Жанлу Сьефф начал фотографировать в 14 лет, отправившись за удачными кадрами на улицу. Набив руку на романтичных сценах на верандах парижских кафе в пятидесятых, он заполучил работу в журнале Elle, для которого начал и писать, и делать модные съемки. Пройдет совсем немного времени, и он станет одним из самых востребованных фотографов во многих изданиях.

«Это один из немногих фотографов, в работах которого на протяжении всей его карьеры сохраняется стилевое единство. Потому что глянец — это как фильмы про Джеймса Бонда, в которых в зависимости от времени постоянно меняется представление о канонах женской красоты и моды», — говорит сотрудник Мультимедиа Арт Музея Валерия Агафонова, которая стала нашим гидом по творчеству мэтра.

Одна из характерных черт творчества Сьеффа  — фотографирование женщин со спины и без головы в кадре, внимание исключительно к изгибам тела. Впрочем, фотограф всегда понимал задачу, поставленную перед ним. Когда он хотел воспеть женскую красоту, он превращал модель в Венеру Милосскую, а когда нужно было продавать одежду именитых брендов в глянце — модели у Сьеффа смотрели прямо в глаза потенциальному покупателю. Гид заостряет наше внимание на этом приеме: «Именно так работает с потребителем журнальная обложка, на которой covergirl смотрит на вас, а рядом, словно ее речь, помещен вынос “Как найти мужа за пять дней” или “Лучшие средства для похудения к лету”». Когда нужно подчеркнуть значимость личности героя съемки, пустой фон за фигурой начинает еле заметно светиться.

В послевоенный период Сьефф увлекся взаимодействием человека и архитектуры в кадре, вписывая фигуру модели в геометрию зданий, лестниц и балконов. «Он начал так делать первым, а сейчас этот прием в фотографии стал настолько общепринятым, что большинство снимков в инстаграме, сделанных во время путешествий, выглядят именно так: сложный фон в виде здания и немного человека в кадре, — комментирует Агафонова, — мы уже неосознанно повторяем этот ход».

Жанлу Сьефф одинаково умело преподносит и мужскую, и женскую красоту. Для начала, он не делает портреты, лишенные изъянов, потому что слишком «гладкие» фото — нечестные. Но, конечно, все мы понимаем, что он фотографировал очень красивых женщин. Работая с мужчинами, он старался оставлять морщины, растрепанные волосы, чтобы герои были артистичными, но не нарочито брутальными. У смеющегося Жан-Поля Готье видны неровные зубы и блестит слишком высокий лоб, свидетельствующий о начале облысения. Внимание зрителей, смотрящих на портрет Сержа Генсбура и Джейн Биркин, притягивается к огромным ушам певца и к мешкам под глазами, но разве можно представить Генсбура без этих мешков?

Пример мастерской лепки образа — иконический снимок сидящего Ива Сен-Лорана в черных брюках и черной же водолазке. Абсолютная чернота силуэта модельера вступает в игру с высвеченным фоном, что в сочетании с позой Сен-Лорана, который сидит по-турецки, не касаясь ногами пола, создает эффект левитации.

Выставка «Мэтр высокого стиля» — это наглядное пособие для тех, кто хочет сделать карьеру в глянце — неважно, фотографа, стилиста или продюсера. Пройдя пару кругов по залу, можно без труда понять основные приемы Жанлу Сьеффа, которые втягивали зрителей в диалог с героями его снимков и способствовали тому, чтобы изображение надолго осело в памяти.

Выставка «Жанлу Сьефф. Мэтр высокого стиля» открыта в Мультимедиа Арт Музее до 6 августа.