Две автомобильные выставки за три дня — все же многовато даже для журналиста. Прямо с Женевского автосалона я перебрался в московский парк Сокольники на «Олдтаймер-галерею» Ильи Сорокина. «Первые моторы России» — так называлась основная часть галереи. Дремучее ретро. Некоторые экспонаты на вид мало отличались от инструментов духовых оркестров, игравших в парках и на площадях уездных городов. «Моторы», как в царской России называли легковые автомобили, были редкостью. Их провожали взглядом, за ними вприпрыжку мчалась восторженная ребятня. Шофер в прорезиненном плаще, крагах, лихом кепи и очках-консервах восседал за рычагами в позе Мефистофеля.
А на Женевском автосалоне в то же время концерн Airbus показывал первый в своей истории автомобиль. Разумеется, летающий. История знает немало проектов аэромобилей, и все неудачные. Идею продвигал даже наш дизайнер Владимир Пирожков, считая, что в таком протяженном государстве, как наше, глупо строить дороги — надо развивать альтернативный транспорт, что-то среднее между автомобилем и вертолетом. Пирожков смотрит далеко вперед, парни из «Эрбаса» (совместно со студией ItalDesign концерна Volkswagen Group) — чуть ближе. Они нашли способ сделать летающий автомобиль более эффективным. Предлагают не брать в полет шасси: какой толк от колес в воздухе! Шасси — стандартная модульная платформа на четырех колесах, с подвеской, рулевым механизмом, электромоторами, аккумуляторами, хардом и софтом — остается на земле. А вот кабину размером 2,6 х 1,4 х 1,5 м подхватывает гигантский квадрокоптер и несет к месту назначения. А там уже забронирована точно такая же платформа о четырех колесах — состыкуйся и кати дальше по делам. Здорово? Но кто задерет голову ввысь, чтобы рассмотреть, что там такое летит? Как часто мы провожаем взглядом самолеты?
Женева, 7 марта, 9:00, пресс-конференция Cadillac. Марка возвращается на салон после двух лет отсутстви
Фото: Денис Орлов
Президент Cadillac Йохан де Нисшен чем-то напоминает американского проповедника. В 2014 году он внезапно ушел с поста главы Infiniti
Фото: Денис Орлов
Твид вместо кожи и дерева — многое из предложенного в концепт-каре Cadillac Escala найдет отражение в серийном супер-кадиллаке следующего поколения
Фото: Денис Орлов
Ведущий экстерьер-дизайнер Cadillac Малькольм Уэрд учился в одном классе с главным дизайнером «Лады» Стивом Маттином. Мы подготовили интервью с мастером
Фото: Денис Орлов
В переводе с испанского Escala — «масштаб». Длина концепта 5,35 м, колесная база — 3,23 м, почти как у удлиненного Mercedes-Benz S-класса. Цвет Cadillac Escala назван в честь древнегреческой богини Земли — Гея. Это покрытие из 9 слоев, под разными углами дающее разные оттенки
Фото: Денис Орлов
Хот-род Mojave — проект школы дизайна Франко Сбарро и Bosch. В его органах управления инженеры Bosch опробуют технологии осязания touch sensing и haptic feedback
Фото: Денис Орлов
Школа Франко Сбарро обладает привилегиями на Женевском автосалоне. Лучший стенд в лучшем месте за символическую плату. И выставлять можно самые провокационные проекты, такие как трехколесный скутер Tracto-Sphere. Спереди — мотор-колесо, помещенное в поворотный сферический корпус. В нем же хранятся шлемы для всех троих ездоков
Фото: Денис Орлов
Не так давно компания Bentley заметно увеличила штат дизайнеров. И вот очередной пробный камень — электрический родстер Bentley EXP12 Speed 6. EXP12 означает, что это всего лишь 12-й концепт-кар за всю историю компании с 1919 года
Фото: Денис Орлов
«Электричество — новое измерение роскоши!» — услышал я от своего старого знакомого из Bentley Томаса Хьюсли. Главное, не забывать и про старые измерения — анилиновую кожу, хром, ценные породы дерева. Центральная консоль представляет собой сплошной тачскрин
Фото: Денис Орлов
У технического директора Bentley Рольфа Фреха прагматический подход к новшествам: «Электрификация? Посмотрим, что скажут клиенты! Автономность? Bentley давно использует лучшую из таких систем — персонального шофера! Остальное в равной мере зависит и от экономической целесообразности, и от готовности наших покупателей воспринять новое»
Фото: Денис Орлов
Нервные изломы концептуального shooting break Peugeot Instinct будоражат воображение
Фото: Денис Орлов
Форма одной линией. Вторя таким протагонистам итальянского стиля, как Паоло Мартин, Марчелло Гандини, Леонардо Фиораванти, будущие дизайнеры из туринского института IED создали макет Scilla. Помогло ателье Pininfarina
Фото: GIMS
Mercedes-AMG GT Concept — подарок к 50-летию легендарного тюнингера AMG. Углеродно-волоконная лазерная нанотехнология (Nano active fibre technology) для дневных ходовых огней GT Concept разработана швейцарским стартапом L.E.S.S.
Фото: Денис Орлов
Пикап Mercedes-Benz? Ничего удивительного. После заключения альянса с Nissan немцы намерены выпускать пикапы в Аргентине и Испании
Фото: Денис Орлов
Концерн Airbus создал свой первый автомобиль, точнее, дронокар Pop.Up. Совместно с дизайн-студией ItalDesign
Фото: Денис Орлов
Hyundai FE Fuel Cell Concept. Тема водородных топливных элементов продолжает волновать умы автомобилестроителей!
Фото: Денис Орлов
Eadon Green Black Cuillin V12 — британский стартап в стиле ретро. Основатель марки, Феликс Итон, загорелся этой идеей после просмотра сериала «Пуаро Агаты Кристи». Прямо скажу, настоящее ретро выглядит убедительнее. И стоит подчас дешевле
Фото: Денис Орлов
Toyota продолжает подбирать подходящий размер для городского личного транспортного средства. Справедливости ради стоит заметить, что i-TRIL несколько больше предшественников. Размер все же имеет значение
Фото: Денис Орлов
Вторичная Женева: многие новинки салона успели показаться на выставках в Лос-Анджелесе, Детройте, Нью-Йорке. Но все равно загляденье — прототип электрического минивэна VW I.D. Buzz
Фото: Денис Орлов
Почему даже самое остроумное изобретение больше не будоражит умы? Автомобиль превращается в гаджет. Мы кладем гаджет в карман и вспоминаем о нем только тогда, когда из него происходит внезапный выброс пламени. Материальная культура не позволяет надолго пускаться в мечты — это экономически невыгодно. Pop.Up. — так назвали свой проект Airbus и ItalDesign. Собственно, это не летающая машина даже. Целая система. Сеть зарядных станций (требуются как для квадрокоптера, так и для шасси), программирование автономного передвижения, логистика. Можно представить, каких колоссальных интеллектуальных затрат потребует этот проект. И финансовые вложения тоже вызывают уважение. А вот дыхания не перехватывает! Напротив, зайдешь к Сорокину, посмотришь на какой-нибудь начищенный до сияния пепелац с чахлым моторчиком в 10 сил — и словно со старым другом повстречался.
Не покидает ощущение, что мировая автомобильная индустрия лихорадочно ищет оправдание тупику, в какой загнала себя сама, подталкиваемая корыстными политиками. Пример? Главной сенсацией Женевского автосалона стала продажа компании Opel французскому концерну PSA Peugeot-Citroёn. За коим стоят деньги китайского промышленного монстра «Дунфын». В сделке участвует также банк BNP Paribas. Банк, банк... что-то напомнило!
В мае 2009 года купить Opel уже собирался австро-канадский производитель автомобильных комплектующих Magna International. Тогда за спиной «Магны» стоял российский Сбербанк! Часть акций Opel поступала в собственность Сбербанка — такова была плата за финансирование. При этом корпорация General Motors сохраняла за собой контроль над 35% акций Opel (Magna и Сбербанк получали по 27%). Вроде и по рукам ударили, однако штаб-квартира General Motors заблокировала сделку: дескать, к русским попадут секретные технологии!
Все последующие годы Opel исправно тянул General Motors в финансовую пучину. Поэтому уже никого не беспокоит, что технологии теперь достанутся китайцам. И продали не за 4,5 миллиарда евро, а всего за 2,2 миллиарда. Сами себя наказали.
Cadillac оставляет за собой право выпускать свои кроссоверы на законсервированном заводе Opel в Санкт-Петербурге
Фото: Денис Орлов
Спустя полтора года после американской премьеры на европейский рынок выходит большой седан Cadillac CT6. Осторожный способ напомнить о былом величии
Фото: Денис Орлов
Еще более неожиданно смотрятся в Европе американские лифтованные пикапы, такие как Chevrolet Colorado ZR2. Здесь на них попросту негде ездить
Фото: Денис Орлов
Porsche Panamera Sport Turismo — выбор состоятельных путешественников с большим багажом. Британские аристократы по старинке именуют такой тип кузова Shooting Break, «универсал для охоты»
Фото: Денис Орлов
И универсал в своем более привычном формате — BMW 5-й серии Touring. Вместимость багажника 570 л. Но у универсала Mercedes-Benz E-Class и того больше — 640 литров
Фото: www.newspress.co.uk
При всем прагматизме нынешних Женевских автосалонов, элемент шоу в них все же сохраняется
Фото: Денис Орлов
Lexus LS500h лучится высочайшим качеством. Ремесленные традиции сочетаются с новыми технологиями. Дело за малым — должен появиться новый Куросава, чтобы мир вновь охватила мода на японское
Фото: Денис Орлов
Стенд Volvo отдан главной новинке — среднеразмерному кроссоверу XC60. Компания отмечает 90-летие, и лучший подарок себе трудно вообразить
Фото: Денис Орлов
Маленькие нюансы высокого стиля: задняя дверь Volvo XC60 выгибается до среза бампера. Скругление не портит силуэта в целом. Зато позволяет уместить внутри электромотор привода стеклоочистителя и обеспечить правильную форму багажника
Фото: Денис Орлов
Британская David Brown Automotive строит автомобили в стиле Aston-Martin DB5 Джеймса Бонда. У первоисточника буквы DB как раз и обозначали David Brown, так звали тогдашнего главного финансиста марки. Сиденье для пикника в багажнике — новый британский тренд
Фото: Денис Орлов
Volkswagen Arteon — новый флагман марки. Этот пятидверный хетчбэк явно учитывает вкусы главного рынка — китайского
Фото: Денис Орлов
«Тизер» грядущего самого крупного кроссовера Audi — Q8. В отличие от версии, засвеченной на Детройтском автосалоне, эта на 12 мм шире. 3-литровая бензиновая «шестерка» Q8 впервые в мире оснащена нагнетателем с электроприводом
Фото: Денис Орлов
«Фиату-500» — 60! И пусть сегодня многие морщат нос, когда им напоминают о прошлом. Традиции — мощнейший маркетинговый ресурс!
Фото: Денис Орлов
Если и покупать кроссовер Maserati Levante, то в подготовке тюнинговой компании Startech (это дочка небезызвестной Brabus). Всего-то около 11 000 евро к базовой цене автомобиля...
Фото: Денис Орлов
Land Rover Velar восхитителен. Пример того, как можно сказать все, не говоря ничего. А начнешь читать официальный сайт — тошнит от пустых словесов
Фото: Денис Орлов
Мимо стенда британской марки Morgan невозможно пройти. Увы, четыре года назад семья Морганов потеряла контроль над делом, каким занималась более века. Остаются машины, в том числе электрические и детские
Фото: Денис Орлов
Rolls-Royce взял разноцветную паузу по части новинок в преддверии запуска первого в своей истории кроссовера Cullinan
Фото: Денис Орлов
Питер Шрайер — гуру германского дизайна и первый в истории южнокорейского автопрома топ-менеджер-некореец. Он президент чеболя Hyundai Motor Group, куда входят компании Hyundai Motor Co. и Kia Motors Corp
Фото: Денис Орлов
Кроссовер DS 7 Crossback на Женевском автосалоне представляли в атмосфере таинственной и загадочной
Фото: Денис Орлов
50 лет назад в Швейцарии начали выпускать автомобили Monteverdi. Туристические купе и даже внедорожники, не хуже Range Rover. Марка продержалась 25 лет. Сегодня ее пытаются возродить, основав год назад Peter Monteverdi Automobilbau
Фото: Денис Орлов
Стоило концерну Daimler AG выпустить малым тиражом легендарный Gelaendewagen на портальных мостах, тюнинговые мастерские открыли новое направление деятельности — внедорожное. Это Brabus 550 Adventure 4x4
Фото: Денис Орлов
После того как прекратилось производство легендарного Land Rover Defender, британская тюнинговая мастерская Kahn Design переключилась на Jeep Wrangler
Фото: Денис Орлов
«Бухгалтер, милый мой бухгалтер...» Песенка группы «Комбинация» всплыла в памяти тотчас, как я увидел новый Subaru XV. Где, где настоящие боевые премьеры моей любимой марки?
Фото: Денис Орлов
Renault возродила спортивную марку Alpine. По правде, у Арсения Костромина прототип выглядел несколько интереснее, чем серийный Alpine A110. Зато конструкция алюминиевого кузова... гимн Сопромату!
Фото: Денис Орлов
Новый тренд — микроавтобусы, переделанные в роскошные кабинеты на колесах. На Женевском автосалоне я насчитал четыре компании с таким товаром. Это Mansory. На этих стендах говорят по-русски без акцента
Фото: Денис Орлов
Одни страдают от конкуренции и политической конъюнктуры, другие мучаются выбором. Весной мучения и страдания почему-то особенно чувствительны. Изнуренная дорогой (на перевале неожиданно выпал снег), по дорожкам женевского выставочного центра «Палэкспо» бродит европейская элита, купившая VIP-билеты чуть ли не по 200 евро. Посмотришь на стенды — сложится впечатление, что Швейцария ездит исключительно на спорт-, супер- и гиперкарах. В общей массе новинок их доля — едва ли не половина. Вот где фантазии дизайнеров и инженерный гений раскрываются в полной мере! Не перекормили бы только. Слишком густо намазан джем на женевский автомобильный тост.
С другой стороны, нет лучшего места, чтобы продать штучный коллекционный суперкар, пусть даже на коленке сделанный. Тут действует та же логика, что и в художественной галерее: покупатель найдется! На самом деле монстры по большей части замрут в гаражах. Судьба арабских скакунов чистых кровей — тех тоже редко выгуливают. Может, эти автомобили заставят провожать себя взором в будущем?
Ferrari 812 Superfast оснащена 6,5-литровым V12 мощностью 800 л. с. без каких-либо «допингов» в виде нагнетателей и дополнительных электродвигателей. 2,9 с до 100 км/ч, «максималка» — 340 км/ч. Хороший подарок на 70-летие марки
Фото: Денис Орлов
Шведский Koenigsegg Agera RS Gryphon с отделкой 24-каратным золотом отправится прямиком в гараж коллекционера Мэнни Хошбину
Фото: GIMS
Британский McLaren 720S легче своего предшественника 650S (1283 кг против 1301) и мощнее — 720 л. с. Компания, как говорили в прежние времена, «цедит рекорды», т. е. понемногу прибавляет в конструкции, изначально рассчитанной на значительно более впечатляющий результат
Фото: newspress.co.uk
Настоящее признание марки, когда за дело берутся тюнингеры. Такие, например, как японская Liberty Walk. Ее основатель Ватору Като в прошлом — яркий представитель японской андеграундной гонщицкой субкультуры «кайдо». И вот он в строгом костюме и впервые в Женеве
Фото: Денис Орлов
Индийская Tata выводит на рынок суббренд Tamo с его первым компактным спорткаром Rasemo, с 1,2-литровым 186-сильным двигателем Revotron
Фото: Денис Орлов
Zenvo TS1 GT. Датская компания отмечает 10 лет успешных непродаж. Поломки и пожары сопровождали изделия марки все эти годы. Хотя технические данные впечатляют: 1163 л. с., 402 км/ч. И цена тоже: миллион евро
Фото: Денис Орлов
Митя Боркерт — новый шеф-дизайнер Lamborghini, автор Porsche Macan. Чтобы погрузиться в тонкости итальянского стиля, даже ездил к великому и неуживчивому Марчелло Гандини. «Однако, — подчеркивает г-н Боркерт, — в мою задачу не входит выпуск второй Miura или Countach. Нужно создавать новые иконы»
Фото: Денис Орлов
Рисунок — способ выражения мыслей дизайнера. Вот Митя Боркерт все и объяснил
Фото: Денис Орлов
Пекинская компания Techrules отца и сына Дзинь представила гиперкар «Рен», что в переводе с китайского значит «Человечность». Трое ездоков сидят под индивидуальными колпаками из поликарбоната, словно тайконавты (или семейка Джетсонов)
Фото: Денис Орлов
Шасси Techrules Ren — самое сильное эстетическое впечатление от Женевы-2017. Двухступенчатая турбина приводит в действие два или четыре электромотора (мощность 429 или 858 л. с.). В «топе» автомобиль разгоняется до 100 км/ч за 2,5 с, а максимальная скорость составляет около 340 км/ч.
Фото: Денис Орлов
Великий Джуджаро снова на коне — продав последние 9,9% доли в своей знаменитой студии ItalDesign группе Volkswagen, вместе с сыном работают теперь на китайский стартап Techrules
Фото: Денис Орлов
Итальянский родстер Pagani Huayra Roadster будет выпущен в количестве всего 100 штук. Все уже распроданы. «Уайра» — так читается название этой модели из пигментированного углепластика
Фото: Денис Орлов
Dendrobium — так, по-орхидейному назван электрический гиперкар, построенный сингапурской компанией Vanda Electrics при участии британской формульной мастерской Williams Advanced Engineering. Салон обтянут шотландской кожей Bridge of Weir. 320 км/ч, 0–100 км/ч — за 2,8 с
Фото: Денис Орлов
Castrol предлагает альтернативный способ смены масла — «масляную батарею» Nexcel. В ее ячейках залито масло, поступающее в двигатель после того, как Nexcel вставлен в гнездо в моторном отсеке. Смена масла происходит за 90 с вместо 20 мин. Первый серийный автомобиль с такой системой — гиперкар Aston Martin Vulcan
Фото: Денис Орлов
Bugatti Chiron перешел через «экватор»: клиенты заказали 250 из 500 запланированных гиперкаров ($2,6 млн за штуку). А дизайнер автомобиля Александр «Саша» Селипанов перешел в компанию Hyundai Motors
Фото: Денис Орлов
Голландская компания Spyker пытается возродить производство на общем подъеме интереса к суперкарам. Новинка — C8 Preliator с 525-сильным 4,2-литровым V8 от Audi. Первый раз автомобильная компания с таким названием обанкротилась еще в 1926 году. Между прочим, нынешний Spyker выкупил у General Motors шведскую компанию Saab Automotive
Фото: Денис Орлов
Еще один недавний банкрот, германская Artega, совместно с итальянской студией Touring Superleggera представила изящное спорткупе Scalo Superelletra: электропривод, 1000 л. с.!
Фото: Денис Орлов
Rimac Concept One — электрический гиперкар из Хорватии. 4 электромотора собственной разработки выдают в сумме 1 мегаватт мощности (1224 л. с.). До 100 км/ч гиперкар разгоняется за 2,5 с, до 200 км/ч — за 6 с, до 300 км/ч — за 14 с. Водитель при этом испытывает перегрузку в 1,4 g. Максимальная скорость — 355 км/ч.
Фото: Денис Орлов
Великий бразильский гонщик Эмерсон Фиттипальди — почетный участник постройки суперкара его имени — Fittipaldi EF7 Vision Gran Turismo. Изготовила образец итальянская студия Pininfarina на пару с германской фирмой HWA AG, принадлежащей основателю знаменитой AMG Гансу-Вернеру Ауфрехту. Автомобиль не для улиц — для трека
Фото: Денис Орлов
Американская Scuderia Cameron Glickenhaus представила SCG003S — третью модель в исполнении для дорог общего пользования (S = Stradale), в отличие от гоночной SCG003C (C = Competizione). 350 км/ч, 0–100 км/ч — менее чем за 3 с. Строят эти машины в Италии, в мастерской Manifattura Automobili Torino
Фото: Денис Орлов