать, столкнулся с вымогательством: санитар потребовал 10 тысяч рублей за бесплатные процедуры для покойного. Новость о том, что полиция занялась проверкой морга, местные жители встретили с энтузиазмом. Свидетели говорят, что в праздничные и выходные дни сумма возрастала до 15 тысяч рублей. Сейчас все сотрудники злополучного морга уволены, но это не единичный случай — с подобными жалобами в «Верум» обращаются регулярно.

Очевидно, что необходимо вносить изменения в нынешнее законодательство, которое могло бы поставить точку в войне между медицинскими учреждениями и ритуальными агентствами: медучреждения не должны заниматься коммерческой деятельностью в ритуальной сфере. Правда, с этим не согласна заместитель руководителя Департамента здравоохранения Татьяна Мухтасарова: это по ее инициативе в уставы больниц были внесены изменения — к видам деятельности больниц добавилось «оказание ритуальных услуг», хотя профильное законодательство не предусматривает оказание платных ритуальных услуг учреждениями здравоохранения.

Ритуальная монополия

Согласно опросу, проведенному общественной организацией «Верум», жители Москвы стали реже пользоваться услугами незваных агентов, т. к. намного проще и спокойнее провести всю процедуру прямо в морге, где на законных основаниях пребывают различные городские специализированные службы. Безусловно, это хорошая тенденция, которая позволяет вывести из «серого» сегмента огромные деньги и направить их в городской бюджет.

Но надо сказать, что государственное бюджетное учреждение «Ритуал» — не такое уж и «бюджетное». Стоимость оказания ритуальных услуг является завышенной. На эти же цены ориентируются и другие, менее крупные игроки рынка. Ручная копка земли оценивается по Москве 600–800 рублей за один кубометр. Получается, реальная стоимость выкапывания одной могилы составляет не более 3 тысяч рублей. ГБУ «Ритуал» оценивает эту услугу от 8 до 10 тысяч в зависимости от сезона. Так что тут еще стоит посмотреть, насколько поднимет цены на ритуальные услуги их передача в одни руки.

Свет в конце тоннеля

Нелегальный денежный поток сегодня составляет 60–70 процентов всего оборота. По оценкам Департамента торговли и услуг, в Москве около 2 тысяч «черных» агентов и организаций. Деньги, находящиеся в их обороте, украдены у граждан и из госбюджета. Коррупционные «подношения» внутри цепочки «больница/морг — ритуальная организация» достигают 1 миллиона долларов в год на одну ритуальную организацию.

Корень проблемы кроется в несоответствии сегодняшнему дню положений Федерального закона «О погребении и похоронном деле». Закон, принятый еще в 1996 году, создавался, чтобы регулировать нашу отрасль в переходный период, далее в него предполагалось внести правки. Но за два десятилетия этого так и не было сделано. В результате закон противоречит Федеральному закону об антимонопольной деятельности, Земельному и Гражданскому кодексам. Объяснение простое: наведение порядка в сфере «похоронки» невыгодно криминалитету, сложившемуся здесь за все эти годы.

Почему при общем желании навести порядок в отрасли нормального закона до сих пор нет? Да потому, что нет структуры или организации, которая знала бы все нюансы отрасли и была бы способна создать полноценный документ. Криминализация похоронного рынка шла ударными темпами — точнее, она не прекращалась, начавшись в 1990-х годах. Это единственная сфера экономики, в которой выручка частных организаций поступает только в виде наличных средств. Вряд ли кто-нибудь может вспомнить, что оплачивал услуги похоронным агентам или организациям через кассу, и уж точно никогда никому не предлагали ознакомиться с государственными тарифами на ритуальные услуги. Потому что их просто нет.

Многие эксперты отрасли небезосновательно видят проблему роста криминала в отсутствии единого контролирующего государственного органа. Сегодня в профессиональной среде есть предложения создать Федеральное агентство в системе какого-либо ведомства, связанного с ритуальной отраслью. Вопрос остается открытым. Законопроекты подготовили Федеральная антимонопольная служба и Минстрой, и ни один вариант не принят к рассмотрению законодателями из-за серьезных структурных недостатков этих проектов. Да и Рабочая группа по совершенствованию законодательства в сфере погребения и похоронного дела — не совсем тот орган, который смог бы расставить все точки над «i», вопрос законодательства должен решаться на межведомственном уровне.

А ведь принятие закона — это как раз та важнейшая задача, решение которой позволило бы вернуть ритуальную отрасль в правовое поле. Необходимо распределить полномочия между Правительством РФ, Минстроем, Минфином и субъектами Российской Федерации. И самое главное — необходимо очертить рамки и границы, дать юридическое определение самого рынка ритуальных услуг, который сегодня делится на ряд сегментов, функционирующих практически самостоятельно и разрозненно. В результате существующий закон не определяет разграничение медицинских и ритуальных услуг, нет контроля над приватностью информации об усопшем. Не решены вопросы создания частных кладбищ, признания захоронений бесхозными, вопросы финансирования государственных специализированных служб (ГСС), занимающихся захоронением, в частности, неопознанных лиц.

Плюс ко всему после принятия нового закона предстоит принять соответствующие постановления Правительства. Так что работа предстоит большая и серьезная, если мы действительно хотим порядка. Мы не случайно говорим «мы». Мы — это гражданское общество, профессионалы и государственные структуры, которые заинтересованы в том, чтобы покончить с беспределом в сфере ритуальных услуг, ведь похоронная отрасль — это звучит формально. На самом деле речь идет о нашей человеческой, культурной и исторической памяти. А пока закона нет – криминал крепнет, государство недополучает налоги, граждане страдают, участники рынка молчат.

Все эти вопросы обычно решаются введением государственного лицензирования либо саморегулирования (СРО). Специалисты больше склоняются к саморегулированию, поскольку эта система позволяет проводить оценку быстрее, имеет больше ресурсов, чем лицензиат, для контроля качества работ, к тому же не привязана к региону, а действует на всей территории России и может иметь неограниченный срок действия. Механизм исключения из членов СРО в случае нарушения правил лишает организацию возможности работать.

Чтобы введение СРО не привело к росту цен на услуги для конечного потребителя, вопрос должен быть решен параллельно с введением системы их тарификации. В любом случае, цены не могут превышать тех, которые сейчас предлагаются «черными» агентами. Государство должно содействовать работникам сферы ритуальных услуг в создании условий для саморегулирования профессиональной деятельности. При этом надо развивать систему добровольной сертификации услуг. Соответственно, работа без допуска СРО будет являться прямым нарушением законодательства и повлечет за собой административную либо уголовную ответственность и ликвидацию предприятия. При этом членство в СРО должно защитить законные интересы и права добросовестных организаций при взаимодействии с органами власти.