Анна Алексеева /

«Америку бойкотирую, но джинсы у них хорошие». Как бунтуют потребители

Еще год без хамона и пармезана: правительство продлило продуктовые контрсанкции. Это решение расстроит не всех: 22% россиян хотя бы раз принципиально отказывались от покупки зарубежных товаров. Цена и качество товаров для многих уже не главное: 57% потребителей во всем мире покупают или игнорируют товары по политическим мотивам. «Сноб» узнал, кто и зачем бойкотирует кроссовки и почему православные активисты выбирают «Кока-колу»

Фото: Michele Palmia/EyeEm/GettyImages
Фото: Michele Palmia/EyeEm/GettyImages
+T -
Поделиться:

Политические бойкоты: Ганди против Британии, Гитлер против евреев

За последний век люди из разных стран, разного пола, происхождения и религии множество раз бойкотировали целые компании или отдельные продукты по политическим, этическим и иным убеждениям.

Первые бойкоты носили политический характер. В 1921 году Махатма Ганди в борьбе за независимость Индии от Великобритании призвал индийцев бойкотировать британские товары и учебные заведения. 17 ноября 1921 года в Бомбей приехал принц Уэльский, что вызвало протесты по всей стране. Было арестовано более 2 тысяч человек. В конце 1921 года Ганди писал, что народ оказался не готов к гражданскому неповиновению и кампанию надо прекратить. Но его не послушали, бойкоты обернулись насилием. А Ганди за подстрекательство к антиправительственным действиям приговорили 6 годам тюрьмы. Индия обрела независимость только в 1947 году.

Первым протестом, организованным на государственном уровне, был однодневный бойкот еврейских фирм и магазинов 1 апреля 1933 года немцами в нацистской Германии, а еще через пять лет, в ночь с 9 на 10 ноября 1938 года, по всей стране начались погромы против евреев — Хрустальная ночь, которая ознаменовала начало Холокоста.

С 1968 по 1991 годы Лига арабских государств бойкотировала продукцию компании Coca-Cola, которая производит напитки в Израиле. Место компании в арабском мире заняла PepsiCo.

Жители Катара бойкотируют продукты из Саудовской Аравии и ОАЭ, потому что месяц назад эти страны разорвали дипломатические отношения с Катаром

С развитием интернета организовать по-настоящему массовый бойкот стало намного проще.

Когда в России в 2013 году приняли закон о запрете пропаганды гомосексуализма среди несовершеннолетних, активисты нескольких международных ЛГБТ-организаций демонстративно выливали водку «Столичная» и «Русский стандарт» в канализацию, а бары массово отказывались от продаж этих брендов. После этого компания SPI Group, выпускающая «Столичную», выступила в поддержку ЛГБТ.

В том же году американская «Национальная организация за брак» объявила сети кофеен Starbucks бойкот. Когда акционер пожаловался, что кофейни теряют клиентов из-за поддержки однополых браков, гендиректор Starbucks Говард Шульц предложил ему продать свою долю и инвестировать в другую компанию.

В феврале 2017 года меньше чем за неделю 200 тысяч человек удалили из телефонов приложение Uber. Руководство Uber понизило тарифы в районе аэропорта Нью-Йорка. Пользователи агрегатора решили, что так Uber пытается лишить таксистов мотивации: будете участвовать в протестах, тарифы снова снизятся, заработаете меньше.

Жители Катара бойкотируют продукты из Саудовской Аравии и ОАЭ, потому что месяц назад эти страны разорвали дипломатические отношения с Катаром, обвинив местные власти в поддержке терроризма и вмешательстве в их внутренние дела.

Геннадий Онищенко заявил, что «каждый купленный в "Ашане" или на рынке турецкий помидор — это вклад в очередную ракету, которая будет стрелять по нашим ребятам»

Жители Украины бойкотируют не только российские продукты, но и российских музыкантов, фильмы и автозаправки.

Россияне предпочитают бойкотировать западные продукты и турецкие курорты. Когда турецкие ВВС сбили российский Су-24 вблизи турецко-сирийской границы, бывший глава Роспотребнадзора Геннадий Онищенко заявил, что «каждый купленный в "Ашане" или на рынке турецкий помидор — это вклад в очередную ракету, которая будет стрелять по нашим ребятам». С тех пор Россия успела ввести санкции против Турции и помириться с ней, но в соцсетях по-прежнему находятся россияне, которые приравнивают отпуск в Турции к финансированию мирового терроризма: «Приехал в Турцию — оплатил убийство сирийского ребенка, женщины, старика и российского пилота».

Также многие в России призывают отказаться от американских товаров, поскольку США «финансируют фашистские группировки на Украине, Майдан, лезут во внутренние дела многих стран» и ввели санкции против РФ. Есть и те, кем движут националистические мотивы. Некоторые бойкотируют не только товары, но и валюту. «Давайте проявлять гордость и патриотизм! Каждый из нас может дать ответные санкции США

Игорь, 34 года, Москва:

Я был в Америке трижды: два раза по программе студенческого обмена и раз по работе — повышал квалификацию. Американцы очень дружелюбные люди. Но потом против моей страны ввели санкции. Я патриот. Если США проявляют агрессию к моей стране, почему я должен покупать американские товары и поддерживать таким образом экономику США?  Я принципиально отказался от Apple — телефоны и техника в доме у меня от Samsung. Я не покупаю продукцию компаний Coca-Cola и Pepsi, в том числе и молочную. Езжу на Honda, американские автомобили не рассматриваю вообще. Сократил посещение McDonalds. Но есть американская продукция, альтернативы которой не найти. Я вынужден пользоваться Windows и Android. Я купил Levis, потому что очень сложно найти хорошие джинсы.

После конфликта с Турцией, я отказался от их одежды и овощей. А отдыхать теперь еду в Болгарию. С украинской продукцией особо и не сталкивался, разве только с конфетами «Рошен». Но альтернативу тут всегда можно найти.

Прагматизм и патриотизм

Социологи выяснили, что россияне за последние несколько лет стали лучше относиться к США. Доля позитивно настроенных к американцам выросла с 18% в 2014 году до 25% в 2016 году, а настроенных негативно — за тот же промежуток времени снизилась с 74% до 66%. В лучшую сторону изменилось отношение россиян и к Евросоюзу: если в 2014 году к нему негативно относились 60%, то спустя два года — только 30% россиян.

Кроме того, с каждым годом растет число россиян, которые предпочитают патриотическим убеждениям собственное материальное благополучие: в 2016 году так ответили 33%, а годом ранее — 27% россиян.

Пока одни россияне продолжают бойкот колы, другие приходят к выводу, что все проблемы идут изнутри.

В конце июня суд приговорил лидера общественного движения «Реструкт» Максима Марцинкевича, более известного как Тесак, к 10 годам колонии строгого режима. В 2013–2014 годах участники движения «Реструкт» в рамках акции «Оккупай-Наркофиляй» нападали на людей, которых считали наркоторговцами. Один из них впоследствии скончался. Двумя годами ранее Тесака приговорили к 5 годам колонии за экстремизм. Когда на активистов «Реструкта» стали заводить уголовные дела, сторонники Тесака разочаровались в российской власти и перестали считать Америку единственным злом.

В последние десять лет набирает обороты бойкот по религиозным соображениям: мусульмане бойкотируют христиан, те — мусульман, и все вместе — атеистов

Андрей Андреев, руководитель антинаркотического проекта «Оккупай-Наркофиляй»:

Было время, когда я действительно объявлял бойкот товарам из США. Я перестал обедать в американских фастфудах, заменил McDonalds, KFC, Burger King на «Теремок» и «Крошку-картошку». Перестал пользоваться услугами иностранных банков и российских банков с иностранными инвесторами. На тот момент я чувствовал себя человеком с правильной гражданской позицией. Но это время закончилось. Я пересмотрел свои взгляды, когда по сфабрикованным обвинениям посадили в тюрьму моих друзей: один из них боролся с коррупцией в ГИБДД, а второй — с наркотиками. Получается, коррупция и наркотики выгодны нашей стране. Мы сделали много полезного, а результат — давление на проект со стороны силовиков.  

Свое отношение к США я пересмотрел. Они нам ничем не вредят, мы сами ведем свою страну ко дну. Я покупаю маме американские лекарства для суставов, так как наша медицина никчемна, а все, что было в нашей медицине хорошего, убрали из продажи. Я изменил свое отношение к понятию «патриотизм», его больше нет в нашей стране. «Патриотизм» для нашей власти — это всего лишь способ управления определенными группами лиц. Надо не бойкотировать продукцию США, надеясь навредить их экономике, а искать проблемы внутри нашей страны и пытаться на эти проблемы повлиять. Если не посадят, конечно.

Бойкот да Винчи

В последние десять лет набирает обороты бойкот по религиозным соображениям: мусульмане бойкотируют христиан, те — мусульман, и все вместе — атеистов.

В 2006 году Ватикан призвал католиков бойкотировать фильм «Код да Винчи». Поскольку одноименная книга «полна клеветы, оскорблений, исторических и теологических ошибок, касающихся Иисуса, Евангелий и церкви». Не одобрила экранизацию книги и РПЦ.

В 2012 году мусульмане бойкотировали Google после того, как видеохостинг YouTube (принадлежит Google) отказался удалять фильм «Невинность мусульман», который оскорбил верующих. Минюст РФ признал фильм экстремистским.

В ноябре 2015 года в США верующие заявили, что больше не будут покупать кофе Starbucks из-за того, что его подавали в простых стаканчиках без рождественской символики. Некоторые расценили это как оскорбление чувств верующих и «войну против Рождества».

Прошлой осенью верующие бойкотировали открытие завода по производству контрацептивов в поселке Боголюбово Владимирской области: «Святое место не может быть связано с производством изделий для удовлетворения греховных плотских потребностей».

В начале июня Саудовская Аравия вложила 3,5 млрд долларов в сервис такси Uber. Местные женщины, которым законодательно запрещено водить автомобиль, объявили бойкот компании

Дмитрий Энтео, лидер движения «Божья воля»:

Христиане бойкотировали и бойкотируют компании, которые так или иначе поддерживают ЛГБТ-сообщество. Сейчас на стороне ЛГБТ производители компьютерной техники и операционных систем. К сожалению, альтернатив нет, и приходится пользоваться продуктами этих компаний, хотя это очень неприятно.

Я бы не стал пить водку «Столичная», зная, что процент с покупки пойдет на поддержку ЛГБТ-сообщества.

Недавно блог-платформа Medium, на которой работают ряд консервативных медиа, раскрасила свой логотип в цвета радуги. Мы решили, что раз к нам проявляют такое неуважение и навязывают определенные идеологические модели, нужно перейти на другую платформу.

Когда альтернатива есть, мы выбираем более консервативный бренд. Например, Coca-Cola поддерживает консервативные ценности, а Pepsi использует инфернальную эстетику в своих компаниях — Мадонна на фоне горящего креста.

Раньше сотовый оператор «Билайн» был тесно связан с фондом «Династия», который популяризировал книгу Ричарда Докинза «Бог как иллюзия». Не все клиенты «Билайна» готовы были смириться с тем, что на их деньги поддерживают распространение антиклерикальных книг. Мы старались выбирать других операторов сотовой связи.

«Хватайте свои кошельки!»

Вслед за феминизмом в моду вошел и феминистский бойкот. В октябре 2016 года в США стартовала кампания #GrabYourWallet («Хватайте свои кошельки») с призывом отказаться от покупки продукции компаний, имеющих отношение к семье Дональда Трампа — а их более 70. Ее название — отсылка к словам самого Трампа, который говорил, что его звездный статус позволяет хватать женщин «за промежность» (grab them by the pussy).

В начале июня Саудовская Аравия вложила 3,5 млрд долларов в сервис такси Uber. Местные женщины, которым законодательно запрещено водить автомобиль, объявили бойкот компании. Они считают, что таким образом государство поддерживает отсутствие женщин за рулем.

Крупнейший поисковик дешевых авиабилетов Aviasales не раз бойкотировали и критиковали за сексизм и другие формы дискриминации. В июне 2016 года компания запустила спецпроект «Выживи в Европе» по аналогии с игрой «Сапер». Однако вместо бомб пользователи «подрывались» на геях, беженцах и наркотиках. Под петицией против игры подписались более 25 тысяч человек, но игру не удалили до сих пор. В сентябре Aviasales обыграли развод Брэда Питта и Анджелины Джоли, разместив в Facebook пост, написанный от лица Питта, в котором его приемные дети из Африки названы «массовкой». Главред Wonderzine Ольга Страховская обвинила компанию в расизме, а основатель Aviasales Константин Калинов ответил ей матом: «Малышка, я родился *** (потрясающим) и *** (неадекватным), мог бы пригласить тебя в гости и хорошенько *** (заняться сексом), но ты страшненькая. Смешно наблюдать за *** (с небогатой сексуальной жизнью) телками, твой ФГМ (фимоз или феминизм головного мозга, неясно, что имел в виду автор. — Прим. ред.) меня забавляет. Выписать тебе мужика?»

Страховская заморозила маркетинговое и коммерческое партнерство с сервисом и призвала отказаться от услуг компании, которая позволяет себе подобные приемы.  

Янис Дзенис, PR-менеджер Aviasales:

Скандалы только прибавили нам аудитории. Агентство PR-news, которое занимается исследованием коммуникаций, в прошлом году выяснило, что 30% путешественников знают, что Aviasales что-то такое писал в соцсетях и потом были какие-то бурления. Среди тех, кто ничего не знал о происходящем, 76% готовы были порекомендовать Aviasales в качестве надежного и удобного ресурса для поиска авиабилетов, а среди тех, кто знал, что вытворяет Aviasales, — 84%. Совсем недавно агентство Edelman выяснило, что миллениалы требуют от бренда определенной позиции. Когда бренд заявляет что-то, он вызывает больше доверия. Плюс особенность российского потребителя такова, что в России мы можем позволить себе то, что позволяем.

Борцы за права животных выходили на улицы с плакатами: «Бойкот убийцам кенгуру»

Косметика из оленей и кроссовки из кенгуру

Бойкот редко достигает цели: «ПепсиКо» ни жарко, ни холодно, что ее не выпьет Дмитрий Энтео. Но история показывает, что есть эффективный бойкот — экологический.

В 1995 году активисты International Peace Bureau объявили бойкот французским виноделам из-за испытаний французского ядерного оружия в Полинезии. В 1996 году испытания прекратили.

В 2003 году зоозащитники судились с компанией Adidas из-за использования кожи кенгуру при создании кроссовок. Борцы за права животных выходили на улицы с плакатами: «Бойкот убийцам кенгуру». Верховный суд Калифорнии запретил продажу в штате кроссовок из кенгуриной кожи. А Adidas вскоре заменили кенгуриную кожу на дерматин.

В 2004 году Greenpeace бойкотировали компанию Kimberly-Clark, которая производит салфетки и подгузники. Экологи требовали пересмотреть правила вырубки леса, из-за которой страдали леса в Канаде. В 2009 году компания изменила правила работы и пообещала позаботиться о сохранении канадских лесов.

В апреле 2010 года из-за взрыва на платформе British Petroleum (BP) в Мексиканском заливе произошла утечка нефти. В Facebook появилась страница с призывом бойкотировать компанию, виновную в экологической катастрофе. Позже администрация соцсети удалила страницу без объяснения причин, а к протесту присоединились группа Korn и Lady Gaga.

Многие люди по этическим причинам отказываются от покупки косметики и бытовой химии, которую тестировали на животных, а в соцсетях публикуют черные списки компаний. Производителей косметики Natura Siberica в марте этого года обвинили в жестоком обращении с животными за использование в косметических средствах пантокрина, который добывается из неокостеневших рогов оленей. Вскоре бренд отказался от использования этого ингредиента в косметических средствах.

Пока одни компании терпят убытки, другие ищут способы заработать. Французский косметический концерн L'Oreal ведет переговоры о покупке бразильского бренда The Body Shop — косметика этой марки не тестируется на животных.

Елена, 27 лет, Иркутск:

Пару лет назад я впервые задумалась об эксплуатации животных и о том, какие мучения им приносит человек. Сейчас я на пути к веганству, поэтому стараюсь покупать как можно меньше продукции, испытанной на животных или связанной с их эксплуатацией. Полностью отказаться от покупки продуктов животного происхождения не получается, так как у меня есть двухлетний ребенок, и ему нужен животный белок. Да и вообще я считаю, что веганство должно быть осознанным выбором человека. В покупке косметики, не испытанной на животных, нет никакой проблемы. Во-первых, в интернете есть белый список PETA, а во-вторых, на упаковке легко найти значок кролика или другой, обозначающий, что косметика не испытана на животных.