Ярмарка Art Basel Miami является одним из самых крупных ярмарочных проектов современного искусства, в этом году ему исполняется 7 лет. В городе Майами есть два художественных музея. В крупнейшем из них – Bass Museum мы в качестве специального проекта открываем выставку Russian Dreams…, которая продлится до 8 февраля. Вот такую вот Russian Dreams с тремя точками Россия дарит Майами и всей публике, которая соберется здесь.

В нашей выставке Russian Dreams… участвуют 23 художника. В том числе такие звезды, как Владимир Дубосарский и Александр Виноградов, группа AES+F, Саша Пономарев, Дмитрий Гутов, Сергей Шутов. Можно сказать, что это наши патриархи, хотя патриархам меньше полувека, но все они сформировались еще во времена перестройки, этих знаменитых середины-конца 80-х годов. Эти художники и сегодня активны, они визитная карточка российского современного искусства. И есть совсем молодые, для некоторых это первый крупный выставочный проект за рубежом, например, Ростан Тавасиев, Хаим Сокол. В проекте участвует Юлия Мильнер, наша молодая художница, которая была на Венецианской биеннале и у которой недавно совсем была выставка в Европейском Доме фотографии в Париже. Есть огромная замечательная инсталляция Володи Тарасова, нашего патриарха джаза, композитора и замечательного художника. Он когда-то выиграл «Золотого льва» на Венецианской биеннале вместе с Ильей Кабаковым, а сейчас создал избу, внутри – советские обои, которые удалось найти только в Белоруссии, нигде более их не делают. В избе окно открытое, за ним пейзаж осенний и играет народная музыка. Можно сидеть на лавочке и слушать эти песни, немножко брутальные, немножко заунывные. Юрий Аввакумов привез мавзолей, который в этот раз оделся в стразы. Все-таки мы в городе Майами, в городе роскоши, все витрины сверкают, все девушки блестят – несмотря на холод, они с утра уже в вечерних платьях. А художник Саша Пономарев пускает нам нимбы. Привезли специальную машину для выдувания нимбов, которые, конечно, похожи на сигаретные кольца и символизируют эфемерность всего, с чем мы сталкиваемся и в художественной сфере и, в конце концов, в нашей жизни. В результате получился большой многоголосый дом, в котором много комнат, которые живут, перекликаются, входят друг с другом в контакт. Я думаю, что эту энергетику, эту витальность, этот драйв, который заложен в нашей выставке, люди почувствуют.

В это время в Майами все бурлит, все пространства, возможные и невозможные, заполнены искусством. Когда я сюда летела через Париж, то это был третий самолет, забитый французскими галеристами, коллекционерами, художниками, то есть есть надежда, что все приедут. Конечно, все волнуются, потому что арт-рынок – это барометр художественной жизни, как рынок – барометр экономической ситуации. С другой стороны, у всех эйфорическое настроение. Потому что в последнее время все понимают, что с таким раздутьем рынка возникает воздушный пузырь, и все мечтают, чтобы в искусстве снова было можно найти базовые ценности, которые в последнее время заменялись. И я думаю, что в искусстве мы снова начнем говорить о художественном смысле и художественном качестве произведений, а не о том, сколько они стоят.

Ольга Свиблова рассказывает о выставке Russian Dreams…