Павел Теплухин: 2010-й — социальный кризис
Эта идея показалась мне новой. Она заключается в том, что в 2008 году был финансовый кризис, в 2009-м — экономический, а в 2010-м и последующих будет социальный кризис как продолжение первых двух.
И действительно, несмотря на то что экономики многих стран уже начинают восстанавливаться, обострился целый ряд проблем, которые будут чувствоваться на протяжении многих лет. Дело в том, что в ходе кризиса многие правительства потратили огромные суммы на поддержание собственных экономик, финансовых систем, предприятий, потребительского спроса и т. д. Из-за этого накопились долги, в некоторых странах превышающие весь ВВП. В принципе, действия правительств были оправданны, восстановление экономики есть результат их действий. Однако последствия этих действий будут иметь долгосрочный эффект, потому что долги надо будет обслуживать, платить по ним проценты, гасить их, и это приведет к тому, что потребуется сокращать расходы на другие нужды, прежде всего на здравоохранение, на образование, на другие социальные программы. Скорее всего, возрастут налоговые нагрузки на предприятия, что в целом приведет к замедлению экономического роста. Не очень радостная мысль, но она отражает действительность.
А вот Россия (что-то хорошее у нас все-таки есть) оказалась более подготовленной к трудным обстоятельствам, потому что в прошлом году российское правительство не выходило на рынок и не привлекало оттуда средства, были задействованы прежде всего резервы Стабилизационного фонда и других «подушек», которые государство накопило в тучные годы. Этим мы позитивно отличаемся от других хороших стран, которые вынуждены были заниматься массовым заимствованием. Понятно, что средства кончаются и в нашем Стабилизационном фонде, особенно если их так тратить, как в прошлом году, но тем не менее год мы продержались. В этом наше позитивное отличие.