Пельмень-эмодзи. Как создается новый мировой язык
Дженнифер Ли, основатель Emojicion, основатель издательского дома Plympton:
Полтора года назад в Кливленде я ела китайские пельмени, сфотографировала один из них и отправила подруге. У нас с подругой китайские корни и мы обожаем китайские пельмени. Она мне ответила: «Ммм, как вкусно». А потом такая: «Прикинь, у Apple нет эмодзи с китайским пельменем». И через полчаса прислала мне нарисованную пельмешку — моя подруга художник. И тут я все поняла — миру нужен этот эмодзи.
Я стала узнавать, как зарегистрировать эмодзи. Оказалось, этим занимается созданная в 1991 году некоммерческая организация «Консорциум Юникод» (Юникод — это стандарт кодирования символов из самых разных письменностей, будь то китайские иероглифы, математические символы или кириллица. В 2009 году под управлением консорциума оказались эмодзи — язык картинок, которыми до того момента пользовались только японские операторы мобильной связи. — Прим. ред.).
В «Консорциуме Юникод» есть комитет по эмодзи, который состоит из 11 членов с решающим голосом. Решения о судьбах эмодзи сконцентрированы в руках представителей мультинациональных корпораций, занимающихся технологиями. Когда вы отправляете или получаете эмодзи, знайте, что эта картинка в свое время получала одобрение у этих людей. Если эмодзи не получает одобрения консорциума, то, например, созданный Apple эмодзи на девайсах других компаний не будет отображаться.
Кто эти люди? Ну, для начала надо сказать, что это представители американских компаний Oracle, IBM, Microsoft, Adobe, Apple, Google, Facebook, and Yahoo, которые готовы платить $18 тысяч в год за привилегию одобрять эмодзи. Международные компании представлены только немецкой SAP и китайской Huawei. Еще один член с решающим голосом — внимание — государство Оман. Членом с решающим голосом может стать любой, кто готов платить такие деньги.
Ребята из комитета по эмодзи преимущественно мужчины, преимущественно белые и преимущественно инженеры. Каждой эмодзи приходится ждать одобрения от 18 до 24 месяцев. Стоило бы придумать систему чуть более подходящую для регистрации такого стремительно развивающегося языка, который уже охватил весь мир. Всего на сегодняшний день одобрено 2998 эмодзи.
18 тысяч долларов у меня не было, но, внимательно изучив сайт «Консорциума Юникод», я узнала, что могу стать членом их консорциума без голоса всего за $75 в год. Член консорциума за $75 в год получает почтовую рассылку о работе консорциума, а также приглашения на заседания комитета по судьбе эмодзи. Когда я получила первое приглашение, сразу поехала, чтобы узнать про этот таинственный процесс отбора эмодзи для пользователей.
Так я попала на встречу по решению судеб эмодзи. Все члены удивились, что к ним на собрания вдруг заявился неаффилированный человек лет на тридцать младше их всех. При этом они были очень дружелюбны. Это была группа мужчин лет шестидесяти. Они все меня расспрашивали — им нравилась «свежая кровь». Было чувство, что я пришла на воскресную службу в церковь.
Это был настоящий сюр. На повестке дня были яйца, молоко и фасоль. Как должны выглядеть эмодзи этих продуктов? С яйцами все было просто. С молоком посложнее: должно ли молоко быть нарисовано в стакане или в картонной коробке? Картонная коробка ведь слишком американская для международного языка — не все поймут. Потом пошел разговор о фасоли. Нет, решили, что эмодзи с фасолью не будет. Градус абсурда на этой встрече зашкаливал — ну, представьте себе группу инженеров, которые с серьезными лицами обсуждают семиотику боба.
После этой встречи я внимательно изучила правила подачи заявки на создание эмодзи.
Правила заявки на создание эмодзи (выдержки):
Любой желающий может подать заявку на регистрацию эмодзи. Для подачи заявки необходимо следующее:
1. Должны быть удовлетворены все критерии отбора от пунктов A до I:
A. Ваше эмодзи должно быть уже хорошо узнаваемым среди пользователей соцсетей, таких как Snapchat или Twitter. Как, например, «лицо с закатывающимися глазами».
B. Укажите ожидаемый уровень использования этого эмодзи.
— Предполагаемая регулярность использования эмодзи пользователями
— Многоуровневые смыслы вашего эмодзи. Метафорично ли ваше эмодзи? Символично ли ваше эмодзи? Например, «морда кошки», «морда свиньи» и «морда кролика» не только морда кошки, морда свиньи и морда кролики, но и инструмент, чтобы поднять другу настроение.
В то время как «паука» используют, чтобы испортить собеседнику настроение.
C. Отличительные черты вашего эмодзи.
Изображенный предмет легко узнается? Его можно отличить от других эмодзи? Например, «тушеное мясо», наверно будет сложно отличить от существующего эмодзи «горшок с едой», поэтому заявка на «тушеное мясо» не пройдет.
D. Заполняет ли предложенный эмодзи существующие пробелы в существующем словаре эмодзи? Например, в версии Unicode 8.0 были включены пять эмодзи со знаками зодиака, чтобы в словаре присутствовали наконец все знаки зодиака. Вот скорпион:
E. Частая запрашиваемость — часто ли в «Консорциум Юникод» приходит запрос на создание подобной эмодзи? Например, у таких эмодзи, как «хот дог» или «единорог», был очень высокий уровень запрашиваемости:
Чего в заявлении быть НЕ должно:
F. Не надо присылать эмодзи со слишком узким профилем. Например, эмодзи «суши» представляет все суши. Поэтому когда присылают эмодзи таких конкретных суши, как «саба», «хамачи», мы оформляем отказ: такие суши слишком узкопрофильные.
G. Бессмысленный эмодзи. Наполняйте эмодзи смыслом.
H. Похожий на уже существующий эмодзи. Например, эмодзи «плачущий ребенок» не пройдет отбор, потому что уже существует сочетание «плачущее лицо» + «ребенок»:
I. Логотипы, бренды, селебрити. Ничего из перечисленного эмодзи не станет.
J. Сиюминутные эмодзи. Будет ли такой эмодзи использоваться в будущем? Сиюминутные или чудаковатые эмодзи — плохие кандидаты.
K. Нельзя предлагать просто антонимы уже существующим эмодзи. Например, тот факт, что существует эмодзи «новый», не значит, что нужно создавать эмодзи «старый».
Внимательно изучив инструкцию, я создала свой запрос на создание эмодзи пельменя:
Выдержки из запроса:
«Мы запрашиваем разрешение на создание эмодзи пельменя. Под пельменем мы подразумеваем "тесто, которое обертывает начинку". Эмодзи пельменя будет хорошим дополнением к другим пищевым эмодзи. Формальное имя будет "Пельмень" (Dumpling), но этот эмодзи мировой, потому что пельмени — одно из самых распространенных блюд на планете — их подают на всех семи континентах, включая Антарктиду. Тяжело найти национальную кухню, в которой не было бы эквивалента пельменя. У Польши есть пироги, у Тибета и Непала — момы, у Японии гиозы, у таких стран как Афганистан, Кыргызстан, Казахстан — манты, в Азербайджане — дюшбара, в Узбекистане чучвара, в России пельмени, в Украине вареники, в Южной Америке эмпанада, в Южной Азии самоса. Похожего на наш пельмень среди существующих эмодзи нет. Самый близкий ему по духу эмодзи — буррито. Но у буррито, в отличие от пельменя, продолговатая форма. Мы уверены, что пельмени будут востребованы хотя бы потому, что у них уже очень долгая история во многих государствах мирах. Самое раннее археологическое свидетельство существования пельменей появилось в 600–700 году до н. э. в Турфане, что на шелковом пути».
Наша заявка была принята, и уже в июне 2017 года пройдет голосование по нашему пельменю. В кулуарах говорят, что нас ждет успех.
Готовить эту заявку было ужасно трудозатратно. Тут в один день не уложишься. Эмодзи регистрируется 18–24 месяца, и это абсурд. Я знаю очень образованных людей, из Лиги Плюща даже, которые бы не смогли грамотно составить такой запрос. И получается, что система по развитию эмодзи такая сложная, что нормальным людям просто не подключиться к созданию этого языка. Мы решили это исправить. И одновременно с оформлением заявки на создание эмодзи пельменя я зарегистрировала организацию Emojination, задача которой — способствовать тому, чтобы простым людям было проще участвовать в создании этого нового наднационального языка. Наш слоган: «Эмодзи для людей, эмодзи сделан людьми». Мы запустили кампанию в Kickstarter с просьбой собрать нам $2500 — столько нужно, чтобы юридическое лицо получило полголоса в «Консорциуме Юникод». За первые 50 часов мы собрали $5000. Теперь, когда у нас есть полголоса, мы собираемся бороться с этими бюрократами организованно. Потому что те инженеры, которые работают над этим сейчас, — специалисты по кодам — это не лучшие люди для разработки революционного визуального языка, который теперь используют по всему миру. Это живой язык картинок, и для его развития нужны живые и творческие люди. И получается, что мы начали с пельменей, а теперь, когда они, скорее всего, появятся уже летом 2017 года, у нас есть более высокая миссия, чтобы за строительство этого нового языка отвечали люди со всех уголков планеты. Тем более что новый язык такой могущественный — язык картинок поймет представитель любой языковой группы. За эмодзи будущее — это точно.