Съедобные ароматы и парфюмерная гастрономия

Как производители косметики используют наши гастрономические привязанности, а шеф-повара черпают вдохновение у парфюмеров

Иллюстрация: GettyImages
Иллюстрация: GettyImages
+T -
Поделиться:

В магазинчике на Патриарших витают гурманские ароматы — ваниль, перец, кунжут, цитрусы, спаржа, теплый хлеб, молоко, черешня, пралине, карамель, паннакотта. Это не кондитерская или модная пекарня. Это бутик селективной парфюмерии Molecule. Парфюмер Серджио Момо, создатель ароматов Sospiro, Xerjoff, Casamorati, говорит, что гастрономические запахи пробуждают в людях самые базовые положительные эмоции, воспоминания о детстве: «Тебя обволакивает чувство защищенности, мягкости, комфорта — самые сокровенные детские ощущения». Серджио открывает вычурный флакон в стиле ар-деко Lira Casаmorati. Оттуда вырывается аромат крем-брюле, ванильной карамели, сладкий, манящий, обещающий детскую радость и беззаботность.

В яйце из черного хрусталя Some Like It Hot K by Kilian таится аромат рахат-лукума с турецкой розой, лесным орехом и личи. Clive Christian C for Men соткан из нот шафрана, который ценил страстный жизнелюб король Генрих VIII, считая его самой обольстительной специей. Smashingly Brilliant от Diana Vreeland переливается запахами базилика и вербены и всеми гранями цитрусовых от бергамота до лимонного масла. MMM… от Juliette Has a Gun пахнет сладкой ватой и мороженым, а в формуле Esscentic Molecules 03 зашифрованы ноты корня имбиря с оттенком зеленых зерен перца и мексиканского лайма. Оба — о чувствах и страсти, эмоциях, горячности, любви.

Если антиоксиданты можно пить, то почему бы не ухаживать средствами с ними за кожей?

Гастрономичные ароматы встречаются не только в дорогих бутиках, они стали общим местом для косметической промышленности. Пока парфюмеры бьются над формулами шоколада, имбирного чая, пиццы, суши и лобстера, косметические гиганты превращают в часть повседневной жизни лимон, ваниль, розмарин и апельсины. Эти запахи чаще всего встречаются в средствах для ванной и душа. Их создатели называют свою продукцию «доступной роскошью». Так, например, появляется концентрат для душа с «экстрактами зеленого чая и масла миндаля» «с бодрящим ароматом перца, эвкалипта и лимона, которые обеспечивают превосходную свежесть и хорошее настроение». В имбире обнаруживают «восхитительные увлажняющие свойства», а масло арганы, традиционное для кухни Марокко, добавляют для нежности и шелковистости кожи.

Рецепты любимых блюд и напитков легко перекочевывают в косметику — гель-душ с запахом мохито, например. Разнообразные сорта мороженого, сорбетов, замороженного йогурта стали вдохновением для компании Dial со средством для тела FroYo Body Wash, увлажняющего кожу протеинами йогурта. Недавняя мода на кокосовую воду возвращает популярность этого тропического ореха и в косметику. Если антиоксиданты можно пить, то почему бы не ухаживать средствами с ними за кожей?

Популярный тайваньский напиток Bubble Tea, представляющий собой сочетание чая, фруктов и отвечающих за эффект пузырьков шариков тапиоки, стал источником вдохновения для целой серии питающих, увлажняющих и очищающих кожу средств. В США компания Olay вместе с ресторатором и телеведущей проектов Food Network Ингрид Хоффман создали линию банных средств. Она включает четыре аромата: белая земляника и мята, орхидея и черная смородина, манго в шампанском и белый имбирь, груша и яблоко фуджи.

Публика ничуть не противится желанию косметических гигантов заработать на наших гастрономических привязанностях

Сорбет из розовой дыни, микс гуавы и арбуза, дуэт папайи и ананаса, трио розового лимона, мандарина и апельсина — это все не список десертов. Так же как «яркий фруктовый коктейль из сочного ананаса, сладких ягод, свежих яблок и ярко-красного ревеня с легкими нотами перца» — не описание новейшего микса из модного бара. Это цитаты из проспекта компании, создающей отдушки для косметических средств. В нем так и написано: «Искусство смешивания коктейлей не так сильно отличается от искусства создания парфюмерных композиций».

Не стоит спорить с этим, как и с тем, что публика ничуть не противится желанию косметических гигантов заработать на наших гастрономических привязанностях. Впрочем, иногда происходит обратное — шефы используют парфюмерию в своих целях. Самый известный шеф Швейцарии Андреас Каминада использовал пять ароматов Christian Dior в качестве вдохновения для создания беспрецедентного кулинарного опыта. «Ароматы поистине чудесны. Они хранят воспоминания и подталкивают нас к решениям до того, как мы это даже осознаем. Аромат не может быть передан, расшифрован, его можно только пережить», — говорит Каминада. Французский кондитер Пьер Эрме «перевел» знаменитые ароматы на язык сластей. Так Joy от Jean Patou превратился в тарт с ароматом розы и жасмина, а Femme от Rochas — в десерт с ароматом груши, розы и кумина.

Шеф московского White Rabbit (№18 в списке 50 лучших ресторанов мира) Владимир Мухин разлил по флаконам запахи яблочного пирога (яблоко, корица, ваниль и капля малины), тульского пряника (корица, ваниль, кардамон, имбирь), шоколадного трюфеля, бородинского хлеба, иван-чая. Обедающим их приносят в фарфоровых носах, чтобы оценить тонкость композиции. Понравившийся аромат можно заказать (спойлер: два последних — хиты). Так Мухин перевел на язык ароматов словарь своей кухни — лучшее, что можно сделать для не владеющих русским языком иностранных фуди, осаждающих ресторан.

Комментировать Всего 5 комментариев

Однажды я попала в гастрономический ресторан, где, не помню по какому случаю,  подали фиги. Вкусные, да,  но какой был запах!  Так пахнет на  чердаке старого дома  в жаркий летний день каникул у бабушки в деревне: пыль, старые книги, рассохшиеся доски,  высушенные травы...  "Сложный запах", - сказала моя коллега из Стамбула, которой я попыталась описать это чудо и посетовала, что таких больше нигде не нашла. Вскоре мне передали от нее посылку с фигами - очень мило,   но тоже не то.  Но тогда в ресторане,  за столом сидел  человек, который работает на французскую компанию - как раз ту, что делает запахи. У нас с ним оказались похожие воспоминания детства и мое  сравнение ему было очень понятно. Он прихватил  одну фигу, чтобы в лаборатории попробовали сделать запах. Увы, пока довез, ничего не вышло. Да если бы и вышло, что  с этим делать? Это я к тому, что "парфюмеры бьются над формулами пиццы и лобстера" (в начале статьи) - вероятно, в этих случаях речь идет о композициях для пищевых добавок, а не для гелей для душа.

Вы совершенно правы, именно такой эмоциональный отклик и вызывают в нас ароматы - будь то еда или парфюмерия. Но "формулы пиццы и лобстера" - это именно что про запахи, а не пищевые добавки (чтобы еда вкусно пахла и вызывала аппетит их, конечно, делают, но занимаются этим отнюдь не "носы" парфюмерных марок). Духи с запахом суши, лобстера, пиццы есть у Demeter Fragrance Library. Духи с запахом пиццы выпустила и сеть пиццерий Pizza Hut. Старыми книгами в пыльных кожаных переплетах пахнет In The Library CB I Hate Perfume. 

как интересно: духи с запахом пиццы !  это ж как надо любить пиццу!  зато доя парфюмера раздолье:  целая гамма  от четырех фромаж до мергезских сосисок. и для похудения  хорошо - понюхал и все равно что закусил. или поклонника "Маргариты" завлечь... надо будет раздобыть. В связи с этим вспомнила, как возмутилась моя парижская подруга, дама в возрасте и с традициями,   когда я ей рассказала  про лимон к коньяку: "это, наверно, такой дрянной коньяк, что лимоном надо заедать".

мне кажется про  пиццы от Пиццы  Хат можно тоже самое сказать, нет? 

Эту реплику поддерживают: Андрей Занин

все это от лукавого. при желании все можно пристрочить, одно к другому. на днях приготовила оливье для  французов (жду  запах!) и , разумеется, никто не дал им съесть его молча, без комментариев. обсудили и  сравнили с их macédoine. в пользу оливье, ясен перец. к десерту добрались до высоких материй и  мне был задан вопрос, чем католицизм отличается от православия. ну что я могла сказать, чтобы никого не обидеть?  что разница  такая же, как  между macédoine и оливье. ингредиенты разные, но суть одна.