Празднование десятилетия «Винзавода» началось без шумихи, без типичного для Москвы марафона вечеринок. В минувший уик-энд в «Цехе Белого» открылся Palazzo Koshelev Егора Кошелева — первая выставка цикла «Прощание с вечной молодостью», смотра сил молодых русских звезд, который будет идти на «Винзаводе» до середины осени. Одновременно с этим в десяти галереях ЦСИ обновились экспозиции — в XL Gallery теперь показывают «Неоконченный берлинский дневник и другие архивные материалы» Владислава Мамышева-Монро, на площадке аукционного дома Vladey показывали будущие лоты авторства молодых региональных художников, которые вчера ушли с молотка, в «Большом винохранилище» напротив «Цеха Белого» ставили диско, под которое рассекал по лужам Алек Петук, он же Человек-заяц и завсегдатай винзаводовского «Фаланстера». На открытии выставки Кошелева людей в трениках было больше, чем в вечернем — аудитория «Винзавода», которая десять лет назад состояла в основном из студентов-третьекурсников, стала взрослой, но не стала скучной, и это хорошо.

«Мы были триггером для образования многих других художественных площадок Москвы. Мы задали определенное направление изменениям города, и, что здорово, город продолжает меняться именно в этом направлении. Вот недавно был проект в руинах ГЭС-2 — мы делали аналогичный проект в руинах 11 лет назад, это был фестиваль граффити», — подвел итоги работы «Винзавода» куратор «Прощания с вечной молодостью» Николай Палажченко.

Начать «Прощание с вечной молодостью» с живописи было неочевидным кураторским решением, вдобавок анонс Palazzo Koshelev пугал обещанием оформить экспозиционное пространство в виде дворца с золотыми стенами, среди которых и будут висеть картины Егора Кошелева. На деле все оказалось не так страшно: у куратора выставки Михаила Овчаренко и у самого Кошелева, который говорит, что из депрессии не выходит годами, и который при неблизком знакомстве кажется человеком, склонным к экзальтации, обнаружилось неплохое чувство юмора. Стены «Цеха Белого» и правда местами выкрашены золотистой краской из баллончика и стилизованы под руины — ну, не всерьез же прощаться с молодостью художнику младше сорока лет.

«Когда мы с Егором планировали оформление выставки, в художественном сообществе все думали, кто же будет представлять русский павильон на Венецианской биеннале в этом году. И мы решили сделать свой “палаццо”. Тем более что в работах Егора много отсылок к образам с картин итальянских художников», — говорит Овчаренко.

Кошелев накануне открытия выставки беседовал с философом Борисом Гройсом о судьбе живописцев в современном искусстве, для которого сегодня характерны фактичность и документальность, и Гройс сказал, что успех живописца прямо пропорционален его саморефлексии: если она видна и понятна зрителю, значит, художник не просто производитель картин для оформления чьих-то апартаментов и офисов. Саморефлексии у Кошелева хоть отбавляй: для начала, герой большей части картин — его альтер-эго, «последний художник» или художник-лузер, как сам Егор называет этого человека с кисточкой.

Кошелев написал про него текст: «Это абсурдный и нелепый герой, претендующий на типичное обобщение, но, вместе с тем, наделенный и некоторыми автопортретными чертами… Выдуманному художнику можно смело доверить любую миссию, к которой невозможно приступить от собственного имени. Например, я не могу делать работы в рамках абстрактного экспрессионизма — это, прямо скажем, нелепо. С другой стороны, у любого молодого художника, у которого есть сердце и страсть, возникало когда-либо желание стать новым Джексоном Поллоком или Марком Ротко — желание, заранее обреченное сейчас на провал. Но представьте себе, что абстрактная живопись творится соками моркови-подвижницы, сознательно жертвующей своим телом и выступающей донором красящего вещества… Это создает аховую ситуацию с точки зрения зрителя». Тут имеется в виду сюжет картины «Подвижничество Мистера Моркоу», на которой персонаж из «Чипполино» погибает ради красоты.

Кроме самого себя Кошелев на своих огромных полотнах запечатлевает признаки современной культуры, от айфонов до необузданного российского культа Богородицы, ликом которой обыватели готовы украсить что угодно. Все артефакты культуры XXI века окружены фигурами и предметами, характерными для картин Возрождения, — ирония местами уж слишком прямолинейная. Но другую иронию при размышлении над духом времени, когда правильно созданные «мемасики» обеспечивают человека славой и богатством, сложно себе представить.

Следом за Кошелевым в «Прощании с вечной молодостью» примут участие Urban Fauna Lab, Полина Канис, Таус Махачева, группа Recycle, Евгений Гранильщиков, Арсений Жиляев и другие молодые художники, которые сегодня на слуху. «Принято называть художника молодым, если ему меньше 35 лет, — сказал Николай Палажченко. —  Возраст всех художников нашего проекта сейчас где-то на этой границе. Все они довольно долго были в статусе молодых и подающих надежды, и наша задача — показать, что эти надежды начали сбываться».

Выставка Егора Кошелева Palazzo Koshelev продлится до 16 мая. Цикл выставок «Прощание с вечной молодостью» проводится при поддержке Samsung.