Сергей Николаевич: Вид с верхней палубы. Как прошла церемония «Золотой маски»
У «Золотой маски» общенациональный статус. Это, конечно, впечатляет, но и обязывает. Было время, когда она дрейфовала в сторону эксперимента, эпатажа и всяческой новизны, вызывая бурю возмущения среди консерваторов и академистов. То ли в какой-то момент их голоса были услышаны там, где надо, то ли жизнь наша так поменялась, но «Маска» теперь все больше обретается в нейтральных водах, не сулящих особенных волнений и неожиданностей. Все тихо, мирно, спокойно. Плывет себе огромный трансатлантический лайнер: на одной палубе пляшут, на другой поют, на третьей — разыгрывают кукольные представления. Есть трюм, где в бездонной топке пылают разные драматические спектакли — главное топливо всех фестивальных программ. А где-то на самом верху, под небесами располагаются шезлонги для старейшин, избранных счастливцев, кто дождался своих наград за вклад или выслугу лет.
Напрасно ждать от такого громоздкого, сложного и многоярусного сооружения, какой за 23 года стала «Золотая маска», резких поворотов, а тем более смены курса. Корабль движется, и слава Богу. Все пункты прошли по расписанию — и замечательно. До финальной церемонии доплыли — уже счастье.
Но начали с печали. Помянули добрым словом ушедшего в этом году президента фестиваля Георгия Георгиевича Тараторкина, благородного, тонкого человека, чудесного актера, одного из последних аристократов российского сцены. Одним своим присутствием он умел придавать самым формальным церемониям и официальным речам внутреннее благородство и класс. Решили, что традицию ломать не надо, сохранили установку на аристократизм, хорошие манеры и благородную внешность. С этого сезона «Маску» возглавляет Игорь Костолевский.
Финальная церемония вручения премий, поставленная Ниной Чусовой на сцене Музыкального театра им. Станиславского и Немировича-Данченко, приятно удивила своим немногословным, компактным изяществом. Все было решено в духе черно-белой графики: минималистские рисунки тушью по белому ватману. Быстрые росчерки мизансцен, четко прорисованные фигуры ведущих — Анны Чиповской и Сергея Епишева, время от времени меняющих свои черно-белые одежды. Ненавязчивое, но внятное музыкальное сопровождение, отличная световая партитура и сценография (художник Ксения Перетрухина). Не знаю, был ли тут тайный расчет, но само действо, как мне показалось, совсем не располагало к долгим речам. Идеальную симметрию и белоснежную чистоту как-то неловко было нарушить или испортить непосредственными эмоциями и душевными излияниями. От лауреатов требовалось немного: появиться, поклониться, сказать что-нибудь не дольше 30 секунд и, забрав свою «Маску», быстрее исчезнуть. Собственно, так все делали с той или иной степенью проворности.
Быстро разобрали свои призы артисты и режиссеры в номинации «Мюзикл». Фаворитом тут стал «Биндюжник и Король» из Красноярского ТЮЗа. Пропорхнули балетные лауреаты — Валентина Терешкина («Скрипичный концерт №2») и Александр Меркушев (Меркуцио — «Ромео и Джульетта»). Удивила номинация «Лучшая работа дирижера в балете» — их было три, и все они значились под одной фамилией Павла Клиничева. Получается, что никто у нас больше балетами дирижировать не умеет.
Еще больше поразили названия: The_MARUSYA, «Теоретическая модель абсолютной свободы», «Совсем недолго вместе»… Звучало все это очень завлекательно, как этикетки в модной арт-галерее. Но победили все равно привычные «Ромео и Джульетта» в постановке Вячеслава Самодурова из Екатеринбурга.
В номинации «Опера» был очевидный лидер, не подлежащий сомнению. Слухи о гениальной «Травиате» в Пермском театре весь год не давали покоя столичным меломанам. Многие из них в феврале во главе с жюри отправились в этом убедиться сами (по техническим соображениям транспортировать спектакль в Москву оказалось невозможно). Вернулись с просветленными лицами, будто приобщившись к высшей тайне. Великий Верди, великий Уилсон, великий Курентзис — все сошлись на том, что это событие из ряда вон. Но все-таки главное потрясение — сопрано Надежда Павлова, спевшая Виолетту с такой трагической силой и кристальной чистотой, что все вопросы, если они у кого-то еще были, отпали. Перед нами новая дива, которую ждет большая международная карьера. Как она ею распорядится? Останется ли в Перми или изберет путь гастролирующей примадонны? Не очень понятно.