На днях мэр Москвы Сергей Собянин удивил москвичей тем, что публично — через информагентства и собственную страничку «Вконтакте» — извинился перед ними за неудобства, связанные с очередным этапом реконструкции московских улиц. Раньше за перманентный транспортный коллапс, чудовищные пробки и перекопанные тротуары, по которым не то что пешеходы — танки Гудериана побоялись бы проехать, извинялись лишь безликие организации-подрядчики с информационных стендов возле очередной стройки века. Поэтому публичное извинение московского градоначальника дало почву для слухов, будто эту идею ему «подсказали» некие ответственные товарищи со Старой площади, в последние дни в полной мере ощутившие на себе всю прелесть многочасовых заторов на зауженном до трех рядов Лубянском проезде и перекопанных по всей теперь уже 9-метровой ширине тротуаров.

Но беда не приходит одна, и Сергея Семеновича ждал еще один сюрприз: президентский совет по кодификации и совершенствованию гражданского законодательства раскритиковал предложенную правительством Москвы программу реновации жилья, указав, что она не решает задачи обновления жилого фонда столицы, зато нарушает права москвичей. Не уверен, что оба эти события можно считать полноценными «звоночками» для столичного мэра, но повод для размышлений у него наверняка есть.

Вообще-то должен признать: лично мне Собянин представляется человеком в высшей степени системным и эффективным, и будь я президентом (почему бы не помечтать?), я бы тоже наверняка остановил свой выбор на нем. Столицу страны и должен возглавлять такой человек: решительный, прагматичный, способный динамично развивать экономику мегаполиса. Но, вручив такому мэру все бразды правления, я бы, по примеру Испании, ограничил его всевластие введением должности, которая в переводе с испанского звучит как «защитник народа», или омбудсмен. У нас в стране омбудсменов пруд пруди: есть детский омбудсмен, есть омбудсмен по защите предпринимателей и уполномоченный по правам человека. Однако де-факто институт уполномоченных в России стал просто частью властной вертикали, и на деле некому защитить нас, москвичей, от хорошо смазанной собянинской машины по выжиманию эффективности с каждого квадратного метра городской, а теперь уже и нашей личной площади.

[blockquote]Кому в воскресенье мешают машины, припаркованные у обочины в парке? Никому — но они не приносят доход[/blockquote]

В Мадриде именно «защитник народа» в свое время наложил вето на введение повальных платных парковок в центральной части города, поскольку это ограничивает права бедных пользоваться культурными достопримечательностями. В Москве же платные парковки вопреки обещаниям властей давно перевалили через ТТК и уперлись в МКАД. По воскресеньям на аллеях Измайловского парка, где парковка повсеместно запрещена, все зелено от столичных эвакуаторов, собирающих автомобили граждан, приехавших в парк с детьми. Кому в воскресенье мешают машины, припаркованные у обочины? Никому — но они не приносят доход. А, видимо, должны, по мнению столичных властей.

Вот именно поэтому Сергей Собянин, будучи прекрасным сити-менеджером, не кажется мне человеком, достойным называться мэром своего города. Потому что мэр, как и патриарх в церкви, должен равно принимать и привечать всех граждан, а не делить их на экономически перспективных и бесполезных, выдавливая последних (в лице, прежде всего, пенсионеров и инвалидов) из обжитых районов Москвы за МКАД и в дальнее Подмосковье. И в этом смысле активно продавливаемая Собяниным программа «реновации жилья» в глазах москвичей выглядит просто как очередной шаг по повышению отдачи от квадратного метра золотой московской земли. Недаром сразу на нескольких из прошедших накануне в Москве собраний жильцов с главами районных управ недовольные программой реновации горожане называли ее «депортацией». Их можно понять, ведь до недавнего времени эти люди искренне считали, что их дом — их крепость. Но оказалось, что уже не крепость, и вовсе даже не их. Потому что, согласно готовящемуся Думой законопроекту, решение о включении того или иного дома в программу реновации принимает территориальный уполномоченный орган, а раз так, то анонсированный опрос жильцов может оказаться простой фикцией. Я не утверждаю, что окажется — но люди опасаются именно этого.

Раздражение от программы, пусть пока выливающееся в создание все новых групп в социальных сетях, будет только нарастать, потому что совершенно очевидно: престарелые жители московских пятиэтажек, даже если их по какой-то причине не заставят переселиться в Подольск или Некрасовку, все равно пострадают, ведь в новом доме платить наверняка придется больше — за охрану, за инфраструктуру, за подземный паркинг… На то и расчет: люди сами попросятся за город, где платежи меньше. Самое ужасное, что авторам этой идеи удалось-таки поселить ее в головах некоторых граждан. «Бедным действительно нечего делать в Москве», — искренне считают отдельные представители даже передового креативного класса, не говоря уже о ядерном электорате, формирующем «агрессивно-послушное большинство».

[blockquote]По большому счету, Собянину не за что извиняться перед москвичами. Он не сделал ничего такого, что противоречило бы заявленным им программам[/blockquote]

Это и есть сегрегация, товарищи. А еще — серьезное нарушение прав людей, пусть и небогатых, но сумевших однажды накопить денег на квартиру поближе к центру. Сегодня у них здесь работа, у них здесь учатся дети или живут старики-родители. Привыкшие, представьте себе, ходить по субботам в театр или на Яузу кормить уточек. И отобрать у этих людей жилье под видом сноса ветхих строений (кстати, по справкам БТИ почти ни один из предназначенных для сноса домов не проходит как аварийный и даже ветхий), а затем вынудить их переместиться на окраину — что это, как не преступление против собственных граждан?

Настоящий мэр работает так, чтобы защищенными чувствовали себя все горожане, а не только те, кому повезло жить в пределах Бульварного кольца. Настоящий мэр украшает к празднику весь город, а не только несколько центральных улиц, где вся эта пестрая нано-хохлома уже сделала неузнаваемыми даже самые известные городские виды.

Настоящий мэр заботится о том, чтобы люди — те самые 8 миллионов автовладельцев, чьи налоги как раз и пополняют городскую казну, — с радостью ехали на работу, а не простаивали часами в пробках среди узких улочек с несоразмерно широкими и почти безлюдными тротуарами.

По большому счету, Собянину не за что извиняться перед москвичами. Он не сделал ничего такого, что противоречило бы заявленным им программам, а шире — его пониманию своей роли и миссии в качестве городского главы. А вот изменить это понимание Сергею Семеновичу, наверное, было бы нелишне. Поскольку в противном случае извиняться перед москвичами за последствия непродуманных решений придется не только ему.