Перманентная хайтек-революция продолжает перекраивать наш привычный мир. Телевизор из единственного визуального медиа в нашей жизни превратился в «одно из». Даже поколение 70-летних — говорю по опыту своих родителей — теперь делит внимание как минимум между телевизором и компьютером,причем не только смотрит сериалы по обоим, но и тратит уйму времени на игры и соцсети. Про тех, кто младше, и говорить не приходится: дети, дай им волю, сядут перед работающим телевизором и будут смотреть в планшет одним глазом, а в смартфон — другим. Но ТВ-индустрия не стоит на месте и тоже развивается, подглядывая у цифровых конкурентов удачные фишки.

Например, все уже знают про то, что «Интерактивное ТВ» хранит на облачном сервере огромное количество данных, в том числе информацию с телеэфиром, и зритель, точнее, пользователь имеет доступ к прошедшим передачам на подписанных телеканалах — можно пользоваться как видеохостингом в интернете. Некоторые зарубежные модели IPTV позволяют надиктовывать команды телевизионному пульту, как голосовому ассистенту в смартфоне. Или вот: телевизионщики небезуспешно перенимают опыт игровой (и немножко кино-) индустрии и начинают предлагать в своих виртуальных прокатах и магазинах фактически «коллекционные издания» фильмов. Называется это по-модному — Next Gen Content; зритель, доплачивая сверху, получает не только сам фильм в личную коллекцию, но и целую кучу видео, которое на DVD и Blu-ray-дисках обычно скрывается в разделе Extras (режиссерские комментарии, документалки со съемочной площадки, короткометражки-фичуретты), саундтрек в любимом аудиоформате, доступ к мобильным и видеоиграм на тему фильма и даже какие-то реальные предметы: футболку, кружку, игрушку с изображением главного героя. Пока эти удовольствия развиваются, главным образом, в США, но у нас к такой форме взаимодействия с пользователями очень серьезно присматривается «Ростелеком» в «Интерактивном ТВ».

[blockquote]Можно только представить, как с виртуальной реальностью по-новому заиграют автомобильные и авиационные шоу, программы о живой природе и океане, а также весь научпоп[/blockquote]

Телеиндустрия продолжает совершенствовать как контент, так и средства его доставки — телевизионную технику. Инженеры придумывают, как уменьшить количество проводов для коммутации телевизора с различной периферией — или хотя бы получше скомпоновать и запрятать. Параллельно разрабатываются модульные дисплеи, которые можно соединять друг с другом и постепенно наращивать диагональ своего домашнего ТВ. Прямо сейчас за звание обладателя самого цветного, яркого, контрастного и реалистичного изображения схлестнулись технологии OLED (органические светодиоды) и QLED («квантовые точки» плюс подложка из обычных светодиодов). И та, и другая предполагают много-много видео в разрешении 4K, и, следует сказать, контент наконец-то прибывает в огромных количествах — разрешение на наших глазах становится мейнстримом для телепроизводства. «Квантовые точки» при этом явно сделаны «на вырост», поскольку даже лучше, чем простой 4K, на них смотрятся видео с расширенным динамическим диапазоном (HDR). Как раз тот случай, когда богатство цветов и точность деталей изображения на экране начинает приближаться к «живой» картинке, которую мы воспринимаем, когда смотрим не в телевизор. Но HDR-контента пока, можно сказать, нет: если кто-то решит пересмотреть все более-менее осмысленное, выпущенное в этом формате, уже через несколько дней ему придется идти на повторный заход.

И даже на постоянно растущую пропускную способность интернета, которая через лет пять обещает дорасти до нескольких гигабит в секунду, у телевидения уже есть свои планы. Его пропускная способность вместе с развитием соответствующей техники сделает возможным использование виртуальной реальности. Никто не спорит, в играх VR проявляет себя наилучшим образом, но и для ТВ остается много всего интересного. Можно только представить, как с VR по-новому заиграют автомобильные и авиационные шоу, программы о живой природе и океане, а также весь научпоп. Да и художественные фильмы получат новый мощный изобразительный инструмент. Первые попытки делаются уже сейчас: специально для VR-очков в 2016 году сняли телефильм под названием Defrost, рассказывающий о женщине, пробудившейся после 30 лет криогенного сна. Снял его, кстати, не лишь бы кто, а Рэндал Клейзер, режиссер «Голубой лагуны», «Полета навигатора» и «Бриолина» — якобы идея пришла много лет назад, но только сейчас технологии позволили ее воплотить. Пока лента никак не покинет отдел постпродакшена, но поверьте, то ли еще будет.

[blockquote]Прототип устройства «полного погружения» не только показывает изображение на экране и дает синхронный звук, но и снабжает зрителя запахом и тактильными ощущениями. В ближайшей перспективе добавится и вкус[/blockquote]

Ну а в отдаленной перспективе грядет телевидение полного погружения. У него пока нет официального названия, но группа разработчиков из английского Брайтона предложила «9D» — посчитали четыре чувства, а пятое, вкус, разбили еще на пять, от соленого до умами. Прототип устройства, как обычно, довольно громоздкое устройство с минимальным удобством пользования для простого человека, но позволяет не только показывать изображение на экране и давать синхронный звук, но и одновременно с этим снабжать зрителя запахом и тактильными ощущениями (используются особые распылители, направленный поток воздуха и ультразвук), а в ближайшей перспективе — и вкусом при помощи особых концентратов. В этом направлении быстрого перехода от разработки к серийному образцу ожидать не приходится. Но нет сомнения: как только миниатюризация электроники и химическая промышленность позволит, фраза «смотреть телевизор» приобретет гораздо более занимательный смысл, чем имеет сейчас.

В «Интерактивном ТВ» «Ростелеком» кино можно смотреть дома, по дороге на работу или за городом на планшете или телефоне — так работает функция «Мультискрин» (бесплатная опция при подключении). Узнать больше об «Интерактивном ТВ» и «Видеопрокате», где доступно множество отличных фильмов и сериалов, можно здесь.