Фото: Дмитрий Смирнов
Фото: Дмитрий Смирнов

О «гении места» и собственных домах

Что бы ни говорили сегодняшние гуру интерьерной моды, что бы ни показывали на Salone del Mobile в Милане и Maison et Objet в Париже, в доме лучше заводить не то, что модно, а то, что удобно и близко сердцу. Осмотрев тысячи интерьеров, я вывела для себя золотое правило, с которого надо начинать оформление жилья: анализ местности, в которой расположилась ваша недвижимость. От genius loci зависит все. Мы с мужем поменяли квартиру и поселились в центре Москвы. Старый дом, потолки 3,40, скрипучий паркет и старые двери. Локация, аура места требовали обставить ее в духе «старой московской квартиры», чтобы вместо реечных потолков и ламината — стеллажи с книгами и тот же скрипучий паркет. Выглядит она так, словно до нас в ней в той же обстановке жили лет пятьдесят.

Потом у нас появилась дача на Истре. Бум загородного строительства погубил особенный подмосковный архитектурно-природный ландшафт. Мы пытаемся на шести сотках строить несвойственные нам шато, шале и готические замки, потом не имея возможности нормально вздохнуть на участке. Когда мы начали строить дом, мы держали в уме образ старой подмосковной дачи 1910–1920-х годов — так появилась специфическая расстекловка на веранде, старые прялки. Мы делали все, чтобы сохранился дух старого Подмосковья.

Когда я приобрела кусок земли в Черногории, я поняла, что на этом холме может быть только вилла в стиле минимализм — «коробочка» в стиле Райта со стеклянными стенами и плоской крышей. Мебель подбирали строгую, цвета темного шоколада — под оливкового цвета стены. Ничего лишнего!

О том, что модно прямо сейчас

Совсем недавно главным интерьерным трендом были 60-е. Их признаки — довольно простая мебель на тонких ножках, почти никаких орнаментов и бахромы, ничего классического, красивые оттенки: бледно-голубой, бледно-розовый, бледно-зеленый, горчичный, мягкий коричневый. Представьте гостиную своих родителей, по которой прошлись волшебным пылесосом, убрав все кустарные безделушки, где-то ножки мебели украсили латунными накладками, где-то поменяли обивку на бархат. Прошлой весной тренд резко поменялся и пришли 70-е: легкая психоделика, ножки у мебели скошенные, розовые и фиолетовые оттенки, искусственный мех — одним словом, немного больше секса и рок-н-ролла. Считаю, что эта мода не продлится больше трех сезонов. Это интерьеры не для жизни, а для поп-звезд, часть работы которых — водить журналистов по своим домам. В нашей стране такое оформление жилья не будет практичным. По мне, уж лучше оставаться в 60-х с их послевоенной находчивостью и скромностью. Европейцы в это время научились по-особенному гнуть фанеру, последняя волна увлечения роскошью — ар-деко — окончательно затихла.

Почему уходит мода на лофты

Любой интерьер — это кейс для социологов. Главный признак современной политической картины мира — нестабильность. Мы не знаем, чего ожидать от завтрашнего дня. Поэтому увлечение белеными стенами и открытыми пространствами сменилось желанием более уютных, замкнутых помещений, оформленных с применением более интенсивных оттенков. Каждый словно хочет залезть в свою ракушку.

Кроме того, идея лофта сегодня извратилась. Что такое лофт? Раньше это было недорогое, исключительно просто оформленное жилье, оборудованное на месте прогоревшей фабрики. Когда лофт из простой вещи превращается в синоним роскоши и гламура — это примета помутненного сознания. Когда в роскошном новом доме декоратор клеит на стену новые плиточки «под кирпич» — это не лофт. Дивный лофт можно сделать из дедовского гаража. Но если в вашей квартире сохранилась старая лепнина, отталкивайтесь от нее при выборе стиля — незачем квартире притворяться бывшим складским помещением.

О моде двухтысячных

Пластиковая мебель, которую Филипп Старк делал совместно с компанией Kartell, вовсе не démodé: как дойдут руки, обязательно куплю себе ghost chair, потому что сегодня это уже классика. Рискованно использовать в интерьере остромодное: такое живет лишь пару сезонов. Вспомните, как в 2007 году все повально увлеклись необарокко: черные люстры из муранского стекла, черные стены, глянцевые поверхности. Сейчас квартиры, оформленные в таком стиле, смотрятся безнадежно старыми. На Якиманке продается роскошный, очень качественный необарочный шкаф из Италии за 10 процентов от его первоначальной цены — никому не нужен. Старк и Kartell — это другое. Когда в Kartell начали делать предметы из пластика — это была не просто новая мода: это был большой демократический прорыв на рынке. Из дешевых материалов большими тиражами создавались красивейшие предметы, к очертаниям которых приложили руку главные дизайнеры современности. Если дома стоит антикварный стол, то не будет дурным тоном окружить его пластиковыми стульями Kartell, потому что сегодня уже не принято выдерживать единый стиль — гораздо лучше что-то традиционное с грамотно добавленными современными вещами. Вот только о глянцевых панелях лучше забыть.

Об «Икее»

Как можно не уважать «Икею»? Концепцию компании придумал искусствовед, куратор Национальной галереи Стокгольма! «Икея» с ее главной идеей — экономии на сборке мебели — появилась как ответ на необходимость наполнить вещами большое количество бюджетных квартир. Дизайн-бюро «Икеи» прошло большое количество выдающихся дизайнеров и художников: после пары лет работы в компании и изобретении какой-нибудь лейки «Буттергурка» они были готовы заявлять о себе миру. Когда мне срочно что-то надо, я бегу туда. У меня стоит дома «икеевский» диван, который я переобила бархатом Etro. Как же он всех радует!

После окончания встречи гости посмотрели выставку современных художников и фотографов «Идеальный мир», которую презентовала галерея Askeri, и продегустировали новинки от дружественного нам винного бренда Simple.