Культурный код

Как обращение к корням влияет на личность

Иллюстрация: РИА Новости
Иллюстрация: РИА Новости
+T -
Поделиться:

Мать, тихая, красивая. Назвалась Надей. Сын-подросток и двое младших — девочки. С сыном все плохо.

Началось все (сообразили уже потом, задним числом) почти два года назад. До этого тоже не было гладко: мальчик с самого начала рос подвижным, шкодливым, драчливым. Но было терпимо. За драки и шкодничество наказывали. По совету педагогов отдавали то в одну, то в другую спортивную секцию. Все вроде нравилось, но нигде долго не задерживался: то скучно становилось, то проблемы с дисциплиной, то просто какое-то стечение обстоятельств — заболел, тренер уволился и т. д. Учился в обычной школе и с первого класса неровно — мог вдруг взяться, что-то выучить, получить несколько пятерок подряд, радовался, хвастался, гордился. Потом вдруг все забрасывал, сыпались двойки, под нажимом родителей исправлял их и некоторое время перебивался с четверки на тройку. Никаких особых увлечений, даже компьютерные игры его как-то не особо привлекали. Одно время читал книжки про войну, причем не романы, а мемуары, военные хроники. Есть и всегда были друзья, но и с ними периодически — драки, довольно серьезные. После мирились и продолжали дружить как ни в чем ни бывало. С сестрами, как ни странно, почти всегда был терпелив и сдержан, многое им позволял, особенно младшей. Отца побаивался.

Так было. И вот где-то в конце седьмого класса что-то изменилось. Сначала почти незаметно. Там слово, там какая-то неприятная, со странным душком стычка, здесь непонятно с чего взявшаяся злость. Списывали на подростковый возраст. Потом, уже в восьмом классе, классная руководительница сказала матери на собрании: обратите внимание, с мальчиком явно что-то происходит. Он стал угрюмый, жестокий, грубит одноклассникам, учителям. У вас в семье ничего не случилось?

В семье не случилось ничего. Жили как жили, отец работал, мать сидела с детьми, вела хозяйство. Младшая девочка ходила в детский сад, старшая пошла в первый класс.

— Примите меры, — сказала классная руководительница.

А какие меры?

Мать поговорила с сыном. Спросила: что-то у тебя не так? Может быть, тебе чем-нибудь надо помочь? «Все так! Отстань!» — буркнул он и ушел. По ее просьбе поговорил с сыном и отец: ты уже почти взрослый, в школе, в обществе есть правила, и будь любезен… Мальчик стоял и скрипел зубами. Отец этот скрип слышал и потом, много позже, признался жене, что уже тогда ему было не по себе.

Срыв произошел в начале девятого класса. Две, почти друг за другом, безобразные драки, открытое хамство дома, а потом, в ответ на какой-то достаточно безобидный выговор учительницы, он вдруг сгреб со стола все ручки и карандаши, с треском переломал их и с рычанием расшвырял обломки — на глазах учительницы и потрясенных одноклассников. Учительница выгнала всех детей из класса, попыталась его образумить, он молчал, бешено сверкая глазами, и как-то странно то ли хрипел, то ли порыкивал. Тогда она заперла класс и побежала за охранником. Сзади раздался грохот — что-то он там еще швырнул или перевернул. Вызвали милицию, милиция вызвала психиатрическую скорую.

В психиатрической больнице сказали уверенно: нет ни наркотиков, ни алкоголя, ни еще чего-то психоактивного. Острый психоз сняли сразу — сильными препаратами. Никто не говорил родителям ничего окончательно определенного, но прогноз подразумевался неблагоприятный.

А дальше?

В школе сказали: он попросту опасен, мы не хотим больше таких инцидентов, когда его выпустят из психушки, переходите на домашнее обучение, если еще наши учителя согласятся с ним работать, или ищите другую школу, если вас кто-то возьмет.

Отец за неделю постарел на десять лет (единственный сын, наследник!), но — смирился. Если это болезнь — что ж тут поделаешь, значит, бог так судил. Мать все еще на что-то надеется.

— Вы поговорите с ним? Нам мать одноклассника, с которым он дружил, вас посоветовала. Они к вам ходили когда-то, им помогло.

Ну уж, наверное, они ко мне ходили не с острым психозом…

— А его уже выписали из больницы?

— Да. Сидит дома, ничего не хочет, с нами почти не разговаривает, не моется, гулять на улицу не идет, даже есть заставлять приходится.

— Препараты?

— Да. Там сказали, что он сам таблетки пить не будет. Ему какие-то уколы делают. Раз в месяц всего.

— Да с чего же вы взяли, что он со мной-то станет разговаривать?

— Я вас очень прошу…

— Ну ладно, приводите, если у вас получится.

***

Я не ожидала, что он окажется таким… Ярким? Красивым? Необычным? Черные упругие кудри, высокие скулы, блестящие (это под препаратами-то!) глаза. Иллюстрация в учебнике литературы для шестого класса. Мцыри!

— «Отец, отец, дай руку мне! Ты чувствуешь, моя в огне! Знай, этот пламень с юных дней таился, жил в душе моей…»

— Что это?

— Лермонтов. Поэма «Мцыри». Разве ее уже больше не проходят в школе? Мне сейчас показалось, что это — про тебя.

— Может быть. Меня зовут Камиль.

— Камиль, ты помнишь?

— Да, помню. Все.

— А сам понимаешь, почему так себя повел? Была причина?

— Нет. Я как будто со стороны смотрел. Очень странно.

Очень, очень похоже на психиатрию по его рассказам. И по рассказам матери. Но почему я тогда ее не чувствую?

Позвала мать из коридора. Она смотрит с надеждой. Что мне ей сказать? Нечего, увы.

— Кто вы такие?

— В каком смысле?

— По национальности.

— Мы дагестанцы.

Да, конечно, так, как красив Камиль, бывают красивы только совсем юные кавказцы, и никто больше.

— А конкретно?

— Табасаранцы.

— Вы знаете табасаранский язык? Говорите на нем в семье?

— Нет, не говорим. Муж плохо его знает, он здесь с детства. А я знаю, я росла в Дагестане.

— Скажите мне, пожалуйста, по-табасарански: весной расцветают все цветы.

Это низачем, ни к чему не имеет отношения. Я не знаю ни одного языка, кроме русского, и, может быть, поэтому собираю у себя в кабинете такую коллекцию. Мне нравится слушать, как звучат самые разные языки.

Мать говорит и плачет. Глаза Камиля становятся еще огромнее и ярче.

— Камиль знает родной язык? Вы учили его?

— Нет. Я пыталась, когда он только родился, но отец запретил мне. Он сказал: зачем это надо? Где, с кем он будет на нем говорить? Пусть знает русский. А потом английский.

— Но это же его часть. Язык эволюционирует вместе с народом. Камиль — чистокровный табасаранец, родной язык — ключ доступа к какой-то его части, — я рассуждаю вслух. — Вдруг именно этой части ему и не хватает, чтобы справиться с его проблемами? Ведь обуздание темперамента, социализация, правила, иерархия общежития — существенная деталь для табасаранского мужчины, для всего вашего дагестанского бытия. И все это в линии его предков формировалось, обсуждалось, функционировало именно на табасаранском языке, эволюционировало вместе с ним…

«В общем-то все это, скорее всего, шарлатанская чушь, — так я думаю про себя. — Но ведь должна же я дать ей, им хоть какую-нибудь ниточку. Хоть какое-нибудь руководство к действию. К тому же несчастная мать, кажется, проводит параллель: когда-то она не настояла на общении с сыном на родном языке, а сейчас “сдала” его психиатрам с их уколами и таблетками… А родной язык — чем же плох в качестве терапии? “Во дни тревог, во дни тягостных раздумий… ты один мне поддержка и опора…”»

— Давайте попробуем вернуть Камилю эту его часть. Все равно он сейчас сидит дома, с вами. У вас есть книжки на табасаранском?

— Одна, но очень красивая. Сказки. Дочери родственники подарили.

— Очень хорошо. Прочтете Камилю вслух. Споете песни, расскажете ваш эпос. Назовете все предметы в комнате, все действия…

— А зачем это? Это поможет? — спросил Камиль. — Я… я больше не хочу в больницу.

— Это может помочь, Камиль, — сказала я, стараясь говорить как можно увереннее. — Ведь ты — Мцыри, а он, помнишь, тоже вполне себе разрушительно бежал из дружественной, но чужой ему культуры за частью себя.

— Мцыри, кажется, погиб…

— Ну да. Но ты же будешь не один, рядом с тобой — мама. Она выросла в горах и знает ваш родной язык. Есть ли ресурс больше?

Мать вытерла слезы. Потом мы обсудили, что сказать отцу и на какие авторитеты сослаться, чтобы он согласился.

***

Через три месяца Камиль строил на табасаранском простые фразы. И все время спрашивал у матери: а это как будет? А это? Сестры заговорили еще быстрее.

Никаких срывов больше не было. Угрюмость почти исчезла. Гигиенические навыки и аппетит восстановились в полном объеме. Я посоветовала искать другую школу.

Нашли. Директор (учительница русского и английского) прямо завороженно выслушала историю с табасаранским языком в качестве психотерапии, познакомилась с мальчиком и сразу согласилась его взять.

Камиль отучился второй год в девятом классе (иначе не получалось — пропустил более полугода), потом успешно закончил школу и поступил в строительный институт. Побывал с матерью на родине, там почти все понимал и даже разговаривал с родней по-табасарански, вызывая у них удивление и уважение.

Срывы больше не возвращались. Наоборот, учителя в новой школе отмечали его взрослость, выдержку и степенность. Мцыри обрел потерянную часть себя и вернулся? Будем надеяться.

Комментировать Всего 61 комментарий

Прям слезодавительно... :)

Это пример блестящей психологической интуиции... или все ж так что-то осталось за кадром?

Марина, ну разумеется, когда на двух страницах описываешь историю семьи (обычно - двух-трех, потому что, Вы ж понимаете, я никогда не описываю строго реальные кейсы - просто не имею права как практикующий специалист) - очень многое остается за кадром ;)))))

Но это был для меня повод задуматься над местом родного языка в структуре личности человека, исток для одного довольно интересного проекта, в котором приняли участие несколько снгэшных стран, и содержание достаточно продуктивных недавних встреч в Гамбурге с членами русской диаспоры. ;)

Эту реплику поддерживают: Алия Гайса, Борис Цейтлин

это мне напомнило

"Наконец он увидел пациента, распростертого на кровати. Как будто не буянит. Доктор Барбато смерил ему пульс и давление. Хватит и этого. Спокойное, заострившееся лицо скрывало чудовищное напряжение духа. Доктор слыхал о подобных случаях от старых коллег. Великолепие новой страны часто оказывалось невыносимым для мужчин, для женщин же - никогда. Мужчины-итальянцы сплошь и рядом лишались рассудка и проводили остаток дней в изоляции, словно, покидая родину, они выдирали из своей души какой-то жизненно важный корень."

Пьюзо Марио - Счастливая странница

Эту реплику поддерживают: Катерина Мурашова, Елена Пальмер

Обычно не так драматично, но что-то такое точно есть - теперь я уже наверняка знаю, много работала с семьями гастарбайтеров. Как-то родной язык все-таки пророщен в человеке. Может по Юнгу, через коллективное бессознательное, может еще как...:)

Как всегда, интересно, но в данном случае у меня есть вопросы. Я не замечал связи между количеством таких нарушений поведения и  родным языком. Напротив, у меня было ощущение, что мигранты ведут себя "приличнее", нежели коренные.

Из текста, почему то, возникает ощущение, что парню просто не хватало дома любви, особенно отцовской. Вероятно, все внимание мать уделяла младшим девочкам и пацан чувствовал себя "гадким утенком". Образ Мцыри (такой мощный комплимент) пробудил интерес к самому себе, а занятия языком с матерью помогли понять, что мать его любит. Так и произошло превращение в "лебедя".

Как то так... Или не так?

Эту реплику поддерживают: Сергей Кондрашов

Айрат, Камиль - не мигрант. Он родился в России и в ней же прожил всю свою жизнь. Но если мы несем в себе достаточно мощные "ловушки эволюции", доставшиеся нам допустим от родства с крупными обезьянами или хвостик в эмбриональном развитии от водоплавающих предков, то почему бы не предположить, что и от более близких времен нам что-нибудь тоже досталось. А язык - это номер один, как ни крути, даже если библию не вспоминать ;)

Потребность в отцовской любви и внимании все вышесказанное, разумеется, не отменяет.;)

Ну, "мигрант" здесь неудачный эвфемизм слова "нерусский". И вряд ли правомерно проводить аналогии "ловушек эволюции" и национального языка.

И любовь важна хоть чья-то - хоть папы, хоть мамы. А в данном случае, вероятно, любовь не проявлялась, ребенок любви не почуствовал и контакт с ним был потерян. Контакт восстановился при изучении языка, интерес к которому возбудил образ Мцыри.

Эту реплику поддерживают: Сергей Кондрашов

Айрат, а почему неправомерно собрать в один большой ящик все, что нам, особи,  досталось от предков - давних и недавних? И отделить это от личной истории особи, питания, воспитания, окружения, ландшафта в течение жизни и тд. Разумеется, в этом большом ящике есть и подящики, но...

Собрать все в один ящик, конечно, никто не запрещает, но в этом случае никто не сможет определить влияние тех или иных факторов на исследуемую проблему. С каждым подъящиком надо разбираться отдельно и только потом оперировать подъящиками в рамках большого ящика.

Эту реплику поддерживают: Сергей Кондрашов

год домашнего отдыха и спокойного -без принуждения- в охотку- занятия. Вам не приходит в голову,что школа и обязаловка школьная подходит не всем?И язык тут не при чем...

Маргарита, разумеется, по этому сложнейшему вопросу я не владею никакой истиной ни на какой из инстанций. Я здесь - рассказчик историй. Историй таких было несколько (именно из них скроена снобская новеллка). Они заставили меня задуматься о роли родного языка (который как-никак веками эволюционирует вместе с этносом, ландшафтом и историей народа) в структуре миро- и самовосприятия отдельной личности. Об этом же я предлагаю подумать и читателям. Мое мнение: она (роль) есть.  Мнение "язык ни причем", конечно, тоже имеет право на существование.

меня зацепила строчка- взрыв произошел в начале 9 класса. Возрастная биология, нагрузка школьная, национальная окраска, возможно -нац воспитание. Я сама в 9 классе перестала ходить в школу- хотя и не отличалась черными кудрями. Если бы мама дома, гладя по голове- стала бы заниматься сомной любым языком - возможно года и не потребовалось.А сколько еще таких - без всякого национального отлчия - не выдерживают школьную свистопляску в этом возрасте....Язык, что другое, просто перерыв- сойдет что угодно

15 лет - острое, пороговое время, согласна. Изменение поведения - тоже согласна.  Но - многие ли в ответ на пустяковое замечание рушат учительский стол и рычат? Проблемы Камиля выглядели не как гормонально-невротические, а как психиатрические, и действительно скорее перекликались с комментом Димы Астрински выше, чем со стандартным подростковым жанром.

Казалось, что затронута база, и базовый же уровень ( не забудем, что с матерью, которая впервые за много лет говорила на языке своего детства и юности, тоже что-то происходило) оказался спасительным. Чем плоха гипотеза?

так он же даг! мальчик! воспитание- женщина не может указывать мужчине!  Однажды я тоже что то указала взрослому дагу- там тоже был скрежет зубовный!)))Воспитание же, воспитание накладывается... поэтому я - в эти годы - просто не ходила в школу и читала романы,а он скрежетал зубами на училку)

Не, Маргарита - зубами он с отцом скрипел ;), а с училкой - канцелярские принадлежности ломал и класс разносил...;)

В том-то и дело, что отец был дагом по рождению, но пытался (и у него получалось!) быть русским. И детей хотел видеть русскими, воспитание  детей в этой семье ни разу НЕ БЫЛО горским, поэтому в зубовном скрежете сына отец (в отличие от Вас) нормы не опознал... А если мы скажем, что это оно формально не было, но кровь-то, кровь... то тут же сразу и к вопросу языка вернемся, на котором все это веками себя выражало...;)

Так можно и к мусульманству вернуться - в качестве лекарства от крушения канцтоваров)

В принципе да, согласна. Любая религия, как и любой язык - это средство коммуникации, понимания, адаптации, решения проблем. Но увы, мы все знаем, что большой королевской печатью можно пользоваться по-разному. Можно ею и убить... 

а мозг для чего? разум? способность мыслить. анализировать?

О, Маргарита, наш мозг еще гораздо более многофункционален, чем Большая Королевская Печать ;))))))

Эту реплику поддерживают: Алия Гайса

С одной стороны, стройная схема. С другой, логическим выводом из неё является то, что табасаранским детям следует (для их и окружающих блага) жить в дагестанской Табасарании, а не в чуждой им России. Так сказать Blut-und-Boden в чистом виде. С третьей стороны, я сам всегда говорю, что апартеид в ЮАР как правило понимают страшно искаженно, через призму ненависти к "расистам". Смешанные чувства....

табасаранским детям следует (для их и окружающих блага) жить в дагестанской Табасарании

- а я как-то не уловила связи с местожительством. Нмв здесь несоответствие языка (и навязанных им традиций и смыслов - привет товарищам Сепиру и Уорфу) и социально-ролевых моделей. (Примерно об этом выше комментируют).

То есть, патриархальная модель семьи наверняка имела место (проговорочка про "наследника", да и не так просто изменить традициям, в которых воспитан - ни для мужчины-отца, ни для женщины-матери). А неуверенный русский язык не давал возможность отрефлексировать эту модель.

Тогда "логический вывод" должен быть такой: если пытаешься вписаться в иной язык и иную культуру, то постарайся не тащить с собой прежние традиции. А если хранишь традиции, то храни их как следует, в полном объеме.

Эту реплику поддерживают: Владимир Генин, Сергей Кондрашов

Ну, хранить-то традиции в полном обьеме возможно только в той социальной среде, которая их породила и постоянно воспроизводит.

Эту реплику поддерживают: Катерина Мурашова

хранить-то традиции в полном обьеме возможно только в той социальной среде, которая их породила и постоянно воспроизводит

- А разве это невозможно, если жить в окружении другого общества ? (давайте спросим у евреев :) )

Еще у цыган можно спросить. Или в чайна-тауне :))

Если жить в новой среде анклавами, в какой-то степени - да. Но все равно - лишь в какой-то степени... Если полноценно врасти в жизнь новой культуры - на мой взгляд ни о каком полном объеме не может быть и речи.

Эту реплику поддерживают: Сергей Кондрашов

Не знаю. Хоть Сергей и не согласился, но, кажется, еврейские традиции очень неплохо сохранились даже вне анклавов, а просто в отдельной семье (конечно, при наличии возможности поддерживать связь с другими людьми той же традиции, хотя бы эпизодически контактировать). Вообще мне, конечно, такой анализ не по зубам. Надо умных людей спросить.

В штетле, в кагале - да, безусловно. Особенно, если окружение враждебное. В нейтральной среде, в отсутствие общины и общинных институтов - поколение, не больше.

Анна, я практически в любой области против максимы "все или ничего", и традиций это пожалуй касается не в последней мере. Вписываясь куда бы то ни было, не стоит пытаться отринуть то, чем ты являлся до того, но и остановиться на этом - создать множество проблем. Просто оперевшись на это, строить следующий этаж (который вполне может быть совсем другим, как в палладианском архитектурном стиле ;)) - так я думаю. Если же опора есть, а развития не происходит - не это ли мы имеем в части мигрантов в современной Европе?

Эту реплику поддерживают: Борис Цейтлин

- да, может быть, "всё или ничего" здесь не подходит. Видимо, должны быть сохранены какие-то важные, сущностные черты.

(А конкретно в этом случае - может быть, подвело недостаточное владение русским языком, его "бедность" (я помню Ваш текст про сказки). То есть, не было просто никакого языка для самовыражения.)

Эту реплику поддерживают: Катерина Мурашова

Причем (как гипотеза, но невероятно важная и интересная!), - бедность языка не самого Камиля (он совершенно полноценно владел русским как и все его сверстники), а у его матери, которая его воспитала...

Эту реплику поддерживают: Анна Квиринг

он совершенно полноценно владел русским как и все его сверстники

- ой, не уверена я за полноценное владение русским у его современных сверстников (((... Даже если его друзья были этническими русскими, но не принадлежали к "околосреднему классу", то им мог быть и не нужен "полноценный" язык: бедность жизни обычно соотносится с бедностью языка.

табасаранским детям следует (для их и окружающих блага) жить в дагестанской Табасарании

Не поняла, поясните, пожалуйста, из чего это следует. То, что люди как-то эволюционно приспособлены к родным краям и народу - вроде аксиома. То, что современный (да и не только) мир - динамичен, человек пластичен и миллионы людей (а уж тем паче их дети) благополучно приспосабливаются к другим краям и способам жизни - вроде тоже сомнению не подвергается.

То, что люди как-то эволюционно приспособлены к родным краям и народу - вроде аксиома.

Вот оно и есть.

А разве из этой аксиомы следует, что они не могут успешно приспособиться к чему-нибудь еще? Я недавно в Германии попугаев видела. Больших бодрых и зеленых. В парке. Ну уж очевидно, что они туда откуда-то переселились и приспособились. Что ж люди - менее пластичны, чем попугаи?;)))

Я совершенно не спорю с этим тезисом (хотя многие возразят что он не является аксиомой, однако мне кажется, что ему есть достаточные эмпирические подтверждения). Вместе с тем, из него можно (обоснованно) сделать и достаточно радикальные заключения. Разумеется, попугаи могут адаптироваться в необычных условиях. Но нужно ли это им? Новому биому, в который они встраиваются? Я не слышал, что-то, хвалебных слов процессу экспансии нетрадиционных видов. Я так не скажу, но довольно многие люди могут высказаться в том духе, что вынужденное адаптирование к новой среде особей, имеющих эволюционно выработанное приспособление к определенной среде, это абсолютно ненужная травма как для приспосабливающихся, так и для их новых соседей.

Мне кажется, тут проблема в самой постановке вопроса - "нужно-не нужно". Кому нужна всеевразийская экспансия енотовидной собаки или уж тем паче - южная экспансия энцефалитного клеща? Возможно - невозможно - так выстраиваются отношения с реальностью в этом вопросе нмв. Приспособление человека изначально приспособленного к одной (даже очень замкнутой и специфической) культуре к культуре другой - возможно. Эмпирических данных больше чем надо. Именно поэтому и есть смысл обсуждать детали. Нет?

Нет?

Не знаю. Мне вопрос кажется достаточно сложным.

Эту реплику поддерживают: Катерина Мурашова

Катерина, а настоящие психопатические случаи вам встречались?  Пытаюсь найти информацию о том, насколько рано они проявляются и как отличить их от трудных, но корректируемых детей.  

Да, разумеется встречались, Таня, хотя по понятным причинам я в детской районной поликлинике с психиатрией не работаю. Разовый случай (острый), особенно в подростковости, очень трудно отличить . Поэтому у нас в детской психиатрии традиционно очень осторожничают с диагнозами. Если процесс - то диагностика, конечно, намного легче. 

У меня есть личная особенность: я сама из психиатрически отягощенной семьи и может быть поэтому психиатрию "чую", то есть что-то вроде интуиции: есть или нет, буквально с первого взгляда. Раньше удивлялась этому, а потом узнала, что это не так уж редко встречается на самом деле.  Иногда первыми диагностами замечающими начавшийся психиатрический процесс у маленького ребенка бывают его согруппники по детскому саду... У Камиля я психиатрии не почувствовала, поэтому вела себя в этом отношении несколько свободнее. 

Эту реплику поддерживают: Таня Ратклифф

Я не применительно к Камилю, конечно.  Есть мальчик, ему 4.5 года.  В анамнезе до трёх лет всё, что могли родители сделать, чтобы ему навредить, они сделали. Соображает нормально, но отставание в эмоциональном плане: со сверстниками плохо ладит, улыбается, когда другим больно, спрятал нож в своих вещах, не очень хорошие вещи пытался сделать с домашними животными (повторение того, что делали с ним скорее всего).   Реагирует на позитивные стимулы, постепенно ведет себя приличнее и приличнее, ко взрослым привязывается.  Это скорее безнадежный случай? 

Таня, я думаю, тут скорее не в спектре большой психиатрии надо смотреть, а в спектре аспергера - насколько он вообще читает чужие и свои эмоции? Если выяснится, что не читает совсем, то надо последовательно учить, опираясь на интеллект: когда ты делаешь так, тому вот так и он, скорее всего, вот так о тебе подумает и вот это сделает. А если ты хочешь понравится вот этому, то тебе надо... И так долго и последовательно. Когда они словили первую положительную обратную связь (получилось - он и вправду согласился со мной играть!), дело сразу резко ускоряется.

Эту реплику поддерживают: Таня Ратклифф

Спасибо!  Хороший момент.  Вычитала еще, что аспергеров от социопатов можно отличить по тому, что социопаты часто врут, а аспергеры, наоборот, говорят правду и ничего кроме.  Вы с таким не сталкивались?

Не, не сталкивалась. Наоборот, видела не раз именно социопатов (не аспергеров) - яростных борцов "за справедливость". Мне кажется, это пересекающиеся множества все же, все связано с нарушением эмоционального развития. Хотя на краях отрезка наверняка возможна дифференциация. Просто это все еще очень молодые диагностические единицы, в практике не устоялись.

Эту реплику поддерживают: Таня Ратклифф

а аспергеры, наоборот, говорят правду и ничего кроме.

Мне кажется, это - миф. У аспергеров совершенно нормальые когнитивные способности. Я бы сказал - несколько выше средних. А ложь - рациональная стратегия достижения цели. Так что когда аспергеру нужно солгать, чтобы добиться своего, он лжет. Другое дело, что аспергеры, возможно, лучше просчитывают ситуации, в которых потенциальные риски лжи превосходят потенсиальные выгоды. И, по моим наблюдениям, аспергеры не прибегают к иррациональной "социальной" лжи, типа: "разумеется, ты поправишься" или "о, Боже, ты совсем не постарела за эти 20 лет!".

Эту реплику поддерживают: Таня Ратклифф

Прибегают, если их этому обучили и они сочли это рациональным. То есть им сказали: не расстраивай мать, скажи ей, что она поправится. Он идет и говорит. А вот про "интеллект выше среднего" - это по-моему как раз миф, который распространяют в том числе они сами и их родители ;) Вы ж небось знаете, как они нас с Вами называют?;) На самом деле одно с другим просто не коррелирует вообще - аспергеры как и все прочие бывают умные, средние и глупые.;)

Эту реплику поддерживают: Сергей Кондрашов

Возможно, "умные аспергеры", действительно, миф, но мне попадались (три раза) достаточно, на мой взгляд, умные. Но это вполне может быть следствием того, что выборка маленькая и большинство аспергров с когнитивными проблемами, просто, вне моего круга общения.

Сергей, осмелюсь предположить, что и не-аспергеры в Вашем кругу общения тоже весьма неглупы ;))))

Синдром аспергера попросту никак не влияет на собственно интеллект - так я думаю. Но социальное функционирование у таких людей естественно осложнено - эмоциональность все-таки играет существенную роль в нашей повседневности. Но они вполне могут обучиться, как только окружающие, а потом и они сами сообразят, что собственно происходит.

Эту реплику поддерживают: Сергей Кондрашов, Таня Ратклифф

Тут еще есть такой, неизбежный для старающегося быть справедливым непрофессионала, момент - первое впечатление от контакта с аспергером, наводит на мысль, что у него проблемы с когнитивной составляющей, а когда понимаешь, что это не совсем так, естественно начинаешь несколько "перегибать палку" в политкорректном направлении.

Эту реплику поддерживают: Катерина Мурашова

О да! К вопросу о нашей с Вами дискуссии в блоге Сергея: "и пусть мы не такие уж плохие, идут за нами те, кто лучше нас" - Вы помните этот фильм? ;) Например, я не особенно толерантна и совсем неполиткорректна , но каждое утро провожу у себя в квартире для подрастающего поколения уроки толерантности :)

А аспергеры, кстати, как и большинство меньшинств (а они сейчас себя начали позиционировать именно так), сами не особенно толерантны к нам, грешным ;)

Эту реплику поддерживают: Таня Ратклифф

А аспергеры, кстати, как и большинство меньшинств (а они сейчас себя начали позиционировать именно так), сами не особенно толерантны к нам, грешным ;)

О, да! Как хорошо я это знаю!!! :-)

Эту реплику поддерживают: Катерина Мурашова

И кстати, все забываю спросить: как поживает змея под вашим крыльцом? У нее и у вас все в порядке?;)

Судя по следам охоты, которые я иногда нахожу в саду, змея жива и здорова. Но я её не видел уже несколько месяцев, поскольку охотничья территория у неё включает несколько смежных домовладений, а днем она может спать в любом укромном уголке.

Сергей, а какие следы охоты у змеи?! Я полагала, они что поймали целиком сжирают...

Перья.

Клочки шерсти.

Иногда трудно понять - сова ли охотилась, или питон. Но иногда - почти очевидно, что - змея.

Для сов очень характерны погадки - такие комочки из всяких полупереваренных коготков-шерсти-перьев-клювиков.

Воот! Перья есть. Кусков трупа нет. И погадок нет. То есть, кто-то убил птичку и или проглотил целиком, или унес.

Тут у нас новые регулярные посетители начали столоваться - семья австралийских воронов. Огромные иссиня-черные птицы с пронзительно-голубыми глазами.....Вообще, жить в доме с тенистым садом в теплой стране для человека, воспитанного на книгах младшего Даррелла - неизбывное счастье.

Эту реплику поддерживают: Катерина Мурашова, Таня Ратклифф

Книги обоих Дарреллов - огромный источник удовольствия, когда попадаешь в ландшафтный резонанс. Я и на Корфу, и в Александрии прямо вот как музыку слышала :))) 

Эту реплику поддерживают: Сергей Кондрашов

Собственно, то, что я оказался в Австралии, а не, скажем Британии, Германии или Канаде, до некоторой степени связано с последствиями воспитания "на Даррелле". Мои представления о "правильном" быте в значительной степени кореннятся в трилогии про Корфу. :-)

Эту реплику поддерживают: Катерина Мурашова

Прибегают, если их этому обучили и они сочли это рациональным.

Да, конечно!

У меня один знакомый был. На год младше меня - мы детьми еще были и, из-за этого, я с ним играть не любил. А он всё время просил родителей, чтобы я пришёл, но мне скучно с ним было.

Но был хороший мальчик, отличник.

Они в Израиль приехали на год позже нас. Только через десять лет после этого я узнал, что с ним что-то подобное произошло. Школу не закончил, со сверстниками не дружил... Определили его в закрытое заведение, он и там не прижился. Кажется, до сих пор дома живет. Помню, его одного оставлять боялись. Диагноза я не знаю, правда.

Его родители как-то ко мне приводили - говорили, что меня он послушает, что может я ему примером буду. Я его увидел - ужас что с человеком стало. А помнил его хорошим мальчиком, младше меня на год. Мы с ним в мяч играли...

Рами, тут скорее всего какой-то реально психиатрический процесс. Если не залечили конечно заботой и таблетками (такое тоже, к сожалению, бывает и люди с реальными но не фатальными в общем-то проблемами теряют совсем способность к адаптации)