
Воображаемый закат. Выставка Ивана Шультце — придворного художника Романовых
Высокое, тревожное небо перед закатом, лучи солнца, пронизывающие кроны деревьев, проталины в глубоком снегу, подкрашенном розовыми бликами, — на полотнах Ивана Шультце запечатлена природа в самом неуловимом, притягательном, эротичном виде. Такие пейзажи, наблюдаемые в реальной жизни, у современников художника вышибали слезу, а у наших с вами — желание немедленно выложить фото в инстаграм. И почти все эти виды Шультце выдумал, говорит искусствовед Кирилл Гаврилин, который на один вечер стал гидом для участников проекта «Сноб» по творчеству художника-эмигранта. На картинах почти нет людей: изредка одна-две крошечные фигурки мелькают на третьем плане, врастая в пейзаж.
Иван Шультце родом из семьи немцев, поселившихся в России при Екатерине II. Он выбрал карьеру инженера, как и все его предки, и не стал бы художником, если бы не один печальный эпизод в его трудовой биографии. Шультце задумал построить электростанцию на водопаде в финском городе Иматра. Сейчас на гербе этого города, расположенного на границе с Россией, красуются три серебряные молнии, но строительством ГЭС Иматра обязана не Шультце. Ему не повезло с партнерами и подрядчиками, из-за которых он разорился и впал в депрессию. Справиться с черными мыслями ему помогло увлечение живописью: Шультце начал активно ходить по выставкам и рисовать этюды. Однажды он зашел на выставку Константина Крыжицкого и завязал с ним знакомство. Крыжицкий был довольно приветлив с Шультце, мотивировал его, художника-дилетанта, поступить в Петербургскую академию художеств, где стал одним из его учителей. Другим важным наставником Шультце в академии стал Архип Куинджи, который совершил переворот в отношении к пейзажу, заявив, что художник не должен быть рабом натуры, он должен писать картины не на пленэре, а в студии, включив всю мощь воображения, стараться перенести на холст самые невероятные световые эффекты, быть этаким иллюзионистом.