Как воспитывать вундеркинда

Раннее развитие, необычные способности и таланты — по каким признакам узнать действительно одаренного ребенка и как себя вести, если вы его родитель

Иллюстрация: GettyImages
Иллюстрация: GettyImages
+T -
Поделиться:

Пришло на почту письмо: «Расскажите о воспитании одаренных детей. А то из ваших материалов, простите, но складывается такое впечатление, что всяких там слабоумных и с отклонениями вы нежно любите, а про одаренных детей если и пишете, то только про то, как это опасно и как родители делают все неправильно. Почему вы их не любите? И напишите же, наконец, как правильно, чтоб мы знали».

Получив это письмо (видимо, от родителя одаренного ребенка?), я сначала, конечно, посмеялась. Потом пожалуй что разозлилась. Потому что в очередной раз убедилась в том, что идея «правильного» воспитания крепко засела в современных родительских мозгах. Может быть, они думают, что и для взрослого человека, и для любого общества есть единственный «правильный»  способ существования и функционирования? И к нему-то как раз и должно подготовить «правильное» воспитание?

Потом я перестала и смеяться, и злиться и решила написать про вундеркиндов. Тем более что я их достаточно много видела.

Итак.

Во-первых, вундеркиндов, то есть детей, которые могут, знают, умеют то, что еще не умеют их сверстники, можно искусственно выращивать из детей самых обычных. Для этого есть методики и масса экспериментальных данных. Один из самых известных русско-советских экспериментов — семья Никитиных. Благодаря продуманному методическому комплексу, изобретенному Никитиным-отцом, и поддержке его жены, все семеро совершенно обычных детей этой пары довольно долго развивались весьма ускоренно. Очень рано начали читать, писать, брать интегралы, подтягиваться на турнике и пр. В результате получилось семеро нормальных, ничем не выдающихся взрослых людей с весьма специфическим детством. Хорошо это или плохо? Да никак! Если родителю хочется развлекаться с подобными методиками, он, разумеется, имеет на это право. Почему нет? Надо просто понимать, что конкретно мы делаем. Проезжаем часть детства, очень быстро крутя педали. Потом, разумеется, оказываемся все в том же, запланированном природой месте — в итоге получается обычный взрослый человек. Никаких одаренных детей в этом случае на сцене не присутствует. Есть энергичный или педагогически одаренный (как в случае с Никитиным) родитель.

Во-вторых, нам может достаться ребенок с ускоренным от природы развитием. Так случается. Этого ребенка не нужно учить читать по методикам — он сам в четыре года научится. И знания будет сам запрашивать, и всякие учебные навыки обретать скорее, чем его сверстники. Но одеваться, вероятнее всего, научится тогда же, когда и все, и кровать за собой убирать — тоже. Такому ребенку нужно дополнительное внимание. Интеллектуальное развитие не педалировать (он сам возьмет), а вот что у него с физическим, социальным и, особенно, эмоциональным развитием — смотреть внимательно и при необходимости корректировать. Учить общаться со сверстниками, учить понимать свои и чужие чувства.

И наконец, в-третьих, настоящий вундеркинд — ребенок, который развивается не ускоренно, а по-другому, и это «по-другому» никак не назовешь нарушением.

Оставим в стороне всем известные «специальные ранние детские одаренности» — художественную и музыкальную. Я о них когда-то писала, да и с ними, в общем-то, все ясно — их ни с чем не перепутаешь. А если не они?

Когда-то знакомая учительница начальных классов принесла мне работу своего ученика, мальчика-второклассника. Она задала им написать два завершающих тему абзаца текста на тему сказок Пушкина. Дословно я, конечно, не помню, но суть работы была такая: когда я читаю сказки Пушкина, мне страшно. Потому что я вижу, понимаю: он всегда знал, что его убьют, и именно — застрелят. Тюк — и все. Он, как и всякий писатель, видел себя в своих героях. Часть от него — в каждом. У него высокая самооценка: «и назовет меня всяк сущий в ней язык». Он — царь, он — священник. И везде у него это, от которого мне страшно. Царя Дадона до смерти клюнул петух. Попа — до смерти щелкнул Балда. Мы не проходили «Руслана и Людмилу», но я ее читал и видел портрет Натальи Гончаровой и хотел бы знать — с кем из героев Пушкин ассоциировал себя? Не с Черномором ли?»

Понятно, что способность к подобным умозаключениям невозможно развить никакой методикой, и понятно, что они естественны и уместны скорее не в проверочной работе второклассника, а в публичной лекции Дмитрия Быкова.

— И что мне с ним делать? — спросила меня моя знакомая (обычный класс, обычная школа). — Он всегда так пишет, а главное — так думает. Я говорила с матерью, там обычная семья, мать — продавщица, отец — столяр, двое детей, и они необычности сына просто не замечают. Она — за пределами их восприятия. Говорят: «Придумывает он что-то такое чуть ли не с самого начала, и читать любит, это да, мы ему книжки всегда покупали. Это ведь не вредно? А вот поесть его не дозовешься, двадцать раз скажешь. Вы думаете, нам к врачу надо?»

Еще случай — девочка 11 лет. Пишет невероятно взрослые стихи. К тому же обладает встречающейся, но достаточно редкой способностью рифмовать все подряд, чуть ли не говорить стихами. Умеет это с трех лет. Влюбилась в друга отца. Написала обращение к нему на трех страницах, рифмованное, помню несколько строчек: «Моя дрожащая рука в твоей руке дрожать устала, но я сперва не понимала, чего и как мне было мало, и начала издалека: мне кажется, что немая и кто-то мимо пробегая, то ли в насмешку, то ль играя, мой голос спрятал, отобрал, и я осталась безъязыкой, и моего не слышат крика…»

Девочку привели ко мне встревоженные образованные родители: мы знаем, такое бывает, они, вундеркинды, пишут такие стихи, а потом подростками кончают жизнь самоубийством…

Я их успокоила:

— Они кончают жизнь самоубийством не потому, что пишут такие стихи, а потому что с детства им внушают их особенность, а потом эта особенность — темповое ускорение развития — заканчивается, и вот этого «я как все» они перенести уже не могут. А у вас сочетанный вариант — любовно-меланхолические стихи она пишет как в 15–17 (темповое ускорение), а вот способность рифмовать жизнь — это дар, он ей дан и никуда не денется, если его поддерживать.

Они мне:

— А вы можете ей самой все это объяснить?

— Могу. С таким-то ускоренным развитием она меня, скорее всего, поймет.

Поняла, конечно. И мне довелось наблюдать дальнейшее развитие этой девочки (в отличие от мальчика-второклассника, дальнейшая судьба которого мне неизвестна): она сейчас старший подросток, была готом, потом от этого отошла, стихи пишет, как и ожидалось, самые для ее возраста обычные, а сохранившейся и еще развившейся способностью рифмовать научилась зарабатывать в интернете — ей присылают вводные (к празднику, к юбилею, девушке, парню, жене и т. д.), а она им за час пишет рифмованную страничку. Деньги пока небольшие, но все равно приятно. Очень спокойная, уверенная в себе девушка. Хочет стать кинологом.

Но что же, действительно, делать родителю, если ему вдруг достался настоящий вундеркинд?

Мое собственное мнение, разумеется, нисколько не претендующее на статус абсолютной истины: к такому дару нужно относиться как к беременности на ранних сроках. Не болезнь, но особое состояние и потенциальная возможность. Может закончиться ничем (выкидыши на ранних сроках — самое обычное дело, так природа избавляется от неспособных к развитию зародышей). А может и получиться что-то. И то, и другое — нормальный исход событий. Помните, у беременных бывают странные вкусы и желания? Вот и у вундеркиндов — тоже. И их надо удовлетворять. Просит знаний? Дайте. Просит оставить в покое? По возможности оставьте. Хочет научиться чему-то необычному? Если это не опасно для жизни, создайте условия. И наблюдайте, любите, разговаривайте, будьте где-то рядом. Но это, последнее, всем нужно, не только вундеркиндам.

Читайте также

  • Тайна сестер. Часть 2. Как в кино

    В прошлый понедельник я загадала читателям загадку: что на самом деле происходило в одной семье, с историей которой я столкнулась в моей практике. Сегодня, как…
  • «Кого ты выбираешь предавать ?»

    Если посмотреть предельно откровенно, то Жизнь — часто, практически каждый момент ставит нас перед выбором. Либо твои…
  • «Право на НЕ-благодарность».

    Благодарность — нельзя требовать. Ее можно ждать, ибо все мы люди… А «ни от кого ничего не ждать» — это утопия. Которую с…
Комментировать Всего 70 комментариев

Великолепно! У Кати удивительное сочетание таланта и здравого смысла.

Катя, настоятельно рекомендую выкинуть на помойку все веники и завести переносной пьедестал)

Эту реплику поддерживают: Лариса Бабкина, Светлана Кузнецова

А почему переносной-то?! Мне его что, с собой что ли носить придется?!!

Так веники Вы же постоянно носите и прикрываетесь. А так, чуть что, достала пьедестал, встала, подбоченилась  - "Да, я такая!"

Да никуда я веник не ношу! Он стоит себе в углу, где ему и положено, а я за него прячусь по потребности. 

И не уговаривайте, никаких пьедесталов - только веник!;) Он мягче, привычней и многофункциональней (на крайняк может выполнять функцию метлы;)

Эту реплику поддерживают: Айрат Бикташев

не буди лихо, пока спит тихо

Ой, не надо пьедесталов – она тогда с нами разговаривать перестанет. Вы, Айрат, можете представить себе, хотя бы гипотетически, как Ленин – или любой другой из тех, что на пьедесталах стоят – отвечают на то, что Вы там снизу лепечете?

можете представить себе

А Каменный Гость? А этот, который за Нильсом с дикими гусями гнался? А Медный всадник? ;)) Все они, кстати, реальные кошмары моего детства. А в Каменном госте меня больше всего гипнотизировал конец (в напечатанном виде)

"- О донна Анна, я гибну!

(проваливаются)"

Вот эти проваливаются в скобках почему-то вызывали у меня лет в десять почти истерику - такая реакция уместная скорее в площадном театре - то ли смех кошмарный, то ли ужас запредельный...;)

Эту реплику поддерживают: Айрат Бикташев

литература

Так и я про тоже. В литературе - хоть в Нильсе (только что перечитала с сыном), что у Пушкина - все эти персонажи с пьедесталов грозные, опасные и так и норовят УГРОБИТЬ.  Именно поэтому я менее всего хотела бы видеть Вас на пьедестале.

Не-е, не перестанет. Она хорошая. А про памятники она хорошо ответила, примерно как и я думал.

литературные ассоциации

Она хорошая, пока она человек, а не статуя на пьедестале. А как только Вы ее туда запихаете, то и получите то, что описано в литературе.

Вы готовы общаться с Медным Всадником и т.п.? Это отнюдь НЕ дружелюбное общение.

Так что оставим пьедесталы другим персонажам.

Это, знаете, как с ядовитыми грибами. Можно ли их кушать? Да, можно, но только один раз. Можно ли поставить Катерину Мурашову на пьедестал? Можно. Но с последствиями. Я хотела об них напомнить :-)

Ну, почему?! Спортсмены регулярно поднимаются на пьедестал - не у всех башню сносит. А Катя медные трубы переживет безо всяких последствий.

Но, Айрат, Вы только представьте себе спортсмена с ПЕРЕНОСНЫМ пьедесталом :)))))

Но мне от спорта никакой не светит - в 15 лет меня выгнали из спортшколы с формулировкой "неспортивный характер". В некотором смысле я даже горжусь...;)

Да, правильно сделали - злости, в том числе спортивной, у Вас явно недостаточно ;-)

Стихи изумительные, поэзия в чистом виде! Жаль, если на "датских" стихах она и застрянет.

Эту реплику поддерживают: Айрат Бикташев

Поэтическая вот эта волна ушла вместе с ускоренным развитием и трепетной нимфеточностью, увы. Стихи сейчас самые обычные, девичьи. Чаще всего так с этими поэтическими вундеркиндами и бывает (известный пример - Ариадна Эфрон). Но еще не вечер, может еще на следующем каком-то онтогенетическом этапе накроет, способность-то рифмовать реальность не ушла никуда, более того, ее тщательно пестуют. Если будет что сказать - скажет ;))

Эту реплику поддерживают: Светлана Кузнецова, Айрат Бикташев

нравится -не нравится

А мне вот очень нравится читать про реальные проблемы. Прочитаю - и прямо ощущаю прилив позитива. Типа - а мне-то, как повезло, у меня просто ОБЫЧНЫЕ дети, без затей. И все мои сложности становятся такими мелкими, несущественными... И к аутистам, и гардеробщикам, и всяким прочим людям я становлюсь терпимей. И смотрю на них с большим интересном и уважением.

Эту реплику поддерживают: Катерина Мурашова

Да, Татьяна, это на самом деле один из главных стимулов для нас, "рассказчиков историй";) - истории "про жизнь", если стараться врать поменьше (совсем не врать естественно не получается ;)) всегда имеют психотерапевтическое значение.

стимул

А почему это стимул для рассказчика? Про эффект понятно и польза слушателя очевидна. А почему это стимулирует рассказчика?

Ну как почему? Всем же хочется пользу приносить...;) А в воспитательное, обучательное и прочее значение историй верят только молодые и не слишком опытные рассказчики...;)

Эту реплику поддерживают: Татьяна Коллинс

Катерина, наболевшая тема. У меня ребенок довольно необычный. Не вундеркинд, конечно, но от множества известных мне детей он отличался с младых ногтей, точнее, с пеленок. Перечислять долго, но вот пример из ранних. Когда сыну было 11 месяцев, я пришла в гости к такой же новой маме, ее девочке было 12 месяцев, и мы договорились по инернету, что дети соберутся “поиграть»; в  США «игровые группы» в моде.

Сын сделал первые шаги в 7 месяцев и 3 недели без какого бы то ни было родительского «наущения», а к 11 месяцам он уверенно бегал. И вот, захожу я к ним гостинную, их дочка спокойно сидит на коврике в детском углу среди своих игрушек - она еще не ходит. В гостинной стоит книжный шкаф, и всякие «недетские» предметы повсюду расставлены –дочка их не трогает.  Я же вижу, что сейчас мне, с моим свободно бегающим одинадцатимесячным, станет «интересно». «Нельзя ли снять книги с нижних полок?» спрашиваю я. «Зачем?» удивляется мама-хозяйка. «Мой сын сейчас побежит книги стаскивать.» «Так мы книги диваном задвинем,» уверенно говорит мама-хозяйка, и загораживает книжный шкаф большим диваном.  Следующее действие сына? Он поднаваливается на угол дивана ( в правильном направлении) и сдвигает трехместный диван с места, чтобы пробиться, куда ему хотелось. Без шуток. Одинадцатимесячный.  

Сын, кстати, не Геракл, удушающий змей. Просто он развивался своим, невооруженным глазом заметно отличным путем. Возможно, у него вариант того, что Вы называете «ускоренным развитием». Мы, кстати его ни по каким методикам не развивали. И нам всю жизнь это было НЕ удобно, т.к сын всегда встречал от окружающих  только либо восхищение, либо раздражение идаже злобу. А вот не заметить его было невозможно – он везде был как сор в глазу.

В 5.5 лет ему насчитали Ай Кью на Мензу, хотя он совсем неважно говорил по-английски. Тогда же я начала читать про то, что в США называется «интеллектуально одаренные дети». Про них в США масса чего написано и наисследовано, немало психологов специализируются по интеллектуально одаренным, и сын попадал бесспорно под 85-90% процентов характеристик именно таких детей.  

У меня такое ощущение, что до России эта литература еще не дошла, и Вы называете «ранним развитием» именно то, что в США называется  «интеллектуально одаренный», как я их знаю по своему сыну и по книгам, которые пришлось изучить, чтобы доказывать в школах, что у меня «одаренный» ребенок, а не псих, которого нужно кормить колесами, чтобы он «успокоился.» Таких детей где-то 2% населения, и в «нормальные» школьные рамки они не лезут.  Причем, чем выше Ай Кью, тем хуже дети «лезут в рамки.» Если такой ребенок попадает в хорошие педагогические руки, то ему повезло. Если нет, система его «переезжает трамваем», потому что ребенок хоть и неожиданно интеллектуальный, но такой же беззащитный, как любой «обычный» ребенок его возраста.

Все эти годы мы мучаемся с образовательной системой. В настоящий момент сыну исполнилось 11 лет. В приготовительном классе (в 6 лет) его перевели на класс вперед, и сейчас в 6м классе школы-магнита. Учительница математики ему заказала учебник Pre-Calculus,  и он на ее уроках матаматики 6го класса сам себя ему обучает по этому учебнику.  Американцы считают не оценками, а процентами, и сейчас мной сыну поставлен новый рубеж – научиться учиться постоянно на 100%, вместо 92-94%, которые он имеет в настоящий момент.  Рубеж непростой, потому что ему нужно научиться полностью фокусироваться на скучных школьных занятиях , поскольку почти все, что он «изучает» в школе, он уже знает.

Серьезными делами мы называем обучение вне школы, котрое требует от него уровня усилий, сравнимого с усилиями «обычного» ребенка для хорошего или отличного обучения в «обычной» школе. Дома он с частным педагогом по скайпу на днях, слышала, разбирает проблему, которая давалась абитуриентам мат-меха. И таких детей в США и, конечно, в России, и по всему миру МАССА. Достаточно пойти на американские математические соревнования, чтобы увидеть, что сын отнюдь не выдается, скорее напротив, он отстает от средней массы соревнующихся.

Если немного подумать на эту тему, то на ум сразу приходит музыкальное образование, которое начинается рано и в котором важно «попасть в хорошие руки» как можно раньше. Никому не придет в голову взять 6-летку, который, скажем, сам увлеченно по слуху подбирает мелодии и заявить, что школьных уроков пения ему достаточно для его  музыкального развития. И олимпийских чемпионов и артистов балета не готовят на шольных уроках физкультуры. Тем не менее именно так общество относится к детям, проявляющим разные другие способности: подожди до института, моря их скукой по 12-13 лет, практически, все сознательные годы детства. И это считается нормальным.

Вопрос мамы одаренного ребенка Вам мне совершенно понятен. Действительно, КАК растить необычного ребенка? КАК поступать, когда сын в 6 лет знал квадратные корни (сам меня спросил, что это за знак, сам сразу все понял с моего первого друхминутного объяснения) в то время. как его одноклассники учились считать до ста? ЧТО говорить ребенку, который привязан цепями в этом классе, где за отсутствие интереса к теме обучения счету до ста учительница его открыто осуждает?  ЧТО делать, когда родители вступаются за интересы своих детей, а ответ от общества: «Мне бы твои проблемы.»

Алекс, рада Вас снова видеть на страницах сноба ;)

Если говорить про литературу, то в России довольно давно (и на мой взгляд достаточно обоснованно) разделяют общую и специальную раннюю детскую одаренность. Специальная это, грубо говоря, ребенок как ребенок, только по ночам к пианино встает и с шести лет неплохую музыку сочиняет. Общая - в целом обучается быстрее и лучше сверстников. 

Проблемы ребенка, которому скучно в школе (он знает больше одноклассников и иногда больше учительницы), в общем-то совершенно понятны, но на мой взгляд абсолютно не фатальны. Ведь мир (особенно сегодняшний, с интернетом) намного больше школьной программы - вполне можно углубленно (на любом уровне) изучать и пробовать то, что тебя особенно привлекает - хоть опыты ставить, хоть детективы писать, хоть китайский язык учить, хоть игуан размножать... ;) В 11 лет для обще-одаренного ребенка на самом деле самое время - свободно (ибо школьная программа трудностей не представляет) играть с миром и искать в нем себя, в подростковости могут и другие проблемы подвалить...;)

Проблемы ребенка, которому скучно в школе (он знает больше одноклассников ............ на мой взгляд абсолютно не фатальны

На Снобе я не столько вновь, сколько на короткое время милостью ДР :( Но поскольку разговор на наболевшую тему. не удержалась.

Сын проводит в школе 7 часов в день. Если даже 4-5 из них - часы полной скуки, СКОЛЬКО ЖЕ ЭТО ЧАСОВ ПРИНУДИТЕЛЬНОЙ СКУКИ В ГОД? И как детская психика может с этим справляться?

в подростковости могут и другие проблемы подвалить...;)

а какие?

Гормоны-с.;) Захочется секса, экстрима, сладкой депрессухи, измененного состояния сознания и тд и тп, а не веселых громких бух-опытов и маленьких игуаночек. А вот если свои игуаночки к подростковости уже найдены, тогда все вышесказанное проходит много спокойнее (я знаю что говорю, сама болела, да и Вы ведь знаете ;))

Эту реплику поддерживают: Ирина Громова

т.е если ребенок нашел что-то интересное для себя. какое-то увлечение, то мешьше шансов на подобные подросткоые проблемы?

однозначно! Статистически показано в десятках исследований еще в советское время. Уверена, что англоязычные тоже есть в ассортименте. Причем речь идет именно о векторе развития (не о большом спорте или там карьере юной модели - у тех свои риски). Ну вот такой энтомолог с сачком или там юный археолог на раскопках или альпинист (наши идут в горы!) или ваще что угодно позитивное в группе единомышленников - сразу все подростковые риски падают существенно.

Эту реплику поддерживают: Алекс Лосетт

к слову

вот, сходу рассказала дочке, какая у нее сейчас главная жизненная задача - не пятерки из школы носить (хотя это не возбраняется), а вектор развития искать. Она пошла спать в хорошем настроении. :-)

Дети умеют справляться со скукой на самом деле. Они ее используют для синтеза. На самом деле опасней - если формируется тема: я все время должен быть чем-то занят! Все время! Все равно чем! А остаться сам с собой... я этого не умею. И просто боююууусь!

Я сейчас среди молодых людей (лет 20-25) таких много встречаю...

А как с самооценкой академически развитого ребенка? Что делать более если в семье нет единого подхода к этому?

Я стараюсь использовать Ваш метод с яйцами, объясняя, что успехи по математике только малая часть жизни человека. Бабушка просто "тащится" от академических успехов внука и пророчит ему великое будущее. Муж считает, что указывать нужно не успехи, а недостатки, и тогда у ребенка будет стимул развиваться.

Чем такой разброд в воспитании грозит? Какая самооценка ребенка, которому учителя в школе говорят, что он очень умный, вы думаете, самая здоровая?

Анна, признаюсь честно, что тут мое мнение не совпадает с большинством психологов, как теоретиков, так и практиков. Большинство психологов считают позитивом - высокую самооценку у ребенка (если низкая, надо повышать). А я думаю - хорошо если есть ХОТЬ КАКАЯ-НИБУДЬ самооценка, но внутренне обоснованная и устойчивая. Вредной считаю только прыгающую самооценку - сегодня ему кажется, что круче его только яйца, завтра - что ниже его только мусорная корзина...

А что мне посоветуете? Какую самооценку поддерживать в сыне?

Я ведь как мама имею на сына наибольшее влияние, и я вижу, что реально могу в нем поддержать ту или иную самооценку. Бабушкины фантазии я отметаю и с бабушкой работаю на эту тему. А вот доводы мужа меня иногда убеждают. Он будучи гениальным ученым с благодарностью вспоминает своих родителей, которые так его воспитывали, что ему и в голову не приходило, что он особенный. И в голову не приходило, что его академические успехи как-то его возвышают над другими.

Как Вы считаете такой способ воспитания оправдан?

Дети умеют справляться со скукой

Катерина, мне бы честно хотелось в это верить. Честно. Но мне кажется, что скука ведет к привычке отключаться от мира и уходить в фантазии. Ничего особо хорошего в этой привычке я не вижу. Хотя общество ее почему-то очень ценит.

А чем Вам не нравятся фантазии? ;)) Я сама провела в них не меньше четверти детства и отрочества и может быть потому нежно их люблю вместе со всем обществом.;)))

Еще момент, важный нмв. Если я не боюсь быть самой с собой, это мои фантазии. А если боюсь (не научилась), то - чужие.

Эту реплику поддерживают: Елизавета Титанян

Я думаю, что иметь разные взгляды на ценность того или иного качества или явления - это нормально. Сама я отрицательно отношусь к фантазиям, потому что в них утекает энергия, которая может быть пущена на достижение чего-то в реальном мире. Реальный муж куда лучше воображаемого, хотя воображаемый предпочтительнее, скажем, сумашествия или глубокой депресии. Также и реальный бизнес или реальная работа куда предпочтительнее воображаемых. Но когда ребенок научается направлять энергию в фантазию вместо окружающего мира, его потенциал, как создателя чего-то в мире, сильно падает. Потому я ОЧЕНЬ отрицательно отношусь к вынужденной насильственной скуке.

фантазии

Сходу могу  выдать только сырые мысли, но уж что есть:  я уверена, что со скукой и фантазией все совсем не так линейно.

Вот, первое, что в голову пришло (учитывая то, что сейчас я по уши занята ремонтом): когда у меня спрашивают совета, как сделать ремонт - а я их сделала штук 6 и получила в среде знакомых статус "специалиста" - я всегда пытаюсь объяснить, что очень важный этап - придумать, сформулировать конечный результат. И если, например, вы купили студию на этапе фундамента и очевидно ремонт вам предстоит только через 2 года, это совершенно не препятствие, чтобы заняться им прямо сейчас. Идите в магазины, подбирайте плитку, обои, решайте, какой формы и из каких материалов хотите потолок и т.д. и т.п. Если у вас есть придуманный, сфантазированный проект в голове - даже если потом он подвергнется корректировке - все-таки процесс пойдет существенно легче, чем если вы начнете ремонт, не зная ясно, чего хотите.

И вот с мужем... Сколько таких историй - когда человек сел и написал 25 качеств идеального супруга, а потом встретил реального человека, который идеально подошел под описание... 

Я вот дом в деревне построила в частности потому, что, стоя на конкретном месте, я чувствовала, какой он будет - мой дом здесь - и фантазия моя начинала работать.

Я когда-то племянникам читала лекцию про успех в жизни (как любит напоминать Катерина, исключительно имхо, без претензий на абсолютную истину), и это был один из моих центральных постулатов - успех вырастает как из зерна из мечты, фантазии. Я тогда еще пыталась подобрать более точное слово, потому что в русском "фантазия" имеет привкус маниловщины. Одна знакомая предложила "видение конечного результата". Но какой термин не возьми, все равно он растет из фантазии, а не из реальности.

А про скуку - мне сразу вспоминается Елена Макарова ("Как вылепить отфыркивание" и т.п.) В частности она упоминает, что модный ныне креатив стимулирует часто не изобилие, а недостаток, дефицит.

И пример не из нее - Сервантесу в тюрьме было насильственно очень скучно - и мы получили Дон Кихота.

Эту реплику поддерживают: Елизавета Титанян

Ага. И еще "странник по звездам" из Джека Лондона...;)

Дорогая Татьяна, тут, действительно, важно не  запутаться в словах и определениях. Я, как живущая за рубежом четверть века, уже не держу руку на живом пульсе русского языка и текущих коннотаций слов.

То, что Вы описываете, это как раз НЕ фантазии, это - ПЛАН ДЕЙСТВИЙ - важная стадия любого действия. В отличии от пустой фантазии. представления себя богатым, любимым, влиятельным, великим художником, героем фильма или книги и т.п. Детишки, сидящие с классе именно ФАНТАЗИРУЮТ, строят воздушные замки, а не конкретно планируют будущее действие. Именно этой потери себя в строительстве воздушных замков  в результате вынужденных сотен и тысяч часов принудительного бездействия я и боюсь.

план vs фантазия

Лично мне кажется, что планирование и фантазирование - это два соединенных сосуда. Знаете, план растет из фантазии, как ребенок в чреве матери, она его вскармливает.

Я-то считаю себя человеком очень прагматичным, рациональным и т.п. и все-таки вот эти совсем не практичные мысли, идеи, воздушные замки - для меня это - тот элемент сознания, без которого получаются довольно унылые и банальные планы. Я ценю умение фантазировать непрактично и бесшабашно - без относительно планов. Из этого часто что-то рождается.

Лично мне кажется, что планирование и фантазирование - это два соединенных сосуда. Знаете, план растет из фантазии, как ребенок в чреве матери, она его вскармливает.

Дорогая Татьяна, не стану настаивать на своем мнении, как на единственно верном, просто выскажу его. Лично мне кажется, что фантазируют все, а вот реально планируют  планы действий относительно  немногие. Фантазия - это, мне кажется. непроизвольная мыслительная деятельность, от нее даже избавиться, говорят, можно только специальными йоговскими практиками (если не врут :)). А вот планирование невозможно без практических знаний. Если меня попросить спланировать разработку нового вертолета, съемку кинофильма или организацию военной операции, то я точно не смогу. Например, несколько лет назад мы заказывали наш новый сайт, так на само формированиее  заказа, который можно было бы передать айитишнику, пришлось пригласить специалиста, который ходил между нами и айтишником. (Похоже, именно такого человека резко не хватает Дорогой Редакции в деле их нового сайта)

Во всех этих разговорах у меня в сознании всегда всплывает, как пример, тень моей свекрови, которая не могла сделать почти ничего, даже свой дом или квартиру отремонтировать. Но любой разговор с ней быстро упирался в ее фантазии, которыми, как засадами, были уставлены все подступы. С какой стороны не зайди - быстро упрешься в ее очередную любимую фантазию, и дальше дороги нет, что делало деловое общение любого рода стопроценно непродуктивным.

Возвращаясь к нашим детям, я практически уверена, что именно предписная 12тилетняя скука порождает засилье укрпленных и сильно любимых воздушных замков со рвами и цепными мостами, которые гарантируют последующую практическую импотенцию их создателей. Поэтому я и боюсь за сына.

Фантазия может быть и произвольной и непроизвольной нмв. Я сама очень рано научилась культивировать именно произвольную составляющую.

Вы говорите о фантазиях, заменяющих реальный мир. Так бывает. А мы с Татьяной - о дополняющих.  Мне кажется, без них (мечтаний и фантазий) мир превращается в какую-то скучную беговую дорожку, в конце которой все равно смерть... 

Вы говорите о фантазиях, заменяющих реальный мир.

Конечно! Мне кажется, именно эти фантазии и разрастаются. когда делать ничего не дают, а сидеть тихо заставляют. Мы же о детишках говорим,  правда? Если человек может добиваться чего хочет, так пусть фантазирует себе на здоровье, коль скоро он не превращается в покойную свекровь, жившую в грязной неотремонтированнлой квартире, но выдававшей огромную порцию маниловщины на всякое разумное предложение.

Хмм...(С сомнением посмотрела на свою совершенно неотремонтированную квартиру, увитую лианами, приклеившимися к штукатурке, отодвинула ногой суриката Патрика и пошла искать веник (не чтобы прибраться, а чтобы под ним спрятаться), по дороге грустно вспоминая, сколько школьного времени потрачено напрасно - в фантазиях, чтении под партой и играх в шахматы с Мишкой Кашиным) ;))))

Эту реплику поддерживают: Елизавета Титанян

Катерина, каждый человек может жить хоть в замке, хоть в пещере. Вопрос о том, что когда  в ответ на предложение отремонтировать пещеру льется бурный поток фантазий. как прилетят инопланетяне (фея  махнет палочкой и т..п.), и пещера  сама превратится в сказочный дворец, то это реально не дает отремонтировать пещеру. :((

Когда же на пути желания сына отремонтировать СВОЮ пещеру  материализуются те же самые очень прочные воздушные замки, то это совсем мешает. Единственные комфортные для обитания воздушные замки - свои собственные. Воздушные замки общего пользования - это уже массовый психоз :))

:)))

коммуникация

Мне кажется, некоторым людям очень тяжело высказаться прямо. Например, сказать: сын и невестка, меня устраивает моя квартира как есть, отвалите со своими ненужными мне советами, как ее улучшить. Воздушные замки м.б. одним из способов добиться той же цели (чтобы отстали), но вроде как более вежливым способом.

Люди, знаете, часто гвозди самоварами забивают. И разные другие вещи используют совсем не по прямому назначению.

Мне вообще интересно, как тяжело и неэффективно происходит коммуникация между людьми, которые вроде неплохо владеют великим и могучим. Какая редкость хорошего качество понимание между людьми. Как много факторов играют на его понижение. И как наивно люди переоценивают уровень этого самого понимания в своих коммуникациях.

Эту реплику поддерживают: Елизавета Титанян

некоторым людям очень тяжело высказаться прямо.

да, и это очень неэффективно для всех, от самого человека, до его окружения.  А  "хорошего качество понимание между людьми"    я вообще я не уверена, что бывает.

неэффективно

Так конечно не эффективно, кто бы спорил! :-) Но, опять же, не все подписывались быть эффективными :-) Некоторых эффективность вообще раздражает как классовый враг :-)

Конечно, бывает понимание хорошего качества. По-моему это ощущается иногда, как любовь - очень ясно - что тебя ПОНЯЛИ. А иногда - что тебя поняли не вполне. Или совсем нет. Кривая распределения, как всегда...

Некоторых эффективность вообще раздражает как классовый враг

нее, эти некоторые просто очень эффективны в застопоривании любого дела и запутывании любого общения. Кстати, в запутывании вокруг себя. :)

Алекс, мне кажется, иногда бывает эффективно, вот Анна прямо здесь привела пример. См.мой коммент Татьяне выше. Такой вариант лайт, без агрессии. Вдруг меня поймут? ;) Но кружевной, согласна. Тут наверное что для человека важнее - прямо и быстро донести свою реальную мысль, чувство, намерение или обойтись без прямой агрессии. Подозреваю, что механизм сформировался, когда бытовой агрессии было значительно больше, а бытовой психологии - значительно меньше. И все было несколько медленнее. Фантазия ведь - универсальный механизм, для многого годна. Спросите мужа: как он относится к этой гипотезе в применении к фантазиям матери? Он ведь ее всяко лучше Вас знал...

Дорогая Катерина, бог с ней, с моей покойной свекровью :) Она мне вспомнилась  по случаю, как близко обозреваемый мной пример полной неспособности изменить что-ток лучшему  в своей жизни при невероятно раздутом воображении. Все  время, что я ее знала, она населяла какйо-то личный  вооброжаемый мир, который пугал меня насмерть невероятной пропастью между ним и реальностью. Еще не за гранью того, как некто в известном медицинстком учреждении считает себя Наполеоном Боннапартом, Иисусом Хритом или великим непризнанным ученым, но, мне казалось, на подходах. Перспектива изучать коридоры и залы этого воздушного замка меня пугала невероятно:). Ну да теперь это уже неактуально.

:))

Я Вам только что написала по скайпу. Сейчас меня более актуальные проблемы беспокоят.

Вот, кстати, да, Татьяна! Фантазии часто выступают как смазка в коммуникациях и Анна здесь где-то привела прекрасный пример, когда она смогла (и убедительно!) донести свою точку зрения до клиентки с помощью фантазии. Это ведь иногда действительно легче: знаешь, мне вот тут такое представилось... вдруг товарищ поймет? Но у свекрови Алекс явно донести свое не получилось... :((

Думаю, Алекс, у вас с фантазией непростые отношения. Как, рискну предположить и со сном, и с любым "пассивным" отдыхом. Человеку конкретного действия очень трудно предположить, что что-то происходит, когда ничего не происходит )))

У меня есть подруга, которая совершенно не умеет замедляться - страшно мне за нее. И однажды я написала для нее метафору. Условие было такое - она выдает мне, не думая, 10 слов, а я пишу из этого фантазию. Конечно, все 10 слов были глаголами ))

делать

быть

мыслить

создавать

наслаждаться

любить

выпрыгивать

петь

обожать

жарить

NB Части речи могут быть ЛЮБЫЕ, просто здесь выпрыгнули одни глаголы ))

Когда мне совсем нечего делать, я лениво беру большие еще бабушкины спицы и создаю новые реальности. Когда вяжешь неторопливо ткань нового бытия, наслаждаясь мелодичным звоном спиц, мыслишь как-то иначе. Идеи потихоньку выкатываются из ниоткуда разноцветными клубками, сплетаясь спицами в прочную материю.

Наверное, больше всего я люблю момент, когда можно уже отпустить спицы, полюбоваться переливами цветных узелков и прыгнуть туда, на эту сеть реальности, как на батут. Я обожаю прыгать все сильнее и сильнее, пока новая ткань бытия не подбросит меня так, что я выпрыгну прямо в небо.

Туда, где можно скакать с одной маленькой планеты на другую, и быть при этом невесомой и плавной. Где можно краешком глаза увидеть, как как на какой-то из планеток уютно-толстая огромная негритянка в белом фартуке жарит и жарит вкусные оладьи. Я откуда-то знаю, что она жарит их круглые сутки...

Впрочем, там сутки, может быть, вовсе и не круглые, а совсем другой формы. И жарит она не оладьи, и поет на каком-то совсем неизвестном мне языке... Зато я точно знаю, что она ждет, когда я попаду туда, чтобы сесть рядом и лопать эти ее "может и неоладьи", которые я все равно обожаю, постанывая от удовольствия.

А ждать она может сколько угодно, у нее в запасе вечностьП...

По-моему, с тех пор она иногда научилась делать паузы и даже поняла их эффективность )))

Эту реплику поддерживают: Катерина Мурашова

у вас с фантазией непростые отношения

Дорогая Анна, ответить на Ваш пост по существу было бы очень длинно. Кратко, я очень хорошо понимаю, о чем  Вы говорите, ведь мой "автопортрет" на Снобе отражает не столько меня, сколько те стороны меня, которые в данный момент в центре моего фокуса :). Зачем мне писать на публику о том, что меня устраивает? У меня. например, нет никакаой нужды писать о мужчинах и сексе, как  А. Холиной - то. что я имею, меня устраивает. В центре моего внимания то, где мне хочется расти. А также хочется, чтобы мой сын не попадал в те же ловушки, в которых я провела много времени.

Я слишком долго просидела, прикованная в классе. Школьную программу можно было усвоить за 6 лет, а потом заняться чем-нибудь более интересным и полезным. Это, собственно,  то, что люди и делали в 18м-19м веке, в том числе, высоко образованные люди, попавшие в историю. А мы терерь 20-25 летних мужиков держим в классах.............Постольку поскольку в данном эссе речь идет о всеобщей ранней одаренности = высоком Ай Кью, то у этих детей свои характерные проблемы, о которых автор письма к Катерине и спрашивает.

 Мне кажется, держать этих детей в обычной школе, равнозначно некой пытке. От школы они однозначно получает только одно послание: ты имеешь грех быстро соображать, и в этом твоя вина, сиди тихо  и мучайся, что ты такой урод. В 3м классе учительница жаловалась, что во время уроков английского сын все время убегает вперед и не следует за классом, и это - проблема. Чтобы преодолеть проблему, мне пришлось найти формат, в котором сын был ОБЯЗАН следовать за классом: я кажый день получала от учительницы извещение, следовал ли он за классом или"убегал вперед". Сделано это было, чтобы получить 5 и попасть в ту самую пресловутую школу-магнит, в которой он теперь обучается примерно с тем же успехом. Слава богу. в этом году молодая математичка купила ему учебник по его уровню - сама!  А так все остальные уроки - это упражнение на тему, что с тобой такое, отчего тебе неймется, и так уже 6 лет. Как-то трудно не задаться вопросом - каков совокупный эффект 12-13 лет беспрестанного повторения  этого вопроса  большинством взрослых представителей общества, и как детская психика может это выдержать. А если не может, то что же с ней реально случается в результате наступления на нее общества по всем фронтам?

Именно эти вопросы на уме мам подобных детей. Я с этими проблемами хорошо знакома и по личному опыту, и по опыту множества мам: я в свое время была в рукрврдстве местной организации родителей одаренных детей. Чтобы познакомиться с их реальными проблемами, достаточно вбить в Google  "issues of highly gifted children." В США одним из центров, освещающих эти проблемы является  Davidson Insititute

Я совсем о другом, ну да, бог с ним.

Зачем же держать ребенка в обычной школе? Для одаренных детей давно есть разные программы, насколько я знаю в США тоже. Да и вы это прекрасно знаете. Вплоть до полного экстерната и хоумскулинга.

Если школа действительно ребенку во вред, то это совсем не единственный вектор )) А то, по многим вашим постам и комментариям, когда вы пишете о сыне, получается "мыши плакали, кололись, но продолжали есть кактусы". Причем, в вашем случае-то "мыши" знают, что есть можно не только кактусы.

Я, разумеется, не могу знать всех ваших обстоятельств. Так что, простите за непрошенные советы.

Эту реплику поддерживают: Елизавета Титанян

получается "мыши плакали, кололись, но продолжали есть кактусы". Причем, в вашем случае-то "мыши" знают, что есть можно не только кактусы.

Хм.....:) из Израиля. должно быть, американские варианты виднее.:).....................Наш диалог удачно вписывается в  ветку  о фантазиях..... :)))

Анна. если бы были варианты, они были бы уже использованы.

Хомескулинг означает неработающую маму, которая на 80-90% занята ребенком. Для нас это невозможно ни по психологическим данным, ни по личным и профессиональным целям, ни по финансам.

Экстернат - это тот же хоумскулинг, только с установленной кем-то програмой.  Для одаренных детей БЕСПЛАТНЫХ экстернатов нет.  Давидсон Институт, да, предлагает и-нетную программу. Она стоит 18 тысяч в год.

Можно также  учиться через Станфорд или Джонс Хопкинс. Все это - только для устроившихся и состоятельных. Альтернативно можно также переехать в г. Рено. Невада, где эта школа (Давидсон) расположена - для налогоплатильщиков штата она бесплатная. Учитывая, что для перезда из Альберты в Скалистых горах в Филадельфию на восточное побережье США я уже заплатила потерей прекрасной преподавательской работы, ехать в провинциальный город обратно на запад, уже без работы,сугубо из-за школы, как-то не вдохновляет. Поэтому со стороны наша ситуация, должно быть, для кого-то выглядит, как  "мыши плакали, кололись, но продолжали есть кактусы."

Но я-то здесь, собственно, только для того, чтобы поделиться моим опытом с теми, кому этот опыт может быть полезен. Чтобы люди с подобными проблемами - автор письма Катерине - не думали, что это с ними "что-то не так", или что они "все это выдумали". Да, реально есть  Проблема А, Проблема Б и Проблема В.

А также,  если нам повезет получить совет, если профессионал в данной теме квалифицирован: "Проблему А можно облегчить, если обратить внимание на следующее...." "Проблему В можно уменьшить следующими шагами... " и т.д.

За прочие непрошенные советы охотно прощаю :))))))))))))

Ну, у нас в Израиле тоже все не в таком шоколаде насчет одаренных детей, я много консультировала родителей. Разве что классы для одаренных бесплатные, но там тоже программы далеко не всем детям подходят.

Про облегчение: родителям таких детей приходится проявлять "гибкость", если невозможен хоумскуллинг. Большинство разрешают детям пропускать школу раз в неделю, если захочется, например. Но у нас еще есть школы "Демократические" и "антропософские" - в них детям очень свободно. Но большой вопрос устроил бы вас там уровень знаний. 

Вы невероятно сильный аналитик, Алекс. Вы анализируете все, а остальное "толкаете" и анализируете ))) Из ваших постов ясно, что для вас главное долгосрочная стратегия. Куда вы едете? Хочет ли туда же ваш сын? Чем вы готовы на этом пути поступиться? А чем - нет?

А, вообще, восхищаюсь вашей энергией.

Эту реплику поддерживают: Алекс Лосетт

Куда вы едете? Хочет ли туда же ваш сын?

Долгосрочный план есть.   Сын с планом согласен. Жаль только, что в его осуществлении школа не подспора. Трудновато держать внимание на цели, когда кругом столько соблазнов :(  Чрез тернии к звездам гораздо менее удобно, чем без терний :)

Публиковать план не буду :)) Выйдет - через несколько лет напишу. Не выйдет - промолчать будет проще :) 

Большое спасибо за комплимент :))) Хотя энергия  моя преувеличена :((

Алекс, мы люди, и мне кажется, что мы (индививидуум и человечество) параллельно и очень взаимопересекаемо (согласна с мнением Татьяны ниже) строим два своих мира - мир реала и мир фантазии. Каждый человек вкладывается и туда, и туда. Но процент вложений конечно разный. Кто-то больше в фантазиях (Циолковский?) кто-то (Королев?) - в реале. Вам кажется, нам сейчас не хватает реальных бизнесов? Мне кажется, чего-то другого...;))

Но это разумеется совершенно ИМХО, ведь я-то не бизнесмен, а рассказчик историй - профессия из древнейших ;) и без фантазии немыслимая ;)

Вам кажется, нам сейчас не хватает реальных бизнесов?

Катерина, я не задумываюсь на темы, чего не хватает НАМ :). Я могу точно сказать, что МНЕ не хватает конкретных практических знаний на пути к достижению МОИХ целей. Например, в данный момент, мне не хватает знаний, КАК я могу обратить внимание художественного мира на свои работы: внимание известных кураторов, престижных музеев, крупных галерей. Там, где практические шаги были мне понятны, там я могла их сделать, и добиться результатов. Из чего мне ясно, как важны такие прагматические знания: КАК, и ЧТО + умение сделать эти шаги и претерпеть связанные с ними неудобства, стресс и пр. 

Алекс, но ведь это лишь один из путей. Есть и другие. Если бы не перестройка, я бы всю трудовую жизнь просидела в каморке под лестницей за электронным микроскопом в здании старого истфака (там были мои кафедра и лаборатория) в попытке открыть какую-нибудь загадку природы. И была бы, думаю, вполне довольна своей жизнью. Но и так неплохо ;) Кто-то всю жизнь сочиняет сказки. Кто-то бродит по миру, знакомясь все с новыми людьми. Кто-то проживает всю жизнь в своей деревне, приветствуя прилетающих птиц и всходы на поле. Это же все - варианты нормы, Вы согласитесь? Нам всем нужно сколько-то практических знаний о мире, но сколько-то и фантазий о нем же... ведь есть этажи, где ТОЛЬКО фантазии. Но они нам нужны, ибо только тогда, когда эти этажи обжиты, мы - люди...

Эту реплику поддерживают: Ирина Громова

но ведь это лишь один из путей. Есть и други

.

но ведь это лишь один из путей. Есть и други

естественно, Катерина. Лично я оцениваю себя по тому, что могу реально "потрогать руками", включая таке вещи, как репутация, отношения,  чувства, воспоминания. Воздушные замки в мой набор ценных вещей не входят. Для меня вопрос не в том, просидел ли человек в каморке, или нет, вопрос только в том, соответствует ли то. что он имеет тому, что он хотел. Если человек хотел сосредоточиться только на смотрении в микроскоп, сделал именно это, и получил важные результаты, то он воплощает успех. Как и человек, котрый ХОТЕЛ пойти в монастырь, ушел в него и искренне чуствует себя воплотившимся. А вот если он хотел быть врачом, а вместо этого приветствует птиц и несчастен у себя в деревне, то значит он в реальности не воплотился. Вот этого хотелось бы избежать: хотеть одного, а получить нечто меньшее, и взамен утешаться воздушными замками.

что человек хочет

И тут опять имхо совсем непростой вопрос - чего же человек хочет. Только что прочла чудесную статью Цвелика, и скажу, вооружившись новыми терминами: это область казуистики, а не точной науки.

Знаете, Алекс, есть такой известный научный факт: маленькие дети думают, что другие думают и чувствуют то же, что и они. Потом, если они нормально развиваются, то открывают, что у других могут быть совсем другие чувства, и уж последнее открытие - что у других м.б. другие мысли.

Так вот, я также с возрастом для себя открыла, что, например, не всем людям свойственно прогностическое мышление - некоторые реально не способны к нему. И вот в пункте "что человек хочет" - я тоже предполагаю, что очень многие или вовсе не имеют на него ясного ответа, или имеют ответ неверный, взятый из какой-то рекламы и, как костюм маленького размера, на человека никак не налезающий. А тех, у кого есть зрелый ответ, - их мало.

Мне также кажется, что реализация фантазии - это процесс. Ну, помните Эдисона - вот пока он свои неудачные опыты делал, он же по-Вашему, выходит, был несчастным человеком. Но он-таки сделал, и стал успешным. Совсем про фантазеров не понятно, в какой стадии они сейчас находятся - есть шанс, что и дойдут до цели.

Но вот могу Вам сказать свое наболевшее: я часто спрашиваю попадающихся мне под руку молодых людей о чем они мечтают. И более всего меня огорчает, что они не мечтают совсем или не могут об этом рассказать, и имеют только очень банальные краткосрочные планы. Совсем размаха нет... :-(

Эту реплику поддерживают: Елизавета Титанян, Алекс Лосетт

они не мечтают совсем или не могут об этом рассказать, и имеют только очень банальные краткосрочные планы.

Если это так, то это проблема. Вполне возможно, новая проблема, рожденная обществом консумеризма.  Даже наше поколение росло без завала развлечений и товаров, не говоря уже о 19м веке. А в нынешнее время - своеобразные новые проблемы. масштаб и значение которых еще мало понятны.

Мне кажется, происходит какая-то эволюция мечт. Я тоже это замечаю...

фантазии и уверенность в себе

Этот разговор напоминает мне тот, что состоялся у Катерины же на тему уверенности в себе. Как я для себя поняла, если неуверенность не блокирует дейсвия, то она ОК. А вот если блокирует - то плохо. Так и с фантазией. 

Эту реплику поддерживают: Катерина Мурашова, Алекс Лосетт

согласна. :) Отличное определение!

Алекс, но ведь никто не получает ТОЧНО то самое, что хотел. Мне кажется, мечты, фантазии - это как раз своеобразный и необходимый демпфер между микрокосмом и макрокосмом... :))

Иногда кое о чем достаточно просто помечтать (моя поездка в Америку?;)), а кое-что надо и сделать...

Нмв не или-или а и то и другое.

Эту реплику поддерживают: Елизавета Титанян

никто не получает ТОЧНО то самое, что хотел.

Никто. Но важно попробовать, и чтоб получилось что-то. Что-то можно модифицировать или даже брость. Воздушные замки (мне) бросить не удается.

но ведь это лишь один из путей. Есть и други

.

машу рукой

Алекс,

я тоже рада Вас снова видеть - думала - что с Вами? Работы много? Приболели? Что-то случилось? Отвечать нет необходимости,

просто хочется Вас радостно поприветсвовать :-)

спасибо, Татьяна. Я всегда рада с Вами общаться. Я. слава богу, здорова, но очень занята - через неделю выставка в Нью Йорке. Решила посмотреть, как я проживу без Сноба, к которому привыкла. С одной стороны, жаль терять постоянную связь с людьми, которых узнала и которые приятны. С другой, есть желание более эффективно использовать время. Так или иначе, Татьяна, дайте мне свой электронный адрес, если не возражаете. Жаль будет полностью потерять связь. Свой напишу Вам в личку.

 

Новости наших партнеров