Депутат Антон Горелкин: Приравнять встречи депутатов с избирателями к митингам — очень странная идея
До того как стать депутатом, я был пресс-секретарем, до этого — журналистом. Моя работа и моя жизнь состоят из общения. Депутат — это посредник между избирателями и властью, и, чтобы хорошо работать, он должен много и профессионально общаться. Все, что способствует общению депутата с его коллегами, избирателями и государственными институтами, облегчает его работу и делает ее более эффективной. А что затрудняет, то приносит всем сторонам процесса лишь потери времени, денег, сил и взаимное разочарование.
Так что законодательная инициатива группы моих коллег — приравнять встречи депутатов с избирателями к митингам, пикетам и шествиям — кажется мне странной. Даже предложенная законопроектом льгота для депутатов, чтобы органы местной власти согласовывали их встречи с избирателями за семь дней, а не за десять, как для всех прочих, положения дел совершенно не меняет. Лишнее препятствие в общении не может способствовать тесному взаимодействию государства и общества.
[blockquote]Вместо денег в бюджетах малых городов сейчас, как мы помним, одно хорошее настроение[/blockquote]
Как и большинство депутатов нашей Государственной думы, я живу без охраны. Люблю гулять пешком. Любой человек на улице или на каком-нибудь мероприятии может заговорить со мной, задать вопрос, высказать пожелание. Это встреча с избирателями? Конечно. А если подойдут сразу несколько человек? Это уже надо будет признать митингом, согласно нашумевшему законопроекту. И что же, прикажете мне избегать публичных мест?
На днях я в своем родном Кемеровском университете, где когда-то учился, учредил конкурс для студентов-журналистов — с призами и экскурсией по Думе для победителя. Пришел, прочитал молодежи лекцию о новых видах СМИ, ответил на кучу вопросов — про Думу, про государство, про свободу слова. Была ли это встреча с избирателями? Конечно, была. Если законопроект будет воплощен в жизнь, мне придется за неделю до собственной лекции или просто визита в alma mater подавать заявку в мэрию? А потом для церемонии вручения призов — еще одну заявку?
[blockquote]Я — представитель законодательной власти. С какой стати для выполнения своей работы я должен спрашивать разрешения у мэров и сити-менеджеров?[/blockquote]
Наконец, представим себе такую ситуацию. Моя обязанность — регулярно проводить личные приемы, целенаправленно встречаться с гражданами. Иногда люди обращаются поодиночке, иногда коллективно. Иногда требуется безотлагательное вмешательство, выезд на место, встреча с коллективом недовольных рабочих, обманутых пайщиков, встревоженных экологов и много кого еще. Понятно, что если выезд, например, на предприятие запланирован заранее — я успею получить согласование от местных властей. А если надо ехать прямо сейчас? А если это выходной, когда чиновники не работают и согласований не дают?
От Кузбасса в нынешний созыв Госдумы прошли девять депутатов. В каждом кузбасском городе по три-четыре десятка муниципальных депутатов. Есть еще областной депутатский совет. Если депутаты продолжат встречаться с избирателями хотя бы в том же темпе, что и сейчас, в каждом муниципалитете потребуется создать специальный отдел согласований. А вместо денег в бюджетах малых городов сейчас, как мы помним, одно хорошее настроение. И мэры просто «мечтают» о дополнительных расходных статьях.
[blockquote]Если у депутата конфликт с городским руководством, ему же ни одну встречу не согласуют! Депутатам придется мэрам угождать. Оно нам точно нужно?[/blockquote]
Да и лично меня это задевает. Я — представитель законодательной власти. С какой стати для выполнения своей работы я должен спрашивать разрешения у мэров и сити-менеджеров? Они власть исполнительная, они не начальники мне. Предлагается ведь главам муниципалитетов дать рычаг давления на законодателей. Причем не только местных, но и федеральных. Если у депутата конфликт с городским руководством, ему же ни одну встречу не согласуют! Депутатам придется мэрам угождать. Оно нам точно нужно?
Говорят, кто-то где-то устраивал под видом встреч с избирателями митинги протеста. Если бы мне об этом не рассказали сейчас, в связи с обсуждаемым законопроектом, я бы про это даже не знал. А ведь я, как журналист, буквально живу в СМИ, у меня аккаунты на всех основных медийных площадках Рунета. Выходит, такое это «значимое» явление, что его почти не заметно. Стоит ли ради этого бумагу тратить, общество будоражить?
Я надеюсь, что подобные законопроекты никогда в таком виде российским парламентом приняты не будут. Нам нужно преодолевать расстояние между властью и обществом, делать депутатов и избирателей ближе друг к другу. Вот если бы на эту тему была достойная инициатива, я бы с удовольствием поддержал.