Идея показать коллекцию Владимира Спивакова в Музее русского импрессионизма возникла, когда маэстро показал основателю музея Борису Минцу несколько работ, которые хотел подарить Дому музыки. Когда Минц предложил выставить коллекцию, Спиваков задумался: как известно, дирижер не любит привлекать внимание к своей персоне. Со всеми работами связаны личные истории. «Картину Зверева с распятием вывез из России один дипломат, и я ее выкупил, потому что хотел, чтобы эта работа вернулась на родину — я решил, что это мой долг перед Зверевым, которого я знал лично», — вспоминает Спиваков.

Выставка охватывает более столетия русского искусства. Большая часть второго этажа музея отдана театрально-декорационному искусству из коллекции Спивакова. Среди представленных здесь художников — Александр Бенуа, ведущий сценограф русского театра, основоположник и учредитель объединения «Мир искусства», Константин Коровин, который долгие годы работал главным художником Большого театра, Павел Челищев, эскизы которого выполнены в кубофутуристическом стиле, и другие.

Эскизы Челищева Владимир Спиваков впервые увидел в «Русской чайной» — ресторане русской кухни на Манхэттене, неподалеку от Карнеги-холла. «В этом концертном зале со мной приключился инцидент, — вспоминает музыкант. — 7 ноября 1977 года во время исполнения “Чаконы” Баха в меня метнули самовзрывающуюся трехкилограммовую банку с краской, прямо в солнечное сплетение. Некоторые так своеобразно боролись за свободу выезда из СССР… После моего концерта мы пошли в “Русскую чайную”, и там на стене висели эти работы Павла Челищева. Впоследствии я их увидел уже у Анатолия Беккермана: у меня отличная память на картинки. И Анатолий Беккерман — человек, знаниям и вкусу которого я доверяю, мне их подарил».

Напротив театральных эскизов расположены «портреты» интерьеров, сделанные Александром Серебряковым, сыном знаменитой мирискусницы Зинаиды Серебряковой, и акварельные натюрморты Артура Фонвизина, которые Спиваков начал собирать после знакомства со вдовой художника.

Расположенные на третьем этаже работы современных художников одновременно и контрастируют, и рифмуются с произведениями западноевропейской подстекольной живописи конца XIX века, которые Владимир Спиваков приобрел во французском Кольмаре, где он почти 30 лет проводит фестиваль симфонической музыки. Запечатленные на стеклах образы Святого семейства и апостолов перекликаются с библейскими сюжетами на полотнах Анатолия Зверева, Эрнста Неизвестного и других.

Спиваков увлечен изобразительным искусством всю жизнь: «Я занимался живописью здесь, в Москве, под руководством Константина Буторова, ученика знаменитого Павла Чистякова. С ним я ходил на пленэр, на уроки по рисованию этюдов, пропуская занятия музыкой, за что получал выговоры педагогов. Однажды на Рождественском бульваре меня встретил мой профессор Юрий Исаевич Янкелевич, а я в ватнике был, в резиновых сапогах, с этюдником. Он спросил, куда я направляюсь, и я признался, что в Измайлово, на пленэр. На следующий день он поставил меня перед выбором: либо я перестаю тратить время на живопись, либо ухожу из Консерватории. Я выбрал скрипку».

По словам Владимира Спивакова, свою коллекцию он собирает исключительно сам, не прибегая к помощи консультантов. Он рассказал, как начал коллекционировать: «В советские времена мы много зарабатывали на гастролях, но сдавали почти все деньги в Госконцерт, себе можно было оставить только 56 долларов 13 центов. Гуаши Зинаиды Серебряковой тогда стоили около ста фунтов. Я покупал их после трех концертов Сибелиуса или четырех концертов Брамса».

На выставке представлена лишь малая часть коллекции маэстро. На первый взгляд выборка может показаться эклектичной, однако внимательный зритель заметит тематическую и хронологическую закономерность в расположении работ. Благодаря этому экспозиция превращается в хроники жизни творческой интеллигенции прошлого века, которая не так широко известна массовому зрителю.

Выставка «Увлечения. Личная коллекция Владимира Спивакова» продлится в Музее русского импрессионизма до 24 сентября.