![Аватар](https://0d314c86-f76b-45cc-874e-45816116a667.selcdn.net/D86EB215_4AAA_4C32_B65B_3EC8DAB76978_avatar.jpg)
Фотограф Юрий Абрамочкин: За фотографию Boney M я получил партийный выговор
![Фото: Юрий Абрамочкин](https://snob.ru/indoc/attachments/snob2/ce/90/ce907934d3365e5b1a7be9f399778583174e7a3afa35eab7e56fa32f8f6b9895.jpg)
![](https://snob.ru/indoc/attachments/snob2/87/75/87758c8c9ef62bc864b9322b233ef13306b64048a068cf0144b1bcc99d2ac27b.jpg)
О Гагарине, Королёве и неожиданных командировках
Меня долго не брали в штат Агентства печати «Новости», но говорили: «Ты приходи, если будешь нужен — мы тебя отправим куда-нибудь». Поэтому я постоянно крутился в редакции с фотоаппаратом. И однажды подходит редактор и говорит: «Стой здесь и никуда не девайся, сейчас отправимся в одно место, а в какое — не скажу!» Я простоял как вкопанный часа полтора, в конце концов он меня забирает с собой на аэродром, где нас сажают в «начальский» самолет ИЛ-14. Уже в воздухе нам говорят, что мы летим в Сочи, на интервью с Гагариным, — в тот момент он уже стал первым человеком в космосе.
Гагарин давал большое интервью «Правде», а мы с еще несколькими фотографами снимали. И через некоторое время органы безопасности забрали у корреспондентов записные книжки, а у нас — пленки. Мы подняли шум, потому что разрешение на съемку у нас было — для этого, собственно, нас туда частным бортом и привезли. Мимо идет человек в модных широких брюках и в косоворотке, типичный курортник, и говорит: «А что вы тут раскричались? Тут вообще-то люди отдыхают!». Мы только усмехнулись. Через некоторое время нас заводят в помещение, где этот же человек сидит на венском стуле, а все остальные ему в рот смотрят. Я спрашиваю: «А это кто?» «Это С. П.», — отвечают. Я не знал, кто этот С. П., и мне объяснили, что это Сергей Павлович Королев. Он подзывает человека из органов и, обращаясь к нему на ты, говорит, чтобы нам отдали пленки. Вы, говорит, еще потеряете, а фотографы за негативы головой отвечают.
![Фото: Юрий Абрамочкин](https://snob.ru/indoc/attachments/snob2/d7/b8/d7b8f0926caafe3f471a96ebf1e7e8f1c2d9556b2747a1cde64d92fea5b68a42.jpg)
![Фото: Юрий Абрамочкин](https://snob.ru/indoc/attachments/snob2/f3/e8/f3e8c0c899f6a75d0ad279bf393fe4ccd2cecb9f1153b9d0b7e659fe0370a3d5.jpg)
На следующее утро я, имея один кадр, сделанный на интервью с Гагариным, выхожу из своего номера, а на лавочке сидит — он! И говорит мне: «Если хочешь сфотографировать, давай скорее, пока никто не пришел и не запретил несанкционированную съемку». Я сделал несколько снимков, он еще и подпрыгнул для меня пару раз. Люди из органов опять пришли, зашумели, но Гагарин меня не выдал, сказал, что я без их разрешения не думал начинать фотографировать. Какой-то генерал видел, как я днем раньше разговаривал с Королевым, и разрешил остаться. Я сумел сфотографировать, как Гагарин с женой письма разбирают, и много чего еще.
О фотографах старшего поколения
Фотографы, которые прошли войну, помнят ужас того времени, когда расстрелять могли за что угодно, хоть за гвоздь. При виде партийных боссов и вождей у них начинали дрожать руки. Однажды меня отправили снимать Хрущева в Кремле в полдвенадцатого ночи. Как обычно, не сказали, кого снимать надо — в таких случаях на вопросы отвечали: «Сам все увидишь!». Хрущев тогда только вернулся из Америки. Он вышел, я быстренько его снял и сдал пленку в проявку. Моя начальница, когда увидела снимки, сказала только одно: «Слава богу, четко вышло!». У меня-то руки уже не дрожали — я не знаю того, чему были свидетелями Евгений Халдей и другие «отцы-фотографы».
![Фото: Татьяна Хессо/«Сноб»](https://snob.ru/indoc/attachments/snob2/47/ea/47eab8ba635cb635651ec63b3bc29c0ccdd12c3d7f5a6f31c529934b58e6177c.jpg)
![Фото: Татьяна Хессо/«Сноб»](https://snob.ru/indoc/attachments/snob2/c4/ae/c4aefb8418bf4062c967ec0ec4723d78792c3cac8f772449c868bc967d0e207b.jpg)
О группе Boney M и зависти
За фотографию Boney M на Красной площади я почти получил партийный выговор. Я к тому моменту достаточно проработал в Агентстве печати «Новости» и был, скажем так, не последним репортером, поэтому получил задание сфотографировать музыкантов. Важные задания не проходили мимо меня, потому что система так работала: человек тянет, вроде делает что-то неплохо — значит, нет смысла экспериментировать и искать еще кого-то, пусть тянет. Когда упадет, тогда и заменим. Вот меня и не меняли, всегда давали важные задания.
![Фото: Юрий Абрамочкин](https://snob.ru/indoc/attachments/snob2/0e/5c/0e5cbc917da1e999608e10af6aa8378b95443803d25c2e9bf4742a6c55d737c4.jpg)
![Фото: Юрий Абрамочкин](https://snob.ru/indoc/attachments/snob2/bb/7c/bb7c859d5c3e6836b92d41ba4859e005c852ee258be6f83172d2d192818399a6.jpg)