Есть мнение, что рост интереса к книгам по мотивации связан с экономическими кризисами и, следовательно, с низким уровнем личного счастья. Опус магнум «Как завоевывать друзей и оказывать влияние на людей» Дейла Карнеги был издан в разгар Великой депрессии, в 1936 году, и мгновенно стал востребованным. В то время как за рубежом издание мотивационной литературы превратилось в многомиллионную индустрию с последней трети прошлого века, в России этот сегмент книжного рынка начал формироваться только в двухтысячные, одновременно со становлением издательств вроде «Манн, Иванов и Фербер» и «Альпина Паблишер».

Если в поисковой строке раздела «Книги» интернет-сервиса Ozon.ru ввести запрос «мотивация», в выдаче окажется более полутора тысяч результатов (для сравнения: при запросе self-help books Amazon.com выдает более 650 тысяч). Сориентироваться непросто.

1. Понять свои цели

Чего точно не следует делать — заказывать книгу после того, как ее название мелькнуло в очередном списке «обязательного к прочтению». Мотивационную литературу бессмысленно читать для общего развития — ее стоит выбирать, ориентируясь на вашу конкретную личную цель. Член редакционного совета издательства «Манн, Иванов и Фербер» Ренат Шагабутдинов говорит, что есть два типа мотивационных книг — прикладные и вдохновляющие: «Ответы на  вопрос “что делать?” лучше искать в прикладных книгах». Выбирая книгу по мотивации, важно предельно ясно понимать, какую цель вы преследуете – сбросить лишний вес или просто заняться новым видом спорта, улучшить отношения с окружающими, выучить иностранный язык или добиться повышения на работе, — и исходя из этого искать конкретное издание, нацеленное на решение именно этой проблемы.

2. Изучить отзывы

Присмотрели книгу, в которой, судя по аннотациям, содержатся ответы на интересующие вас вопросы, — ищите мнения тех, кто ее уже прочел. Авторы таких книг предлагают читателю определенный инструмент для достижения цели, потому в оценках мотивационной литературы, в отличие от художественной, отзыв потребителя о действенности инструмента ценнее журнальной рецензии обозревателя. «Восторженный читатель, в жизни которого после прочтения книги начали происходить какие-то изменения, молчать не будет: о таких изменениях обычно хочется рассказать всем, подарить книгу друзьям, написать подробную рецензию у себя в блоге. Если книга смогла вызвать такой отклик, значит, она действительно стоящая», — считает Ренат Шагабутдинов. Нужно держать в уме тот факт, что рецензии, написанные тренерами личностного роста, могут быть предвзятыми, особенно в том случае, если эти тренеры используют работы рецензируемого автора в своих коммерческих лекциях.

Стоит почитать отрывок прежде, чем тратить деньги на полную версию. В хорошей мотивационной книге не должно быть абстрактных призывов наподобие «улыбнись миру — и все будет хорошо». Игорь Манн, один из основателей издательства «Манн, Иванов и Фербер» и консультант по маркетингу, говорит: «Мы не выпускаем книги, в которых только общие слова. Я хочу видеть не советы, а лайфхаки. В нашем издательстве выходила книга “Номер 1”, она вроде бы и мотивационная, но в ней есть четкие алгоритмы: целеполагание, аудит, развитие».

3. Почитать об авторе

Профессор психологии Университета Массачусетса в Амхерсте Сьюзен Краусс Уитбурн рекомендует проверить компетенцию человека в той области, о которой он пишет. Уитбурн предлагает выяснить, имеет ли автор необходимый уровень образования и опыта в этой сфере, а также пробежаться по другим его книгам (если они, конечно, есть). Помимо этого она отмечает, что в хорошей мотивационной книге не должно быть общих мест и всем известных фактов вроде «чтобы измениться, вы должны захотеть измениться».

Не помешает узнать и о личности автора. Журналист британского The Independent рассказал историю о том, как известный мотивационный спикер Джек Кэнфилд, автор сверхпопулярной серии «Куриный бульон для души», в основу которой легли понятия о строгом моральном кодексе мужчины, оказался далеким от описываемой им же морали: он оставил жену с двумя маленькими детьми ради своей массажистки. Младший из его сыновей Оран Кэнфилд потом издал мемуары, в которых рассказал о различиях между публичным имиджем отца и его настоящей жизнью, о том, что он сам никогда бы не поверил ни слову из всех этих бестселлеров.

4. Не только читать, но и делать

Мотивационные книги стоит читать не ради знания, а ради изучения новых инструментов, считает автор сборника «100 способов изменить жизнь» Лариса Парфентьева: «Когда человек прочитал книгу или сходил на тренинг, у него появляется иллюзия, что он уже сделал все, что нужно, но прочитанные и услышанные рекомендации надо обязательно попробовать в жизни. Среди моих знакомых есть бизнесмен, который читает мотивационную литературу так: доходит до определенного инструмента, описываемого в книге, переворачивает ее обложкой вверх и не читает дальше, пока не проверит этот инструмент в деле. Мне кажется, это очень хороший способ что-то реализовать».

Коуч и популярный автор Lifehacker Андрей Банников, делающий обзоры мотивационных книг, говорит, что ценить следует исключительно ту информацию, которой потом можно будет воспользоваться: «Попробуйте представить, как изменилась бы ваша жизнь и каких успехов вы бы добились, если бы применили все советы на практике. Или подумайте о том, как глупо и бессмысленно потратить время и деньги на книгу, но не воспользоваться ни одним советом из нее».

5. Отнестись к прочитанному критически

На сайте Quora.com поднимался вопрос о том, могут ли книги по мотивации быть действительно полезными. Один из комментаторов, психолог и коуч Винс Фавилла ответил так:  «Привычки — наши хозяева, поэтому взять и что-то поменять в своей жизни очень, очень непросто. В течение дня сорок процентов действий мы совершаем на автопилоте. Поэтому, если после прочтения книги в вашей жизни ничего не изменилось, это не значит, что с вами что-то не так. Но стоит задаться вопросами: почему ничего не изменилось и точно ли вам комфортно жить без этих изменений? Есть ли в текущей жизненной модели какая-то выгода для вас? Может, вы не допускаете перемен, потому что боитесь провала? Лично мне помогли многие хорошие книги, но не те, которые напичканы ерундой вроде “думай позитивно” — такая литература, наоборот, еще больше вгоняет в уныние».

Там же, на Quora, библиофил и популярный обозреватель платформы Goodreads Анн Литц заметила: «Главный минус некоторых мотивационных книг — возбуждаемое ими чувство вины за то, что не поддается контролю человека: “Тяжелая болезнь – следствие того, что вы недостаточно позитивно мыслите”. Вдохновляющие книжки работают совсем недолго и только в особенно тяжелые для вас времена: они напоминают случайных незнакомцев на похоронах, которые просят тебя успокоиться, потому что в конце концов все будет хорошо». Чтобы настроиться на критический лад, Литц рекомендовала прочитать труд журналистки и политической активистки Барбары Эренрайх «Улыбайся или умри. Как позитивное мышление обдурило Америку и весь мир» перед тем, как собрать библиотечку мотивационных книг.