Алексей Алексенко   /  Екатерина Шульман   /  Виктор Ерофеев   /  Владислав Иноземцев   /  Александр Баунов   /  Александр Невзоров   /  Андрей Курпатов   /  Михаил Зыгарь   /  Дмитрий Глуховский   /  Ксения Собчак   /  Станислав Белковский   /  Константин Зарубин   /  Валерий Панюшкин   /  Николай Усков   /  Ксения Туркова   /  Артем Рондарев   /  Алексей Алексеев   /  Александр Аузан   /  Евгений Бабушкин   /  Алексей Байер   /  Олег Батлук   /  Леонид Бершидский   /  Андрей Бильжо   /  Максим Блант   /  Михаил Блинкин   /  Георгий Бовт   /  Юрий Богомолов   /  Владимир Буковский   /  Дмитрий Бутрин   /  Дмитрий Быков   /  Илья Васюнин   /  Алена Владимирская   /  Дмитрий Воденников   /  Владимир Войнович   /  Дмитрий Волков   /  Карен Газарян   /  Василий Гатов   /  Марат Гельман   /  Леонид Гозман   /  Мария Голованивская   /  Александр Гольц   /  Линор Горалик   /  Борис Грозовский   /  Дмитрий Губин   /  Дмитрий Гудков   /  Юлия Гусарова   /  Иван Давыдов   /  Владислав Дегтярев   /  Орхан Джемаль   /  Владимир Долгий-Рапопорт   /  Юлия Дудкина   /  Елена Егерева   /  Михаил Елизаров   /  Владимир Есипов   /  Андрей Звягинцев   /  Елена Зелинская   /  Дима Зицер   /  Михаил Идов   /  Олег Кашин   /  Леон Кейн   /  Николай Клименюк   /  Алексей Ковалев   /  Михаил Козырев   /  Сергей Корзун   /  Максим Котин   /  Татьяна Краснова   /  Антон Красовский   /  Федор Крашенинников   /  Станислав Кувалдин   /  Станислав Кучер   /  Татьяна Лазарева   /  Евгений Левкович   /  Павел Лемберский   /  Дмитрий Леонтьев   /  Сергей Лесневский   /  Андрей Макаревич   /  Алексей Малашенко   /  Татьяна Малкина   /  Илья Мильштейн   /  Борис Минаев   /  Александр Минкин   /  Геворг Мирзаян   /  Светлана Миронюк   /  Андрей Мовчан   /  Александр Морозов   /  Егор Мостовщиков   /  Александр Мурашев   /  Катерина Мурашова   /  Андрей Наврозов   /  Сергей Николаевич   /  Елена Новоселова   /  Антон Носик   /  Дмитрий Орешкин   /  Елизавета Осетинская   /  Иван Охлобыстин   /  Глеб Павловский   /  Владимир Паперный   /  Владимир Пахомов   /  Андрей Перцев   /  Людмила Петрановская   /  Юрий Пивоваров   /  Владимир Познер   /  Вера Полозкова   /  Игорь Порошин   /  Захар Прилепин   /  Ирина Прохорова   /  Григорий Ревзин   /  Генри Резник   /  Александр Роднянский   /  Евгений Ройзман   /  Ольга Романова   /  Екатерина Романовская   /  Вадим Рутковский   /  Саша Рязанцев   /  Эдуард Сагалаев   /  Игорь Свинаренко   /  Сергей Сельянов   /  Ксения Семенова   /  Ольга Серебряная   /  Денис Симачев   /  Маша Слоним   /  Ксения Соколова   /  Владимир Сорокин   /  Аркадий Сухолуцкий   /  Михаил Таратута   /  Алексей Тарханов   /  Олег Теплов   /  Павел Теплухин   /  Борис Титов   /  Людмила Улицкая   /  Анатолий Ульянов   /  Василий Уткин   /  Аля Харченко   /  Арина Холина   /  Алексей Цветков   /  Сергей Цехмистренко   /  Виктория Чарочкина   /  Настя Черникова   /  Ксения Чудинова   /  Григорий Чхартишвили   /  Cергей Шаргунов   /  Виктор Шендерович   /  Константин Эггерт   /  Все

Наши колумнисты

Владимир Сорокин

Владимир Сорокин: Низкие звуки

Архаический акт выпускания Homo sapiens'ом газов сразу делает из него кентавра. Будь ты нанотехнологом, пианистом, моделью, архиереем, президентом США или балериной — после этого, с детства хорошо всем знакомого звука ты обыкновенный кентавр, и ничто кентаврическое тебе не чуждо

Иллюстрация: Валентин Ткач
Иллюстрация: Валентин Ткач
+T -
Поделиться:

Человек пукает, пердит, бздит. Его телесный низ, воспетый Рабле и осмысленный Бахтиным, во весь свой голос заявляет о себе, противопоставляя трубный глас перистальта речи человеческой и одухотворенному верху.

Как у Пригова:

 

После с работы домой прихода

Он ходит по комнатам взад-вперед

И громко пукает из заднего прохода,

А спереди — песни поет.

 

Настоящий кентавр!

Эти древние низкие звуки, сотрясающие тела человеческие, с настойчивостью Сизифа веками прорываются наверх, в цивилизованную жизнь и культуру, отстаивая свое право на существование, на мифологию, на осмысление теми, кто их издает.

Осмысление и мифология начинаются с детства, ребенок довольно быстро осознает пук как поступок и оружие против структурированного, запретительно-высокомерного мира взрослых.

— Боря, ты опять испортил воздух?! Становись в угол!

— Таня, ты напукала?! Как не стыдно!

Боря наказан, но доволен: он легко разрушил недосягаемый порядок взрослых. Танюше стыдно, но она поняла, что за этим звуком стоит что-то серьезное.

В школе это оружие малолетних трикстеров совершенствуется и модернизируется.

— Я пернул на уроке ботаники! — звучит как доблесть и геройство.

А сколько дворовых шуток и анекдотов было связано с пуком. МРП — милиция разрешила пердеть. МЗП — милиция запретила пердеть. Известный акт коллективного «расстрела изменников Родины», когда на приговоренных наставляются указательный пальцы и производится залп.

Помнится, один второгодник по кличке Труба изощренно «опустил» несчастную девочку из интеллигентной семьи на школьных танцах, пригласив ее, а затем громко пукнув и громко же откомментировав:

— Здесь люди танцуют, а она сюда пердеть пришла!

В армии и тюрьме, где телесный низ царствует беспредельно, а скатологические шутки являются признаком хорошего тона, изобретательные Homo sapiens'ы открыли настоящий цирковой номер «Горящий бздёх»: солдат или зэк, приспустив штаны, ложится на край нар и выпускает газы, поджигаемые ассистентом. Струя пламени замеряется. Чемпионы премируются.

Хиппующие студенты 70-х щеголяли словечком «взбзднулось».

В литературу бздёх стучится настойчиво еще со времен Рабле. Но сила этого мифа настолько разрушительна для серьезного литературного контекста, что мало кто из классиков рискнул впустить этот звук в свое произведение.

Конечно, трудно представить Пьера Безухова, выпускающего газы в момент, когда он в бешенстве хватает мраморную столешню и разбивает ее у ног Элен с криком: «Я тебя убью!» Это разрушит сцену. Но при его схватке с французскими мародерами ему, как русскому медведю, вполне было бы уместно издать парочку низких звуков.

Увы, дело тут не в Толстом, а в отношении русской литературы XIX века к телесности. Даже вспотеть было невозможно героине романа, не то что пукнуть...

В советской литературе дети не смели пукать ни в детском саду, ни даже в песочнице: они тем самым взрывали советскую пуританскую мораль, основанную на подавлении всего личного и телесного.

Зато в литературе подполья и нового, постсоветского времени перекос исправили. И телесный низ стал подниматься зачастую слишком  высоко:

«N.N. со своей дамой подходил к огромному зданию загса. Дама была как будто бы как дама: в синем стандартном пальто, в точеных сапожках. Однако ж вместо лица у нее была задница, впрочем, уютно прикрытая женственным пуховым платочком».

Преодолев оторопь, работник загса спросил у этой дамы фамилию.

«Дама издала из заднего прохода какой-то свист, в котором различимы были слова: "Петрова Нелли Ивановна"».

Это из рассказа «Петрова» нашего метафизического гения Юрия Мамлеева.

В свою очередь ваш покорный слуга в рассказе «Дорожное происшествие», писанном в 1984 году, при помощи постмодернистских аргументов доказывал необходимость установления на одной из площадей Москвы памятника вечногорящему бздёху.

Сдается мне, что к нему не заросла бы народная тропа.

Комментировать Всего 36 комментариев

Замечательный рассказ! И чеканно звучит: пук как поступок!

Мне вспоминается забавная история, произошедшая со мной в студенческие годы. Занимаясь со мной любовью,  моя подружка долго не могла достичь оргазма. Я от чрезмерного  усердия помочь ей нечаянно широко пукнул, она тут же взорвалась  заливистым смехом и продолжительно кончила. 

А я не ставил в угол... не стыдил...

.

Сева (3 года) чихнул и пукнул одновременно:

— Я чихаю со всех сторон и сопельки идут.

.

* * *

.

Сева пукнул.

— Ой, Севина попа чихнула. Будь здорова, попа!

— Нет, попа не чихнула.

— А что она сделала?

— Попа пукнула. И не будь здоров!

.

* * *

.

Сева пукнул.

— Что это?

— Попа.

— Что попа?

— Попа кашльнула…

.

* * *

.

Сева готовится пописать. Застыл над унитазом. Вдруг пукнул.

— Попа помогает. Попа писать помогает.

Алексей, в три года за это не ругают...

Я себе не представляю такого и в более старшем возрасте (моим детям сейчас 9 и 11 лет).

.

Владимир, а что это за история с НИЗКИМИ ЗВУКАМИ: вчера их выложили, убрали, сегодня опять выложили?.. Как бы Вас не сократили... как давеча Елизарова.

Вы толерантный отец, это хорошо.

Я не в курсе вчерашних манипуляций. А поводу сокращения - нас всех рано или поздно сократят и уложат в деревянные ящики. И там уже не пукнуть...

Алексей Евсеев Комментарий удален

Алексей Евсеев Комментарий удален

Алексей Евсеев Комментарий удален

"Только греха большого не сделай"

-- А умирать-то не страшно?

-- Умирать... Умирать не страшно. Страшно будет перед Богом стоять. Грехи давят.

-- А мне как же жить?

-- Все грешники. Живи, как живёшь. Только греха большого не сделай. Ну, ладно. Поговорили и хватит. Иди. Иди, милый, иди! Иди с Богом. ... Господи, прими душу мою грешную.

Владимир, а Вы были тоже толерантным?

Да, дочки выглядят довольными отцом...

Вот вот - об том и речь.

Toilet Training! Есть ли это у кентавров? Anal sphincter  штука весьма утончённая. Я бы сказал софистикейная. Может отделять злаки от плевелов, так сказать. У лошадей, полагаю, этого нет.                                            

А сколь многое и из фольклорного, и из профессионального музицирования посвящено тематике!.. Бессмертное "У меня была подруга, я её любил. Она пёрнула в постели, я её убил" группы с крайне удачным названием "Сектор Газа". Значительная часть творчества неповторимого Сергея Шнурова. И другие, разные: всех и не перечислишь..

Также довольно забавны бывают житейские ситуации. Например, если в тесном помещении кто-нибудь бзданул, особенно если бесшумно, то не всегда можно сразу определить, кто это был. Обычно все начинают испытующе смотреть друг на друга.. А виновник, как правило, изначально знает, что это был он, но сразу признаваться, конечно же, стесняется. Отнекивается.. Так получается своеобразная игра "мафия". Впрочем, если люди достаточно близко знакомы, то преступник выявляется быстро, а граждане с острым нюхом способны даже различать оттенки этого запаха с тем, чтобы определить его источник. Ведь каждый из нас индивидуален.. Не только сверху, но и снизу, да.

Да, в тесном помещении собирается, например, Большая Восьмерка. Пауза. Голоса стихли. И все они начинают внимательно смотреть друг на друга...

Дмитрий Муравьёв Комментарий удален

..Когда напряжение достигает предела, Б.Обама в свойственной ему непринуждённой манере показывает всем игрушку-"пукалку" из магазина приколов. Присутствующие умиротворённо смеются, а Барак исполняет элементы какого-то ритуального африканского танца и поёт на соответствующий манер что-то вроде "Аха-ха! Обманули дурака на четыре кулака!.."

Сальвадор Дали "Дневник одного гения". Много о написаном выше в приложении к книге Сальвадора Дали "Дневник одного гения":

" ИСКУССТВО ПУКА, или РУКОВОДСТВО ДЛЯ АРТИЛЛЕРИСТА ИСПОДТИШКА, написано графом Трубачевским, доктором Бронзового Коня, рекомендуется лицам, страдающим запорами"

Цитата:

"Пук, задержанный внутри Так, что больно, хоть ори, Может чрево разорвать И причиной смерти стать. Если ж на краю могилы Пукнуть вовремя и мило, Можно жизнь себе спасти И здоровье обрести".

Низкие звуки и возвышающий обман.

Жалко, если этот опус пройдет мимо Михаила Прохорова-отца-основателя. Мне кажется, ему просто необходимо ознакомиться с этим материалом, во-первых, будет раскрепощенней в своей политической, общественной и личной жизни, (и   этот, с позволения сказать, рассказ известного российского писателя очень ему в этом поможет), а во-вторых,  убедится лишний раз, что проект , под названием "Сноб", развивается в правильном направлении,  обрастая новыми темами, буквально отражающими нашу  жизнь, буквально во всех ее далеко не снобских и уж совсем не пуританских проявлениях. Я так понимаю, что членам редакции сайта материал этот понравился, близок, и не противоречит основной концепции проекта.  Одна беда, сопротивляется здесь название проекта  - "Сноб" с тем, что зачастую пишется на его страницах, тем паче, что день ото дня сайт все больше и больше отдаляется от первоначальной своей идеи. Но это дело поправимое. Предлагаю: переименовать название "Сноб" на  "Бздешь" им.В.Сорокина. И на этом успокоится. Кто за?

Для любого проекта - честь называться "Бздеж им. В.Сорокина"

Но лучше "Бздёх им. В.Сорокина". 

.

Платье белое струится и летит

Над молочно-белыми ночами, —

Девушка танцует и пердит,

Поводя доверчиво плечами.

Бледных рук ее задумчивая вязь,

Серых глаз таинственная влага,

Платья незатейливая бязь, —

Все пьянит и плещет, как малага.

Замерла, оцепенела танцплощадка:

Девушка танцует и пердит!

В нарушенье всякого порядка

Платье белое порхает и летит.

Сквозь тела партнеров и товарок,

Через сумрак их костей и вен

Ты летишь, задумчивый подарок,

Северная русская Кармен.

Над ночным угрюмым Петербургом,

Над свинцовой рябью финских вод

Ты летишь с печалью и восторгом.

Сладостен и чуден твой полет.

Бздех змеится шарфом Айседоры

С перегаром каши и котлет.

Девушки потупливают взоры,

Парни молча тянутся вослед,

Парни жадно ноздри раздувают,

Втягивают бздеха облака

И толпу плечами раздвигают,

И бурлят, и стонут, как река.

Но догнать тебя они не в силе —

Ты летишь, танцуешь и пердишь!

Как Жизель на мраморной могиле

Ты на небе северном стоишь.

Протанцуй и проперди над жизнью

В платьице застенчивом своем,

Серый мир росою бздеха сбрызни,

Разорви постылый окоем.

Пролети над замершей планетой

К островам неведомых светил

Белой неприкаянной кометой,

Шлейфом разрезая звездный мир.

И когда постылая эпоха

В тину Леты сонно упадет,

Пусть созвездье Девичьего Бздеха

Над Землей проснувшейся взойдет!

Миша, пора это положить на музыку.  Момент назрел, хотя писался "Концерт" пятнадцать лет назад...Аутентичный концертный номер...Хорошо бы вписалось в какой-нибудь ныняшний праздничный концерт...Вопрос: кто бы исполнил? Тут трэба померкиваты...

С музыкой надо Десятникова озадачить. 

Мне кажется, что это все-таки эстрадный номер.

Может быть, Людмилу Петрушевскую уговорить?..

могу...

хош и трудны...но отчаго не замахнуться??? если сноб призовет – родится ПЕСССНЯ!!

Кстати, у Чехова телесное проявляется (кажется, в "Дуэли"):  там в комнате жены нехорошо пахло.

"Боря наказан, но доволен: он легко разрушил недосягаемый порядок взрослых". Это знакомо )

В такие моменты, Борис, и формируется мужской характер...

"Хиппующие студенты 70-х щеголяли словечком «взбзднулось»."

Мы в НГУ в конце 60-х искали слово с наибольшим число согласных, идущих подряд. Победило слово "подвзбзднуть" :)

Зато побивает Ваше - и зато это я сам придумал в 5м классе! (ок, в 6м)

А мы в 90-е гласные искали. Нашли "длинношеее".

A мы в конце 80х самую длинную фамилию искали. Нашли "Череззабороногозадерищенский")

Читал, что мама Сталонне придумала целую науку - Рампологию - предсказание судьбы по заднице.

Кстати, а как это пишется? Я всегда думал, что через д. То есть перднуть. А у Владимира просто пернуть. Или можно и так, и так? Не то, что я собираюсь использовать в ближайшеее время это слово в своих писаниях, но все же любопытно мнение знатоков предмета :))

Конечно, правильно: перднуть. Но в тексте это смотрится, увы, как-то старомодно. Как -  надобно вместо надо. "Мне, душенька, надобно перднуть.." Это мог сказать Собакевич своей кислолицей супруге.